Чтобы в памяти не было занозы
О ВАЛЕНТИНЕ ИВАНОВИЧЕ КОЛЕСОВЕ
В сентябре 2015 года я показал тогдашнему председателю Союза писателей Ярославской области Евгению Гусеву сигнальный выпуск книги «Моя жизнь от Мологи до Ярославля» Валентина Колесова. Он с удивлением посмотрел на меня и спросил:
– С чего это ты взялся за редакторскую работу? Ты же сам пишешь, книги выпускаешь как автор. Сколько их у тебя? Два десятка…
– Пока 19 книг,- из ответил я и продолжил - Видишь ли, Евгений, у меня в жизни была история, которая как заноза засела в голове. Это случилось, когда я работал в комитете по телевидению и радиовещанию. В канун 9 мая председатель комитета Виктор Алексеевич Буланов и сказал нам:
– Надо кабинетах провести субботник, каждый сотрудник должен навести порядок на рабочих столах и внутри них, а также в шкафах должен быть полный марафет.
Начальство сказало, мы принялись исполнять, тем более, что и самим приятнее, когда в кабинете проведена генеральная уборка. Со своим письменным столом у окна я разобрался быстро и полез в шкаф. Там много было черновиков наших радиопередач, газет, журналов. Среди всего прочего я заметил полиэтиленовый сверток треугольными письмами. «Фронтовые, - подумал я и стал разворачивать. Сел за свой стол и начал читать. Это были письма с войны. В кабинет вошла заведующая отделом партийно-советской работы Александра Григорьевна Яглавская.
– Миша, ты что сидишь? Работать надо, субботник же…
– Нашел в шкафу фронтовые письма летчика- ответил я,- Думаю, может, у нас в передачах их где-то можно использовать.
– Тебе что живых фронтовиков мало?- спросила начальница и добавила,- записывай их голоса на репортер и – в эфир. У нас же радио. Письма пусть газеты печатают. Голоса фронтовкиков надо пока они живы, а не диктора. Убери письма куда-нибудь.
В то время я был начинающим редактором радио. Спорить с руководителем не стал, подумал, что начальству с опытом виднее. Выкинуть письма в мусорное ведро не поднялась рука. Помню, как моя бабушка до самой смерти 1971 года ждала письма от трех сыновей, которые ушли на фронт и не вернулись. А было даже, кто 1 апреля соседка разыграла бабушку сказал, что там какой-то фронтовик спрашивал. Бабушка, несмотря на преклонные годы, рванула на вокзал. Но так никакого военного не было. Вернулась бабушка домой в слезах. Но даже после такого она не переставала ждать сыновей. Вспоминая её, я собрал на столе письма и аккуратно положил назад в полиэтиленовый мешок. И вернул сверток на тоже место, откуда в шкафу взял.
Вскоре меня перевели на телевидение, в другой кабинет, на новое рабочее место. С тех пор прошли десятилетия. Но те письма с фронта, особенно в канун 9 мая, приходят мне на папять. Их принесли на радио в надежде, что зачитают в эфире. И область услышит строки из письма фронтового летчика. Я полагал, что все-таки кто-то из наших корреспондентов наткнется на эти письма и подготовит передачу. По крайней мере, мне так хотелось думать. Но вряд ли так случилось. С той поры эти письма как заноза сидят в памяти. Почему же в не догадался взять весточки с фронта и потом придумать, как их подать в эфире или подготовить для областной газеты? Неопытность подвела.
В общем,те письма стали старой незаживающей раной моей памяти.
Вновь она забеспокоила меня, когда в 2014 году, когда писал книгу «Историю делают люди». Однажды встретился я с ветераном, бывшим управляющим Ярославской райсельхозтехники Валентином Ивановичем Колесовым, которого я знал еще с конца 1970 годов. Интервью с ним прозвучало на область, а потом на всю страну – СССР. При новой встрече Валентин Иванович я попросил его рассказать об истории предприяти,
– Еще со школы в Рыбинске я писал дневники,- начал он.- Когда пришел в Ярославскую сельхозтехнику, узнал, что тут до меня уничтожили весь архив предприятия с 1932 года, когда оно было еще машинотракторной станцией. Вот я стал в общей тетради день за днем писать историю нашего предприятия, Получилось несколько тысяч страниц.
