Аутосомная генетическая общность

Дэвид Райх в своей книге «Кто мы и как сюда попали» ввел понятие генетическая общность, но строго не определил его. Такое понятие может относиться и к территории – «генетическая общность Прибайкалья» и гаплогруппе – «генетическая общность Y-гаплогруппы R1». По аналогии у меня возникла мысль ввести понятие аутосомной генетической общности. На эту мысль идею меня натолкнула, можно сказать уже ставшая классической, ситуация при прочтении аутосомных хромосом представителей Ямной культуры и Культуры шнуровой керамики, когда такой анализ показал идентичность двух различных Y-гаплогрупп R1a и R1b.
Казалось бы, нонсенс, но фактически анализ подтвердил аутосомную тождественность этих гаплогрупп, что, скорее всего, показывает, что они образовались в одном и том же регионе, и примерно в одно и то же время. А также достаточно продолжительное время существовали рядом. 
Аутосомная генетическая общность – это общность людей (организмов) генетически схожих при полногеномном или широкогеном исследовании аутосомных хромосом.
При этом следует учитывать, аутосомная генетическая общность (autosomal genetic community - AGC) является параметрической функцией AGC = AGC (Р). Причем Р – параметры могут быть различными, в том числе и являться многомерной величиной. Они могут включать как фактические показатели, так и параметры различных методов исследования хромосом. Например, гаплогруппа (субклад), или показатель K – число гипотетических предковых популяций (предковых компонент) при анализе предковых компонент  ADMIXTURE.
Таким образом, можно определять AGC как по гаплогруппам или их совокупности, так другим параметрам, используемым при широкомасштабном прочтении генов.   
В книге О.П. Балановского «Генофонд Европы» приведен пример изменения данных анализа предковых компонент при увеличении значениях K, при этом происходит выделение новых компонент. При K< 6, коренное население Австралии и Океании является частью восточноевразийского компонента, а при K=6, оно выделяется в отдельный компонент. При K=7, выделяется южноазиатско-ближневосточный компонент, при K=8, он распадается на южноазиатский (индийский) и ближневосточные компоненты.
 В этом случае можно предположить, что AGC(K1) распадется на совокупность AGCi(K2), при условии, что K2 > K1.
Возможно, понятие аутосомной генетической общности можно использовать при широкомасштабного анализе генов.
Базальные евразийцы
Термин базальные евразийцы был введен группой Дэвида Райха для
обозначения одной из популяций призраков, это тоже их термин. При
проведении анализов древних ДНК Европы и Ближнего Востока, Иосиф 
Лазоридес из группы Дэвида Райха предположил, что должна была
существовать еще одна популяция. Эту популяцию он назвал базальными
евразийцами.    
Причем эта популяция должна была отойти от общечеловеческого ствола раньше, чем произошло отделение предков представителя со стоянки Мальта (ANE), европейских охотников собирателей (HG) и «восточноазиатов». Причем, с точки зрения потомков, их предковый вклад в современное население Европы и Ближнего востока не менее важен, чем вклад древних северных евразийцев.
В ходе дальнейшего анализа древних ДНК Ближнего Востока группой Дэвида Райха, был сделан вывод, что 14-10 тысяч лет назад вклад базальных евразийцев составлял не менее 50% в населении этого региона. А в населении Европы примерно половину от этого. Так вклад базальных евразийцев в генетические общности людей проживавших 10 тысяч лет назад на территориях современного Ирана и Израиля достигал 50%, хотя это были длительное время (десятки тысяч лет) разделенные территории. 
Также в ходе исследований был сделан вывод, о том, что в ДНК базальных евразийцев отсутствовал или был минимальным вклад неандертальской ДНК.
Дэвид Райх в своей книге «Кто мы и как сюда попали, задается вопросом: «нужно будет как-то объяснить равновысокую пропорцию наследия базальных евразийцев у древних охотников-собирателей и фермеров с иранской кавказской территорий».
Рискну попробовать это объяснить
Согласно моей гипотезы, изложенной в книге «Первоначальное расселение людей современного анатомического типа в Евразии», на территориях современных Северо-западного Китая и Западной Монголии в древности существовала метапопуляция современных людей. Предки современных северных восточноазиатских народов (в частности китайцев – хань) отделились либо незадолго до образования этой популяции либо даже входили в ее состав. От этой популяции также отделились предки западных евразийцев и предки северных евразийцев, то есть предки ANE.
Предки западных евразийцев по северным склонам Среднеазиатского горного массива мигрировали на запад, а затем на Иранское нагорье. Именно они явились автохтонным населением Иранского нагорья.
Далее их путь лежал на юг до Аравийского моря, затем интересующая нас часть мигрировала по западным склонам Загроса до Южного Кавказа.
Далее по южному побережью Черного моря до перешейка на Балканы и на Восточное побережье Средиземного моря. Далее шло расселение по Средиземноморскому побережью на запад и на юг.
Таким образом, на территории юга Средней Азии, Иранского нагорья, Южного Кавказа (Закавказья), восточного и северного Средиземноморья образовалась единая генетическая общность. Эта общность включала в себя представителей Y-гаплогрупп: G, JI, J, T, L и возможное еще другие малочисленные группы.
Наибольшим претендентом на звание базальных евразийцев подходит генетическая общность гаплогрупп JI и J. На нее приходится около половины древнего населения Иранского нагорья, Южного Кавказа и Восточного Средиземноморья. В Европе, после образования Y-гаплогруппы I, достаточно большая часть охотников-собирателей.
Таким образом, генетическая общность гаплогрупп JI и J, а затем I, полностью соответствует пропорциям среди населения, достаточно близко к временам разветвления ствола человечества. Единственно ни чего не могу сказать по доле неандертальской ДНК.


Рецензии