Кино. Тамара Фёдоровна Макарова

                НЕСРАВНЕННАЯ ТАМАРА МАКАРОВА


    Деликатный телеканал «Доверие» в августе 2013 года меня порадовал - подарил «Неделю с Тамарой Макаровой». Это хорошая идея – показывать фильмы с теми актёрами, которые ушли в мир иной, но остались в истории кино и театра, а теперь   мало известны или не известны новым поколениям.

   Выписываю о ней из энциклопедического словаря:
   МАКАРОВА ТАМАРА ФЁДОРОВНА родилась 13 августа (по старому стилю – в июле) 1907 года в Санкт-Петербурге; прожила девяносто лет. Киноактриса; звание «Народная артистка СССР» получила в 1950 году. В 1982 году стала Героем Социалистического Труда. Дважды получала Государственную премию СССР – в 1941 и 1947 годах. Член КПСС с 1943 г.
   Снималась в кинофильмах «Семеро смелых» (1936), «Учитель» (1939), «Маскарад» (1941), «Дочки-матери» (1975), «Юность Петра» (1981), «Лев Толстой» (1984), «Журналист» (1967) и многих других.
   Преподаватель, профессор ВГИКа.
   Супруга кинорежиссёра Сергея Аполлинариевича Герасимова (1906 - 1985).
   Они учились вместе в одном театральном учебном заведении в Санкт-Петербурге. Там и поженились.

   Тамару Макарову называли «женщиной-загадкой», сравнивали с Гретой Гарбо (американская актриса, звезда Голливуда; по происхождению шведка).
  Не понимаю, зачем кого-то с кем-то сравнивать? Тамара Макарова была просто актрисой Тамарой Макаровой.  Несравненной и неповторимой. Очень красивой.
   Если бы в её время в СССР популярных актёров называли «звёздами», то она была бы кинозвездой Советского Союза, «звездой Мосфильма» или иной киностудии. И звучало бы это не хуже, чем звезда Голливуда.
   Тамара Фёдоровна родилась в интеллигентной семье. Отец  был военным врачом. К сожалению, ничего не знаю о её маме. В её время девочек учили хорошим манерам. В детстве она занималась балетом. Вот откуда у актрисы прямая спина и манера сидеть, не прислоняясь к спинке стула.

   Я не работаю в кино.  Но с Тамарой Фёдоровной была знакома. Как-то я получила задание от одного журнала (теперь он не выходит): встретиться с актрисой и расспросить её об участии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. К началу войны она была уже известной актрисой, зрелой женщиной.

   С большим сожалением должна признаться, что мало помню из рассказа Тамары Фёдоровны, а журнал и блокнот не сохранились (потери переездов). А если я их найду, то обязательно допишу что-то из её рассказа.
   Знаю, что она, как и многие советские женщины, окончила медицинские курсы Российского Общества Красного Креста (РОКК). Они задолго до войны были открыты во всех городах и районах Советского Союза.
    До 1943 года Сергей Герасимов и Тамара Макарова находились в осаждённом немцами Ленинграде. На сайте «Культурология. РФ» я прочитала: «Тамара Макарова принимала активное участие в обороне города – работала инструктором в Политуправлении фронта и медсестрой в одном из госпиталей».
   Она была санитарной дружинницей. С навыками, полученными на курсах Красного Креста: как перевязывать раненых, делать уколы, кормить тех, кто сам не мог есть…
   
   Я хорошо помню, как пришла в квартиру Герасимова-Макаровой. Они жили в жилой части гостиницы «Украина». Меня встретила  женщина, наверное, помощница в этой семье. Дверь из небольшой прихожей была открыта, и я увидела столовую.
  Это была  узкая светлая комната, в центре которой стоял стол. Вокруг него могли поместиться человек двадцать или больше. Длинный стол был закрыт белой скатертью; на нём стояли тарелки, а возле них лежали ножи и вилки. Больше ничего. Помнится, я подумала: «Как в лучших домах Лондона». Здесь часто бывали гости, потому таким образом и готовился заранее стол.
  Меня проводили в комнату, которую нельзя было назвать ни холлом, ни альковом. Может, это была маленькая гостиная – без окна и дверей. Там стоял большой диван и стол. На стене висела картина. И затем я увидела ещё много картин, как мне рассказала Тамара Фёдоровна, это были подарки ей и Сергею Аполлинариевичу от поклонников их таланта и друзей.