– Это то, что надо для книги, - сказал я Валентину Ивановичу.- Не дадите почитать ваш дневник. Раз до 1973 года архив предприятия пропал, за основу можно взять ваши воспоминания.
Колесов пригласил меня домой и там дал мне общую тетрадь, написанную четким крупным почерком. Написанное Валентином Ивановичем я прочитал в один присест, потому как были в его жизни такие эпизоды, что остаться равнодушным невозможно. Приведу открывок воспоминаний, который сразил меня своей достоверностью. Перед моими глазами написанное все возникло будто это кино.
* * *
Отрывок из воспоминаний Валентина Ивановича Колесова.
«Война продолжается. Хлеб в магазине стали продавать по норме и не всем, а только престарелым, инвалидам и рабочим к которым относили учителей и других служащих. Норма эта периодически уменьшалась. Нашей семье, состоящей из трех человек: дед, бабка и я. Хлебная пайка полагалась. Ходить в Медуховский магазин за этой пайкой было поручено мне. Я же носил и почту - треугольнички с фронта. Первую похоронку на дядю Леню я отдал сразу. Были большие слезы и стенания - старики мои как-то после этого съежились, осунулись и еще больше постарели. Вторая похоронка на дядю Ваню пришла месяца через два. И я никак не решался отдать ее бабке с дедком и отдал только недели через две... И что тогда было!!! Я перепугался за жизнь моих стариков... Они были потрясены смертью их последнего ребенка... - сначала умерла моя мама, погиб дядя Леня, где-то в Белорусских болотах в неизвестности находилась дочь Анна. Бабка громко рыдала, а дедко в ярости схватил топор и с криком: «Бог! Где твоя справедливость?» хотел рубить иконы. Но бабушка повисла у него на руках и кричала: «Отец, не надо! Отец успокойся!!!». Тогда дед схватил нож, которым брился и хотел перерезать себе горло... Но бабка, вцепившись в его руки, повисла на них, не давая деду двигать ими. Смотреть на это было страшно и меня трясло, как в ознобе от того вида, в каком трагическом состоянии находились мои старики.
* * *
Читать эти строки для меня было потрясением.Зримо представил эту картину, будто все происходит на моих глазах. Такого я не видел ни в одном из кинофильмов о годах лихолетья. Надо же такое совпадение: родные дяди Валентина Ивановича тоже были летчиками, как и автор писем из шкафа в нашем кабинете. Я понимал, что этот эпизод военного времени, описанный Колесовым, никогда не выйдет из моей памяти. Такие драматичные, а порой и трагичные истории были ещё в дневнике Колесова о годах перестройки, лихих 1990-х годов. Никто в нашей области с такой болью в сердце не писал о том периоде.
Когда мы снова встретились с автором дневников, я сказал:
- Валентин Иванович, я думаю, что нельзя допустить, чтобы люди не знали, что пришлось вам пережить людям в годы войны. У меня такое было, по молодости лет и неопытности прошел мимо фронтовых писем летчика. Второй такая заноза в моей памяти не должна появиться. Ваша судьба, Валентин Иванович, достойна отдельной книги. А пока, чтобы дело двинуть, в нашей книге «Историю делают люди» напишем, что вы, Валентин Иванович работаете над автобиографической книгой « Моя жизнь от Мологи до Ярославля», опубликуем, на одной и страницы обложку с таким названием.
– А не рано ли? Книжки-то нет. Только рукопись.
– Надо так сделать, чтобы нам отступать было некуда. Второй занозы в памяти не допущу.
– Нет, не надо книгу,- возразил Валентин Иванович.- Я для себя писал. Это может быть интересно разве сыну, дочери и внукам. Это семейная штука.
- Сдадим в печать книгу «Историю делают люди», займемся вашей книгой и подготовим к печати рукопись.
С мая я занялся книгой Колесова. Панораму жизни я разбил на главы по темам.Каждой главе сделал отдельную выразительную обложку. Подумал и о подборе фотографий чтобы книга была интересна не только тем, с кем работал Колесов, но и молодому поколению.
