Педагогическая стезя

Петька Новиков мучился у доски. Новая физичка, Нина Анатольевна, потребовала написать решение заданной на дом задачи на равномерное движение по окружности. Задача эта была в тетради отлично оформлена, ГДЗ (готовые домашние задания) школьникам в помощь! Но тетрадь взять к доске училка не разрешила, а в голове формулы и что там еще в теории давалось, отсутствовало за ненадобностью. И с подсказками как-то не получалось, Нина предупредила, что подсказчик будет вызван к доске на смену Новикову, а тот отправится на свое место, получив заслуженный неуд.
Нина Анатольевна тоже страдала. Думаете приятно осознавать, что ученикам твой предмет по барабану? Нина перевелась из физико-математического лицея, в котором детей не надо было мотивировать к изучению физики: они знали, куда и зачем шли, а потому задачи решали на порядок более сложные, на уроках обсуждались не только вопросы, входящие в школьную программу, но и проблемы современных научных поисков. Нину в лицее любили и ценили, но когда, наконец, удалось разменять квартиру и разъехаться с бывшим супругом, оказалось, что дорога в лицей отнимает полтора часа времени в одну сторону. Терять ежедневно по три часа женщине, в одиночку поднимающей двух чадушек было недопустимым расточительством.
Образовательное учреждение, в которое перешла физичка, было не какой-то там заштатной школой, но величалось гуманитарной гимназией с естественнонаучным уклоном. Этот самый естественнонаучный уклон внушил Нине совершенно необоснованный оптимизм относительно интереса учащихся к предметам, традиционно относящимся именно к естественным наукам.
В дверь постучали, громко, требовательно. Нина Анатольевне не успела сказать «Войдите», как в класс ввалился Димка Битюгов. К десятому классу Дима вымахал в два метра ростом, с могучей гвардейской фигурой. Над мощным телом Геракла румянилось ангельское лицо.
«Можно?!» - то ли вопросительно, то ли утвердительно рявкнул он с порога, и не дожидаясь ответа двинулся к Петьке, сердечно обнял своего закадычного друга. Далее Дима совершил вояж по классу. С каждым юношей поручкался, каждую девушку наградил поцелуем: кого в щечку, кого в шейку, кого в ушко. Все в пределах приличия.
Пораженная Нина стояла с открытым ртом, взирая на этот продолжительный процесс. Наконец Дмитрий сел на свое место.
«Вы опоздали, Битюгов», - произнесла пришедшая в себя учительница строгим голосом.
«Да, знаю, простите, пробки на дорогах», - ответил ребенок.
«В следующий раз, пожалуйста, входите в класс тихо и сразу садитесь на свое место.»
«Ок! Не вопрос», - согласился красавчик.
Нина Анатольевна взглянула на часы. Отставание от графика проведения урока налицо. По плану надо было вывести формулу нормального ускорения при движении по окружности. А для этого обратиться к геометрии, мимо которой десятиклассники год или два назад прошли маршем. Можно было, разумеется, просто дать выражение без вывода, как божественное откровение, чтобы вызубрили, подставили в него разные числовые значения и, тем самым, решили немудреные задачки из учебника, но Нине претил такой стиль обучения.
«Садись,  два», - сказала она Пете.
«Это почему?» - возмутился Дмитрий.
«Мы  вместе вчера домашку делали. У него все верно, посмотрите в тетради!»
Класс одобрительно загудел.
«Выгнать наглеца за дверь!» - мелькнуло в голове физички. Но учительница тут же осознала всю нереальность такого действия. «Не уйдет, силой – и не педагогично, и не справиться с битюгом.»
Вспомнилось, как совсем недавно в учительской обсуждался инцидент. Молоденькая преподавательница русского языка выставила из класса шкодника – пятиклассника, срывавшего урок. Мальчишка помчался кататься на перилах, что-то повредил себе, да и штаны порвал.  Родители устроили скандал, учительнице пришлось извиняться, покупать новые штаны. Директор едва уговорила возмущенных родителей не выносить сор из избы, то есть не жаловаться в РОНО. Русичку строго предупредили, что в следующий раз минимум – уволят по статье, а может и под суд загреметь. Штраф и условный срок – запросто.
«Нам Игорь Семеныч всегда за верные решения пять ставил», - продолжал Битюгов. «Вы тут новые свои правила не вводите!»
Нина закончила рисовать двойку в журнале. Не спеша записала тему уроков, отметила отсутствующих. Напротив фамилии Димы поставила букву «О», что должно было обозначать опоздание.