   Тамара Фёдоровна была в удлинённой узкой юбке и свитере неброского цвета. У неё всё было гармонично и артистично. Прямая спина, стройная, худощавая, несуетная походка, неторопливая речь… В прошлые века в длинных пышных платьях с корсетом она бы смотрелась по-королевски величественно.
   Я уверена, что Петербург (как бы не называли этот город на Неве) каким-то таинственным образом шлифует всех, кто там рождается. Словно скульптор, он лепит лица, характер, манеры, таланты, благородность личности.

  Родилась актриса в двадцатом веке. Сниматься в художественных фильмах начала в ту пору, когда главным цензором кино (а также прозы, стихов, драматургии, архитектуры, музыки…) был большевик Иосиф Джугашвили, он же – Сталин. Он был и цензором, и редактором текстов. А потому многие фильмы, в которых играла Тамара Макарова и другие советские актрисы (и актёры), теперь кажутся наивными и псевдопатриотическими.
  И никто не может сейчас осуждать советских актёров. Жизнь человека короткая, а период востребования актёров, особенно актрис – ещё короче. Всем актрисам, пока молоды,  хочется сыграть юных героинь в пьесах Шекспира «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло» и других.
 Из классики, насколько я знаю, Тамаре Макаровой посчастливилось сыграть только в кинофильме «Маскарад», снятом по одноимённой драме поэта Михаила Лермонтова. Режиссёром фильма был С. А. Герасимов. Получился прекрасный супружеский дуэт.

   Когда смотришь подряд фильмы, вышедшие на экран в предвоенные сороковые и последующие годы – до смены сталинского режима на хрущёвский и дальше – видно, как были несвободны сценаристы, кинорежиссёры, а тем более – актёры, в своих замыслах; как вынуждены они были писать и говорить «правильные» слова, постоянно славить «родную коммунистическую партию», социализм, коммунизм.
   Достаточно посмотреть  советскую киноклассику: «Чапаев» (1934), «Мы из Кронштадта» (1936), «Возвращение Максима» (1937), «Депутат Балтики» (1937), «Человек с ружьём» (1938), «Член правительства» (1939), «Щорс» (1939) и особенно «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) и сравнить с тем, что мы знаем  теперь о тех событиях и тех персонажах, чтобы пожалеть всех, кто создавал те фильмы.
   Пожалеть за ложь, за неискренность, за то, что этим людям (или – части из них) пришлось зажимать себе рот, чтобы не кричать от душевной боли.

   Не видела фильм Дзиги Вертова «Три песни о Ленине» (1934). И какие такие песни можно было снять о человеке, которому в голову пришла бредовая идея «осчастливить массы», да ещё не только в России, но и всего мира? «Массы» - по-другому население России Владимир Ульянов не называл.
  Может, конечно, актёры, игравшие Ульянова-Ленина, ни о чём не жалели, так как были на сто процентов обласканы советским правительством: наградами, премиями, квартирами, автомобилями.
   Рассказывали такую историю. В перерыве между съёмками один из коллег подошёл к актёру, игравшему роль Ленина (возможно, это был Борис Щукин), и похлопал его по плечу. Кто-то увидел эту сцену и «доложил», куда следует. На орехи досталось тому актёру за дружеское похлопывание «Ленина».

                ЛЮБАЯ КУХАРКА?

   Но вернусь к той «Неделе с Тамарой Макаровой» на телеканале «Доверие».
  Я не буду подробно рассказывать о фильмах, а только упомяну некоторые эпизоды с актрисой, которые мне кажутся наиболее интересными.
  «Семеро смелых» я видела в программе разных каналов несколько раз только в этом году. Поэтому не буду о нём вспоминать.
  А вот «Учитель» не показывали, наверное, с ушедшего двадцатого века. И «Семеро смелых» и «Учитель» снимал С.А.Герасимов. В этих и в других фильмах Сергея Герасимова главные роли играет его любимая (в этом я не сомневаюсь, несмотря на разные слухи) жена, красавица – Тамара Макарова.
 
  В «Учителе» действие происходит в селе. Тамара Макарова играет колхозницу Груню. В 1939 году, когда фильм вышел на экраны, актрисе было 32 года.
  Клуба в селе, вероятно, не было, а потому молодёжь собиралась в чьей-нибудь избе. Груня в узкой юбке ниже колен, талию перехватил широкий пояс. На лбу чёлка – не чёлка, а какой-то блин из волос. Я бы сказала, что девушка Груня была «в теле».