Когда в 2015 году книга вышла в свет, её была презентация в коллективе производственной компании «Ярославич». Её организовал генеральный директор предприятия Геннадий Владиславович Хаецкий, ученик и преемник Валентина Ивановича Колесова. Он пригласил на презентацию и ветеранов, с которыми работал в разные годы Валентин Иванович. Многие из них был героями страниц книги «Моя жизнь от Мологи до Ярославля». Каждому из присутствующих Колесов с авторской подписью вручил по экземпляру книги.
Проведение презентации я фотографировал.Потом написал для районной газеты статью об авторе под названием « Начинающему писателю… 87 лет». И сейчас, просматривая в архиве те фото, замечаю, что Валентин Иванович светиться от радости.. Он никак не ожидал, что его дневники превратятся в книгу станут достоянием читателей, попадут в областную библиотеку и Российскую государственную библиотеку в Москве. Я их доставил, понимая, что личность Валентина Ивановича масшбабная. Он осмыслил не только свою жизнь, но эпоху начиная военных лет и до начала XXI века.
Меня радовало, что книгу удалось издать при жизни автора с помощью гендиректора Геннадия Владиславович Хаецкого. Этоего благодарность и коллектива своему Учителю с большой буквы.
Имя Валентина Ивановича не забывают в коллективе предприятия. В юбилейной книге "Вектор разщвития "ПК "Ярославич", написанной мною в 2021 году, несколько страниц посвящены Колесову. Для полноты картины об этом человеке, думаю, уместным будет добавить вот этот рассказ.
ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ КОЛЕСОВ
Если бы составить список самых уважаемых людей, с кем Геннадию Владиславовичу довелось встретиться и работать, то имя Валентина Ивановича Колесова, директора Ярославской районной сельхозтехники, занимало бы верхнюю строчку. Его называют человек-эпоха. Он из маленькой деревушки, где было 13 домов, два барака и 300 человек жителей, построил поселок городского типа с тремя тысячами жителей. За четверть века возвел два десятка многоквартирных домов, чтобы не было очереди на квартиры у тружеников предприятия. В результате население поселка выросло до 3000 жителей. В Лесную Поляну ехали потому, что поселок стал городского типа, в котором есть Дом культуры, школа, детский сад, торговый центр, стадион и пожарное депо. Главное – создал коллектив райсельхозтехники, который сумел выжить в лихие 1990-е годы. Он воспитал целую плеяду руководителей во главе со своим преемником Геннадием Хаецким. Они продолжили начатое Валентином Ивановичем. О нем помнят жители поселка и работники предприятия.
ЧЕЛОВЕК БОЛЬШОГО УМА
– Валентин Иванович был человеком большого ума и сердца, – продолжает рассказ о своем учителе и наставнике Геннадий Владиславович. – Не раз бывавший на краю жизни и смерти, он знал ей цену, поэтому помогал людям в трудное для них время и советом, и делом. Он с уважением относился ко всем: и к простому рабочему, и к высокопоставленному начальнику. Валентин Иванович умел слушать людей. Под его началом наше поколение прошло управленческую школу. У него учились работе с людьми, с него брали пример.
КНИГИ – ЭТО УВАЖЕНИЕ И ПАМЯТЬ О ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ
Когда в 2007 году я начал писать юбилейную книгу «Ярославский муниципальный район», встретился со старым знакомым – директором Ярославского ремонтно-технического предприятия Геннадием Хаецким, с которым познакомился еще в 1980 году. В то время он был первым секретарем Ярославского ВЛКСМ. Я брал у него интервью для областного и Всесоюзного радио. Собрав материал для публикации в книге, я сказал Геннадию Владиславовичу:
– Ваше предприятие на подъеме. Под вашим руководством бывшая сельхозтехника не просто выжила, но и сумела подняться с колен. Неплохо бы написать книгу об истории, современности и людях вашего коллектива.
– Архивы до 1973 года, к сожалению, погибли, – ответил Хаецкий. – Но мой предшественник, директор Валентин Иванович Колесов, писал дневники. В записях отражены события последних десятилетий. А что касается книги, то еще рановато. Мы только на старте. Планы у нас большие. Когда многое будет сделано, возьмемся за книгу.