Класс постепенно затих. Времени на вывод заветной формулы уже не оставалось.
«Новый материал. Центростремительное ускорение при движении по окружности.» Рука привычно нарисовала a=v2/R (*).  «Решим теперь следующую задачу…  На дом: уметь выводить эту формулу, в учебнике страницы… И вопросы…  Кому интересно – подойдите ко мне после уроков, объясню подробнее».
После уроков, действительно, дверь в кабинет открылась. Вошла директриса, грузная дама, пальцы в золотых перстнях, волосы причесаны и накрашены по последней моде, как у главы районной администрации. Глаза горят гневом.
«Нина Анатольевна! Если вы хотите у нас работать, то, пожалуйста, усвойте традиции гимназии. У нас не принято унижать учеников, не принято ни с того, ни с сего ставить им неудовлетворительные оценки. Высокий статус гуманитарной гимназии подразумевает, как вы должны понимать, ГУМАННОЕ, подчеркиваю, ГУМАННОЕ отношение к детям. Еще позвольте вам напомнить, классный журнал – отчетный финансовый документ.  В нем недопустимы какие-то значки типа нарисованного вами нуля. Наша гимназия борется за высокую успеваемость учеников. У Новикова до вас троек не было, мы уже и отчет в РОНО послали, вы нам портите статистику!»  Затем, смягчившись и перейдя на дружеский и одновременно деловой тон «хозяйка школы» продолжила.
«Завтра мы дадим вам пустой чистый журнал. Придется вам его весь переписать и уж соответственно свои ошибки ликвидировать. Мы знаем, что вы специалист знающий и требовательный, но в своей работе следует учитывать не только собственные привычки, но и специфику учащихся. Родители Новикова – наши спонсоры, а знаете кто тетя Димы  Бугаева? Я вам на ушко шепну. Журналы на выходной возьмете себе, а в понедельник старый мне лично в руки, а новый – на стеллаж. Всего хорошего!» И завершив монолог, директор удалилась громко цокая каблуками по паркету.
Выходной был посвящен возне с журналом, воспитательным и прочим семейным хлопотам. При этом в фоновом режиме неотступно стучало: «так нельзя, так нельзя». И вдруг, уже под вечер ясно всплыл в памяти диалог с подружкой, с которой вместе учились на физическом факультете универа.
«Дура ты, Нинка! Зачем тебе эта нервотрепка в школе! Кто это ценит сейчас? Ну, ладно, в твоем лицее – куда ни шло, а попадешь в какую обычную, да еще с потугами на статус? Только здоровье подорвешь. Иди в рекламное агентство сайтами дирижировать. Выгодно, не шибко обременительно… Ну, уж если так хочется сеять разумное, хм, вечное – займись репетиторством. Только цены не занижай, ученики уважать не будут!»
Нина быстро настучала в Авито объявление, указав все педагогические заслуги и достижения собственные и учеников физ-мат лицея. Поставила будильник на пол часа до обычного срока и мгновенно заснула.
Утром в первую очередь посмотрела, есть ли какие предложения. И да, она востребована! Пусть только два человека, пусть цену просят несколько снизить, но это ж только начало.
В кабинет директора вошла без стука. Молча положила на стол забракованный журнал, а поверх него – заявление «По собственному желанию».
Ровно через год  Нине Анатольевне позвонил Николай Битюгов.
«Вы помните, у Вас учился мой оболтус! Наверняка помните, такой здоровенный, нахальный. Мы хотим, чтобы он по технической части пошел. Понимаете, за границей с нашим гуманитарным образованием делать нечего, а технари в цене. А в России… Ну, сами знаете, на наш век хватит, может быть, а на его?  Значит надо ЕГЭ по физике сдавать. После Вашего ухода у них этого предмета, считай, что и не было. Короче, Вы назначьте только цену и время, когда Вам удобно. Можно у Вас, можно Вас к нам мой шофер привозить будет. Я прочитал отзывы, Вас очень хвалят. Надо подумать? Ну перезвоните мне.»
Через два дня раздался робкий звонок в дверь. Дима стоял на пороге. Казалось, он стал даже меньше ростом. «Разрешите?» - спросил полушепотом.
«Заходи, садись»,-  на ты обратилась Нина Анатольевна. «Итак, выведи формулу нормального ускорения при движении по окружности.»
«Простите. Вы мне не объясните? Я не понял что там в учебнике написано…  А, да, чуть не забыл».
И юноша положил на стол конверт с гонораром за урок. Нина назначила цену втрое против обычной, и теперь убеждалась, что уважение пропорционально цене.

*В формуле 2 отобразилась не так, как хотел. В вордовом тексте  это верхний индекс, т.е. возведение в квадрат. По тексту не очень значимо, но уж не хочется в мелочах прокалываться.


Рецензии