   Девчата поют частушки. Поёт и Груня:
   «Я девчонка боевая.
   Боевая, хоть куда!» (не гарантирую точность второй строчки).
   Танцуют парами, возможно, краковяк. Груня танцует так, словно, ей, то ли не хочется пребывать в том обществе и скучно, то ли она стесняется – наклоняет голову, а лицо непроницаемое.
  Натанцевавшись, убегает к окну. К ней подходит подруга, спрашивает:
   - Ты чё?
   - А ни чё! – отвечает Груня.

   В фильме ещё несколько ведущих персонажей. Учителя в этом селе играет Борис Чирков. Он старше Тамары Макаровой на шесть лет, но в фильме выглядит молодо. Попутно скажу, что испытываю к этому актёру симпатию. Не видела его игру в театрах и все фильмы с его участием. Но «Верные друзья» не пропускаю.
   В фильме «Учитель» есть несколько моментов, которые делают его не совсем занудным. Предполагаю, что они придуманы Сергеем Аполлинариевичем.
  Учитель Степан на бричке, в которую впряжена лошадь, поехал в город за учебными пособиями. Когда возвращается, видно, что накупил всего много. Но самое приметное: над грузом возвышается скелет; от толчков брички скелет скалится, машет ручками и ножками.

 Сестра учителя Степана – подруга Груни.  Героиня Тамары Макаровой влюбилась в Степана.
   - Я как в глаза посмотрела… Человек содержательный.
   Так она откровенничает с подругой. Но, видно по всему, что учитель не разделяет её чувство. И девушка рада, что уезжает на курсы в Москву.
  Перед отъездом Груня зашла к подруге. В комнате Степана скромно, но много книг. Груня увидела на письменном столе брошюру «Крестьянская война в Германии», написанную Ф. Энгельсом.
  Девушка берёт брошюру в руки и зовёт подругу:
   - Иди сюды!
  А тут и Степан явился. Не помню всю эту сцену, возможно, Груня попросила почитать опус Энгельса. На что учитель ответил так:
   - Полезная книжка. Только не рано ли будет?

 А вот версия рассказа А.П.Чехова «Ванька», изложенная этим учителем.
  «На деревню дедушке, Константину Макарычу», - читает с надрывом Степан  письмо девятилетнего мальчика-сироты. А потом он говорит  ученикам, что письмо это, хоть и было без точного адреса, не пропало. Оно дошло, но не до дедушки Константина Макарыча, а до Владимира Ильича Ленина. Ленин помог Ваньке Жукову выучиться, чтобы стать большевиком.
   «Отпад!», - как сказала секретарша – героиня актрисы Лии Ахеджаковой  в фильме «Служебный роман».

   Ещё один эпизод. Его можно было бы назвать смешным, если бы в нём не было так много горькой иронии режиссёра, которому не давали снимать то, что он хотел. Я так предполагаю.
   Груня брошюру «Крестьянская война в Германии» выучила наизусть. И потом шпарила без запинки целые страницы на экзаменах в Москве. Деревенская девушка здесь уже выглядит несколько по-другому, чуть больше по-столичному.
   Играет Тамара Макарова эту роль с блеском. Своими неповторимыми интонациями голоса – чуть растягивая слова, она пытается оживить тусклую роль.
   Конечно, это не её роль.  Все эти «сюды», «ни чё» - не из репертуара рафинированной (изысканной, утончённой) Тамары Макаровой.
   Но что им оставалось делать! Не у всех советских актёров был большой выбор ролей. Играли то, что предлагали, отлично понимая, что жизнь бежит быстро, красота вянет. Никто не хотел годами сидеть на скамейке запасных игроков. А создатели кино во все времена больше любят молодых.

   Сюжет «Учителя» напомнил мне одно утверждение вожака «революции» в России в 1917 году Владимира Ульянова-Ленина. В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (1917) он написал:
   «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством… Но мы… требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту» (в этом тексте есть слова, набранные курсивом).

