Портрет княгини или Как причудливо тасуется колода

31 декабря, слушая прекрасную музыку в особняке на Литейном и глядя на портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой в Белом зале особняка, я задумала написать эссе про историю одной известной колоды карт, той самой, о которой Н.Лесков писал в своем  рассказе: « а сами - чтобы не заскучать - сели под вечерний звон "резаться", или, как тогда говорилось, "трудиться для польз Императорского Воспитательного дома".

Но, открыв ноутбук, обнаружила, что этим история не ограничится.  Некоторые "мысли вслух" обрастают еще более интересными совпадениями.

Итак, налево от входа в Белый зал висит репродукция работы Константина Егоровича Маковского  "Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме." Написана работа в 1900-е годы. Подлинник хранится в Государственном историческом музее в Москве.

Полагаю, кто-то слышал историю создания хорошо известной (в советские времена  - точно) колоды игральных карт "Русский стиль"  с фигурами в костюмах «допетровского времени», повторяющих костюмы участников последнего придворного бала российской империи, состоявшегося 26 февраля 1903 года в Зимнем дворце (?). 

Карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре, их выход в 1913 году был приурочен к празднованию 300-летия дома Романовых.

53 карты: 52  + 1 традиционная карта с изображением пеликана с птенцами, девиз: «Себя не жалея питает», означающая легальное производство на Александровской мануфактуре, доход от этой карты отчислялся на содержание детских приютов (см. абзац первый и цитату из рассказа Н. Лескова).

Участники придворного бала стали прототипами 11 из 12 полуфигур:

Валет червей — Николай Александрович Волков, адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант; по другим версиям, подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Петрович Штер или корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Романович Тиздель (костюм боярина или высокопоставленного служилого).
Валет бубен — великий князь Андрей Владимирович (костюм сокольничьего в праздничном одеянии).
Валет треф — великий князь Михаил Александрович (полевой костюм царевича).
Валет пик — Александр Николаевич Безак, штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича (костюм боярина).
Дама червей — великая княгиня Ксения Александровна (костюм боярыни).
Дама бубен — графиня Александра Дмитриевна Толстая, фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны; по другим версиям, княгиня Вера Максимилиановна Кудашева (урождённая графиня Нирод) или София Петровна Дурново (урождённая светлейшая княжна Волконская) (костюм боярышни).
Дама треф — великая княгиня Елизавета Фёдоровна (костюм княгини).
Дама пик — княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон (костюм боярыни).
Король червей — император Николай II (костюм царя Алексея Михайловича).
Король бубен — Николай Николаевич Гартунг, действительный статский советник, шталмейстер Высочайшего двора (костюм боярина).
Король треф — граф Михаил Николаевич Граббе (костюм жильца).
Король пик — прототипа нет (костюм Ивана Грозного, изображённый на картине А. Д. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею»)

Зинаида Николаевна Юсупова в костюме боярыни стала олицетворением Дамы пик. Фотографии костюмированного бала можно найти в интернете.На мой взгляд, убранство княгини Юсуповой на портрете К.Маковского больше совпадает с изображением  Дамы пик из колоды, чем известная фотография с бала 1903 года, где княгиня Юсупова в русскому костюме и кокошнике.

А теперь -  "мысли вслух".
Напротив портрета Зинаиды Николаевны Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон,  висит портрет ее бабушки Зинаиды Ивановны Юсуповой (худ. Луи-Эдуард Дюбюф), графини де Шово, которая и построила Литейный дом. Самая известная легенда, которую всегда рассказывают экскурсоводы дома по Литейному 42, гласит, что именно Зинаиду Юсупову называли "Пиковой дамой". Будто княгиня Голицына - прототип повести Пушкина, ведавшая тайной трех карт, умирая передала ей этот титул... Благодаря необъяснимой мистической силе Зинаида Ивановна долгие годы сохраняла молодость и красоту.

В 1834 году имело место несчастье: упав из кареты, светская дама навсегда обрела хромоту. Княгиня Юсупова, собиравшая в своем доме цвет русского таланта и знати,  давала в 1836 году давала пышный бал в своем доме, но сама не танцевала из-за травмы ноги, ходила опираясь на старый костыль дедушки, который в свете прозвали "магическим". Из дневников очевидцев бала:  «Хозяйка дома, красавица Зинаида Ивановна Юсупова, совсем не танцевала на своём бале, ....У неё в руке был костыль какой-то дедовский, старозаветный, чёрного дерева и по всей рукоятке сплошь усыпанный крупными бриллиантами. В одном уж этом костыле было что-то сказочное, волшебное».

В сборнике стихов поэта дворянского происхождения Агнивцева Николая Яковлевича  "Блистательный Санкт-Петербург», датированном  1923 годом, упоминается эта история:

В этотъ вечер над Невою
Встал туман!.. И град Петра
Запахнулся с головою
В белый плащ из серебра…
И тотчас же, для начала,
С томным криком, вдалеке,
Поскользнулась и упала
Дама с мушкой на щеке.

— На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая Дама
По преданию жила!

И в слезах, прождав немало
Чтобы кто помог ей встать,
В огорченьи страшном стала
Дама ручками махать.
И на зов прекрасных ручек
К ней со всех пустившись ног,
Некий гвардии поручик
Мигом даме встать помог

— На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая Дама
По преданию жила!

Что же дальше? Ах, избавьте!
Неизвестен нам финал.
Мы не видели… — Представьте,
Нам… туман… там помешал…
Мы одно сказать лишь можем:
Был поручик очень мил!..
И затем, одним прохожим
Поцелуй услышан был.

— На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьяго угла
Там, где Пиковая Дама
По преданию жила!

Зинаида Ивановна вторым браком вышла замуж за 32-летнего французского подданного Франции,  капитана Ген.штаба национальной гвардии департамента Сена Луи Шарля Оноре Шово,  Ей самой в ту пору было 52 года. Обвенчалась пара в домовой церкви особняка на Литейном, 42. Она пережила второго мужа на 4 года.  По завещанию ее тело перевезли в Россию. Похоронена З.И.Юсупова  в Троице-Сергиевой Пустыни.

 «Умерла она, когда ей было сто лет, в Париже, в 1897 году, оставив моей матери все свои драгоценности, брату моему булонский особняк на Парк-де-Прэнс, а мне – дома в Москве и Санкт-Петербурге» - писал в мемуарах ее не менее известный правнук Феликс Юсупов.

Еще в 1900-е (еще до гибели старшего сына Николая)Зинаида Николаевна с мужем составили завещание, в котором говорилось: «В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества».

В эмиграции Зинаида Николаевна продолжила заниматься благотворительностью, при её содействии были созданы бюро прииска работы, бесплатная столовая для эмигрантов и белошвейная мастерская. Прожила 78 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Говорят, часто судьбы внучек в чем-то исправляют и в чем-то... вторят судьбам  бабушек.
 
Две Зинаиды Юсуповы. Бабушка и внучка. Обе были необыкновенно хороши собой и считались красавицами своей эпохи. Обе жили в достатке, занимались благотворительностью, влияли на сердца и умы мужчин своего времени. Обе нарушили правила Высшего света и вышли замуж вопреки правилам Света - за того, кого сами хотели. Обе имеют титул «Пиковой дамы». Возможно, в том числе эта мистика привлекает путешественников в Дом на Литейном, но отступает перед изяществом, благородством, красотой и умом двух Зинаид – чье имя означает  «из рода Зевса».


Рецензии