Такое время пришло в 2014 году. Книгу назвали «ПК «Ярославич»: Историю делают люди». В верхней части её обложки поместили портрет Валентина Ивановича, в центре – преемника Г.В. Хаецкого и его команды. В книге показано, кто и в какие годы, начиная с машинно-тракторной станции, созданной в 1932 году, превратил в одно из лучших предприятий области и страны. Каждое поколение рабочих и инженеров вносило свой вклад в развитие РТП, которое в 2008 году стало производственной компанией «Ярославич». Многие страницы были посвящены достижениям коллектива под руководством Валентина Ивановича Колесова и его последователя Геннадия Владиславовича Хаецкого.
ОСТАЛАСЬ КНИГА ЕГО ЖИЗНИ
После выхода в свет книги Михаила Сафиканова «Историю делают люди», в которой были опубликованы интересные выдержки из дневников Валентина Ивановича, Геннадий Владиславович предложил подготовить и издать уникальные мемуары Колесова отдельной книгой. В коллективе предприятия поддержали эту идею, потому что многие считали Колесова своим учителем и наставником и хотели больше узнать о человеке, которого порой называли своим «папой». Это было выражением большого уважения к замечательному человеку. Они видели в нем интересную личность, неординарную. Он сочетал незаурядные качества. Редкий случай, когда технарь до мозга костей может часами наизусть декламировать стихи Пушкина, Есенина, Фета, Цветаевой и многих других. Откуда это? В домашней библиотеке было немало книг этих и других авторов, а еще у него на стеллажах книги по изобразительному искусству. К ним он обращался после рабочего для. Альбомы и книги для него были отдохновением. Слушатели Валентина Ивановича по примеру Колесова также обращались к поэтическим сборникам. Люди видели, что этот человек сделал себя сам, поэтому и в 1974 году пошли за ним как за вожаком. Валентин Иванович, как опытный капитан, провёл коллектив через все штормы. Колесов написал документальную повесть «Моя жизнь от Мологи до Ярославля» о времени и о себе.
Воспоминания чередуются с дневниковыми записями, что усиливает достоверность событий. Автор описал приметы довоенного и военного времени, потерю на фронте двух родных дядей-летчиков. Он ярко показал реальную драму, которую пережил он и коллектив в годы перестройки, как вели себя перестройщики и их оппоненты. Книга Валентина Ивановича – это искренний и честный рассказ о былом, что делает книгу особенно ценной и полезной для молодого поколения. Да и для тех, кто постарше, тоже в воспоминаниях Колесова встречаются открытия.
ПОМНИМ,ТО СДЕЛАЛ ДЛЯ НАС
По традиции Геннадий Хаецкий в канун 7 ноября 2018 года с подарками приехал домой к своему учителю и наставнику Валентину Ивановичу Колесову, приглашал посмотреть праздничную демонстрацию, но не довелось сделать это. 11 ноября ветерана не стало. До своего 90-летнего юбилея не дожил 72 дня. Для коллектива «Ярославича», друзей и товарищей, семьи Валентина Ивановича это была большая утрата. Заботу о похоронах и поминках взял на себя его ученик Геннадий Хаецкий.
Позже Геннадий Хаецкий вместе с главой городского поселения Лесная Поляна Сергеем Дмитриевичем Вьюновым обсуждали, как увековечить память человека, который стал эпохой для коллектива и всех леснополянцев. Решили: культурно-спортивному комплексу присвоить имя Валентина Ивановича Колесова и открыть в торжественной обстановке мемориальную доску, изготовить ее на средства коллектива, в котором он работал.
– Прошел всего год, как не стало Валентина Ивановича, – сказал на открытии памятной доски Геннадий Владиславович, – но кажется, что он по-прежнему где-то рядом. Всегда звонил или приезжал, интересовался, как дела. Это был человек огромной любви к людям, к делу, которому он служил. И, проходя мимо мемориальной доски, мы будем вспоминать, что он сделал для нас.
Свидетельство о публикации №222010200342