   Это другая тема. Но чуть отвлекусь.
   Во времена жизни и работы Герасимова-Макаровой и их коллег цитаты, тезисы Ленина, а также его «святая» жизнь, как приправа к блюдам, присыпали  литературу, изобразительное искусство, кинофильмы. Был ещё в их время Иосиф Джугашвили-Сталин, как положительный герой советской власти.
   И пока «творили» Ленин и Сталин, не могли творить, как хотели, те, кто имел отношение к кино. Не помню точно цитату Ульянова, кажется, он написал так: «Из всех искусств - для нас важнейшим является кино».
   Долгое время эта фраза красовалась на стене большого зала Московского дома кино. Может, и сейчас она там есть.

  Любую кухарку и любого чернорабочего (никогда не знала, какую работу выполняет чернорабочий; предполагаю, что такого слова нет в языках других народов – В. Ф.), конечно, можно обучить управлять какими-то отраслями в государстве. Ничего особенного в этом нет. Не Боги горшки обжигают.
  Но на деле, Ленин и его сотоварищи по «революции» не допускали кухарку и чернорабочего управлять государством в полном смысле этого слова.

  Очень хотелось бы узнать, кого он имел в виду под словом «мы»: мы не утописты… мы знаем… мы требуем?  Уверена, в «мы» не было места кухарке.
   Кухарка, получив образование, как деревенская девушка Груня, могла бы подобрать себе толковую команду и чем-то важным заниматься в государстве. А вот юристу по образованию – Ленину не хватило знаний, чтобы подобрать себе толковую команду и без крови удерживать власть большевиков. А ещё лучше – не устраивать военного государственного переворота в октябре 1917 года в России. И в слове «революция» есть запах пороха и крови.
   Опираться лишь на сознательность рабочих и солдат – это была утопия Ленина.
   Во все времена хребет благополучия любой страны – профессиональные знания народа, не зависимо от чинов и должностей. А не винтовка!

   И ещё вопрос: почему дворянин Владимир Ульянов из небедной семьи с такой ненавистью относился к богатым? Завидовал? Лукавил? Или не отдавал себе отчёта в поступках?
   Это важный вопрос, хотя бы потому, что многие годы советской власти главными героями в отечественных фильмах были трактористы, доярки, стряпухи, рабочие заводов и фабрик. И, конечно, апостолы коммунистической партии: секретари её обкомов, горкомов и прочих комитетов. 
  Редко прорывались в герои кинофильмов те, кого называли «прослойкой» между рабочими и колхозниками: учёные, писатели, актёры, учителя, врачи и так далее. Называть самых образованных людей в стране «прослойкой» могли только чужеродные биологические существа.

                «ВСЁ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ БОЛИТ»

   Возможно, что ближе к концу жизни Сталина пошли какие-то послабления  в жанрах и героях кинофильмов.  Сценаристке М.Смирновой и режиссёру С.Герасимову удалось снять фильм «Сельский врач» (1951). Его называют «киноповестью Сергея Герасимова».
  Не думаю, что этот кинорежиссёр был доволен своим произведением. Сюжет не блещет какими-то находками: ни в поведении героев, ни в их речах и диалогах, ни в операторских съёмках.
   Предполагаю, что просмотровые залы в кинотеатрах не пустовали, поскольку Интернета тогда не было, кинофильмов  выходило немного, а аппетиты у зрителей во все времена большие. Зарубежные картины смотрели только  «на закрытых просмотрах» да «на ближних дачах».
  Фильм  «Сельский врач» вошёл в историю русского кино. И хорош он тем, что в нём уже есть намёк на критику.
   Здесь появляются актёры, ставшие потом любимцами и любимицами публики: Всеволод Санаев (здесь с пышными усами), совсем молоденький Владимир Гуляев (это его экзотическое «стрыбайте» и гитара в чаще показываемом по телевидению фильме «Весна на Заречной улице»), Татьяна Пельтцер (возможно, у этой театральной актрисы здесь первая кинороль), Инна Макарова…

   …Первые кадры. Поезд останавливается на станции «Степная». Выходит молодая женщина. Она в пальто, обута в лёгкие ботиночки, на голове шляпка (для фильма, снятого в 1951 году, шляпка у положительной героини – уже прогресс) и чемодан… с книгами.
   Замечу без иронии: книги тогда читали. Во многих семьях были домашние библиотеки.

