десять пальцев на двух руках

Очевидно, так оно и есть у большинства - почти у всех - людей.

 Исключения, безусловно, найти можно, но пока - в этом тексте -искать их не нужно, не о них пойдёт речь.

Речь пойдёт о том далёком дне, когда я впервые стояла перед большой аудиторией и мне нужно было объяснять - да, были такие времена -, чем психология отличается от психиатрии.

Причём здесь пальцы и руки?
Именно с их помощью , буквально на своих десяти пальцах я и начала объяснение.

Вы легко можете повторить то, что я сейчас напишу, и, уверена, будете не менее поражены результатом, чем я в тот момент, о котором пишу.

 Итак, стою я перед аудиторией, полной людьми самого разного возраста, их было, как помнится, около ста человек.

 Дожидаюсь минуты относительной тишины и после банального приветствия говорю следующее:" Я хочу начать мою лекцию с простого задания - говорю чётко, обращаясь ко всем- сколько пальцев на двух руках ? " Задав этот вопрос, я одновременно поднимаю вверх мои руки и показываю их, все мои пальцы видны аудитории.
 Недоуменные, скептические и даже весёлые голоса отвечают мне из зала, что пальцев - десять.
Я быстро опускаю руки и как можно быстрее, но тем же чётким и неторопливым голосом спрашиваю " А сколько пальцев на 50 руках? "
 Из зала моментально раздаётся ответ - 500.
 Он повторяется разными голосами, в которых растёт и растёт уверенность и возрастает насмешка над задачей.
Я переспрашиваю " 500 ? "  и спешу к доске, чтобы написать простейшее уравнение, из которого  ясно как день, что на 50 руках - 250 пальцев.

 Что это было ?
С моей стороны - элементарная манипуляция психологическим знанием о том, как можно заблокировать критическое мышление , элементарную рефлексию на содержание задачи.
 Мне это было нужно как педагогический приём, позволивший мне показать существование психической реальности, отличающейся от других видов реальностей ... а мои слушатели, надеюсь, получили опыт , тот опыт, который , в конечном счёте, отличает мысль от инстинкта, позволяет ощутить себя как  мыслящего...да мало ли как  преобразуется опыт...
Да, поражённая результатом - я назову его эффектом 500 пальцев - я давала это задание во многочисленных аудиториях, с которыми приходилось встречаться за долгие годы профессиональной работы, я показывала это задание друзьям и знакомым, если они просили показать что-то психологическое.
 
Я давно уже осознала как опасно психологическое знание в руках плохих людей,и как оно необходимо людям, чтобы оставаться людьми и не превратиться в свою противоположность - нелюдей.

 Да, среди множества людей, которые по моей просьбе считали пальцы, было только три человека, которые сказали заветную цифру - 250.

Казалось бы, так просто задать самому себе вопросы " Что я делаю ? Как я делаю ? Почему я делаю так, а не иначе ? " и задача решится совсем иначе.
Задать вопросы самому себе по своей воле, по своему желанию ...

Почему это не у всех получается ? Я знаю столько ответов на этот вопрос, что понятие "бесконечность" в оценке их количества останавливает меня от некоторого утверждения, которое можно было бы вписать в текст миниатюры.


Рецензии
Блеск !!!............. Плюсую.... ))))

Владим Филипп   02.01.2022 11:23     Заявить о нарушении
спасибо за волшебный пендель

Галя -Галина   02.01.2022 19:07   Заявить о нарушении