   Приехавшая молодая женщина – врач Татьяна Николаевна Казакова. Играет её Тамара Макарова. Здесь глушь, солонцы, мёртвая зона.
  Персонал Горячеключевской участковой  больницы: пожилой врач Арсений Иванович, три медицинские сестры, акушерка, санитарка, няня, завхоз и конюх. Обслуживает больница 24 колхоза. Конечно, никакой машины, бездорожье.
  Татьяна Николаевна начинает знакомиться с больницей.
   - А где рентген? – спрашивает она.
   - Пятьдесят лет здесь сижу, - отвечает Арсений Иванович, - и всё рентгена нет. И лаборатории нет.

   Потом, конечно, начинается приём пациентов. Приходит Баранова (Инна Макарова), у неё болит нога. Татьяна Николаевна хочет её посмотреть, но пациентка говорит:
   - Арсений Иванович, посмотрите меня сами. – А дальше извиняющимся тоном: - Я ему доверяю.
   Татьяну Николаевну это обидело. Когда пациентка ушла, Арсений Иванович сказал:
   - Уже обиделись? А на пациентов обижаться нельзя.
   - Меня война с учёбы сорвала, - отвечает доктор Казакова. – Я два года на передовой была; пока меня тяжело не ранило. И сюда я сама напросилась.
   И рыдает.

   Ещё один приём. Приходит пациентка Петухова, которую играет неподражаемая Татьяна Пельтцер.
   - Вчера была, как новая копеечка, - жалуется она, - а сегодня всё телосложение болит.
   Это, пожалуй, единственный юмор в фильме «Сельский врач».

   Но есть ещё несколько изюминок, которые интересны в этом фильме. Врач Татьяна Николаевна ходит в белом халате, как и положено. Но во всех этих кадрах видны у шеи банты – так завязаны воротники кофточек.
   А, вообще, для деревни Горячие ключи, в которой происходит действие,  колхозники и иные одеты просто шикарно для 1951 года.
   Хотя ещё шикарнее наряды героев - колхозников в весёлом, феерическом фильме И.А.Пырьева «Кубанские казаки», снятом годом раньше, в 1950-м.
   Но это же кино! Мы и любим его за фееричность, за праздничность.

  В палате Татьяна Николаевна подходит к кровати, на  которой женщина мечется  от жара или боли. И…гладит пациентку по голове.
  От этих кадров можно упасть в обморок. Сейчас, в наше более благополучное и сытое  время, чем в 1951 году, нередко можно услышать от  граждан, посещающих поликлиники: врач старается не прикасаться к пациентам; даже хирурги избегают сего.
  Значит, такие фильмы, как «Сельский врач», надо показывать в медицинских институтах и академиях – как наглядное пособие наравне со скелетами и атласами. Как раз в этом фильме полностью выполняется клятва Гиппократа, не отменённая в медвузах и сейчас.

   А что же личная жизнь молодого врача? О ней в письмах к подруге.
   В одном: «Дорогая Люся! Ты пишешь, что влюбилась. А мне сейчас не до этого. Больница на моих плечах…».
   Наконец-то, появляются намёки на личную жизнь. Она сделала операцию агроному и тем его спасла. Он влюбился, и она испытывает к нему симпатию. Но…
   «С тех пор прошло больше года, - пишет она Люсе, - а мы встречаемся с ним, как знакомые. Может, это и к лучшему».

   Не везло героиням Тамары Макаровой. В фильме «Учитель» страдающая от любви Груня наклоняется к Степану с надеждой, что он её поцелует. А учитель даёт ей письма и говорит: «Пойдёте домой, бросьте письма в почтовый ящик». И вся любовь!
  И с агрономом никакой ясности.

  Но любовь и секс в советских фильмах той поры – ни-ни! Фильмы – девственники! Интересно, что бы сделал Сталин, если бы ему показали какую-нибудь современную картину, где такие откровенные постельные сцены и позы, что их спокойно можно назвать порнографией? Наверное, вся бы съёмочная команда оправилась на Колыму.
  И это было бы лицемерием Сталина и его сотоварищей. Из его биографии известно, что он- взрослый, женатый  мужик, будучи ещё в царское время в ссылке, – соблазнил 14-летнюю девочку. Она родила мальчика. И это лишь один эпизод  из жизни «революционера-большевика».
  Нет, я не против любовных отношений в кино. Но здесь всё же нужны определённые дозы, чтобы не дойти до пошлости.

                «МАСКАРАД» И ДРУГИЕ

   Во время «Недели с Тамаровой Макаровой» были также показаны мелодрама «Дорога правды» (1956), «Маскарад» (1941), «Память сердца» (1958).
   Предполагаю, что Тамара Фёдоровна, как актриса, была счастлива именно в  фильме «Маскарад». Ей там было, что играть. К тому же, драму-классику вряд ли кто-нибудь подверг жёсткой цензуре. Поэтому там и бал, и пеньюары, и ревность мужа…Обошлись и без коммунистической партии.

   Остальные, названные выше, фильмы – так себе. В них темы на злобу дня. В «Дороге правды» героиня  Тамары Макаровой – Елена Соболева работает в плановом отделе,  бьётся за то, чтобы отчёты отражали реальное положение дел на заводе. Никакой драматургии в сюжетах! Скука! Удивили: «Цифры берут с потолка»!
   Интересен этот фильм тем, что в нём появляются новые актёрские лица: Людмила Гурченко, Николай Рыбников и его очаровательная жена  Алла Ларионова (кстати, играет любовницу директора завода – редкий персонаж в фильмах тех лет).

   Жалею, что не показали фильм «Журналист». Не помню, чтобы его показывали по телевидению хоть когда-нибудь. Напрасно. На мой взгляд, хоть тема стара, как мир – анонимки, но там  хорошо закрученный сюжет, новые актёры – как киноактёры.
   Невозможно забыть молоденькую Валентину Теличкину – провинциальную журналистку.  Высокий начёс на голове, пухлые губы, манера говорить медленно, растягивая слова…Хороший образ.
 
   Сергей Герасимов и Тамара Макарова играют педагогов, только здесь они  обучают мастерству не актёров, а журналистов.
   Рассказывают, что Тамара Фёдоровна, став педагогом ВГИКа, заботилась о студентах, как о своих детях, постоянно их подкармливала. В «Журналисте» есть такой же эпизод: в своей квартире педагог варит сосиски или сардельки, и кормит молодёжь - подопечных.
   В фильме интересные актёры, содержательные диалоги, нет  «советской святости», набившей оскомину в других фильмах.

    Не видела полностью фильм «Лев Толстой» (1984). Снял его Сергей Герасимов, он же и играет писателя. А Софья Толстая – роль Тамары Макаровой.
  На рекламных роликах этой картины я увидела то, что не было так ясно в предыдущих работах Герасимова-Макаровой: что режиссёр подавляет актрису. Тамара Фёдоровна была такой скованной в этой роли, просто на себя не похожей.

  Лев Николаевич Толстой морально подавлял свою жену. Достаточно прочитать её дневники и воспоминания тех, кто близко знал эту супружескую чету. Подавлял как личность.
   Трудно определить, что движет такими мужчинами: собственное величие, как писателя (кинорежиссёра и т.д.), нелюбовь к женщине (не любя, остаются рядом) или недостаток ума, сдобренном эгоизмом?
   Уверена: а этих женщин удерживает возле мужей ЛЮБОВЬ. А любовь – штука жестокая.
 
   О супружеской чете Герасимов-Макарова  ещё при их жизни ходило много сплетен. В одной был просто готовый сюжет для кино. Мужа обвиняют в постоянных походах «налево», что противоречит уставу коммунистической партии. Ему грозит исключение из партии со всеми вытекающими тяжёлыми последствиями.
  Спасла его жена. Сказала что-то подобное: «А вы у меня спросите, верю ли я в эти сплетни? Не верю. Мой муж – преданный супруг, добропорядочный семьянин».
   Это могло быть былью.

    Вот что я вычитала в книге «Откровения звёзд театра и кино». Составил её А.В.Казакевич. Вышла в Ростове-на-Дону (Феникс, 2006).
   Из откровений кинооператора Владимира Окунева:
   «Сергей Аполлинариевич Герасимов был мужиком сильным, на всех хорошеньких женщин обращал внимание. Сейчас  таких называют секс-гигантами. Помню, едем мы с ним в поезде со съёмок, а он говорит: «Рубите мне голову напрочь (очень любил это выражение), проводница-то хорошая… Мог с проводницей ночь провести, и с уборщицей. Конечно, и студенток своих не пропускал. Девчата к нему домой бегали, когда жена, Тамара Фёдоровна, отсутствовала. У него была маленькая комната, кровать стояла железная. Там он девчат и принимал.
   И посмотрите – до сих пор ни одна его бывшая студентка плохого о нём не скажет. Он всех любил, обо всех заботился. Позвонит – и нет проблем с устройством на работу. Сам в своих фильмах этих девушек снимал. У него четыре выпуска было во ВГИКе. Никто из его выпускниц не затерялся, все нашли достойное место в кино».
   А позже, когда уже некому и не к кому было ревновать, и кое-кто из тех бывших  студенток, обласканных С.Герасимовым,  не удержались и рассказали о любовных отношениях с кинорежиссёром. В частности, одна героиня из его фильма «Молодая гвардия» (1948).
   Но всё это уже дела минувших лет. Лучше, если люди оставляют свои любовные следы, чем кровавые.   
   
    …Я помню, когда последний раз видела Тамару Фёдоровну Макарову. Это было в Московском доме кино. Уже распался СССР. В Доме кино был аншлаг. Правда, это был уже другой Дом кино и другая публика. Так мне показалось.
   Возможно, потому что не витал под его крышей творческий флёр. И даже запах кофе в воздухе не был таким насыщённым и ароматным, как прежде.
   Нет, соль не стала менее солёной, чем прежде. Просто изменилась вся атмосфера жизни. А это всегда несёт с собой другой взгляд на всё, включая кино, его создателей и героев.
   Можно сказать так: меняется аромат жизни.

  В перерыве народ вышел из большого зала и разбрёлся по фойе. На диване рядом с  цветочным оазисом (не знаю, можно ли назвать его «зимним садом») сидела Тамара Макарова, уже много лет к тому времени – профессор и педагог актёрского факультета (мастерская Герасимова-Макаровой) ВГИКа. Она уже была вдовой – Сергей Герасимов умер в 1985 году.

  У актрисы была всё такая же прямая спина и сидела она, не прислоняясь к спинке дивана. Худощавое лицо не потеряло своей привлекательности. Предполагаю, что актриса никогда не стригла волосы. И тогда её гладко причёсанные волосы были собраны в пучок.
   Поразило меня то, что Тамара Фёдоровна  сидела одна. Вокруг бродил народ, а рядом с ней никто не присел. И какой народ бродил! В Дом кино не приходят те, кому кино не интересно.

  Да, конечно, каждое поколение постепенно теряет своих сверстников, и образуется пустое пространство вокруг тех, кто продолжает жить. Но творческое сообщество – это нечто другое. Здесь есть коллеги, соратники, ученики и поклонники. Где же были её и Сергея Герасимова ученики-вгиковцы?
   Постеснялись подойти и поздороваться или разбежались сниматься в массовках и телевизионных сериалах? Но и я не присела рядом с прелестной актрисой. Очень хотелось подойти. Не подошла.
    Наблюдая этот эпизод не на экране, а в холле Дома кино, я погрустила.
    Вполне возможно, что Тамара Макарова не испытывала в тот вечер чувство одиночества. И это всё мои придумки.

   Надеюсь на снисхождение тех, кто будет читать эти мои заметки. Я не кинокритик и не биограф Тамары Фёдоровны Макаровой. Я зритель. О ней написаны книги, в которых подробности личной, творческой и педагогической жизни. Есть документальные фильмы с разными подробностями биографии этой красивой и талантливой женщины.
   Из осаждённого фашистами Ленинграда С. Герасимов и Т. Макарова уехали в 1943 году, если не ошибаюсь, в Ташкент. После жили и работали в Москве.
   В Интернете много фотографий Тамары Фёдоровны: в детстве, юности, в «золотом» возрасте.
   Я написала об актрисе, к которой отношусь с симпатией. Не важно, что она теперь в мире ином. Остались фильмы с её героинями. Там её эпоха, её мир. А эпоху человек выбрать не может. Её жизнь – это страница истории России.
   Тамара Фёдоровна Макарова умерла 19 января (упоминается и другая дата – 20 января) 1997 года.

2 января 2022 года
------------------------------------------
   Эта статья была опубликована несколько лет назад на сайте «Энциклопедия кино» - RuData. ru
  Опубликованное фото из коллекции Яндекс. Картинки


Рецензии
Вы хорошо пишите о Тамаре Макаровой. Это героиня нашего поколения. Но зачем же мешать ее образ со всем остальным винегретом?

Виктор Костылев   23.11.2023 15:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.