Джон Хендрикс. Дело Троицы в монергизме

ДЕЛО ТРОИЦЫ В МОНЕРГИЗМЕ
Джон Хендрикс

Монергизм: Точка зрения, согласно которой Святой Дух является единственным агентом, который осуществляет возрождение христиан. Это противоречит синергизму, представлению о том, что в процессе возрождения существует сотрудничество между Божественным и человеческим. (Вестминстерский словарь теологических терминов)
Бог Отец заключил довременный завет с Вечным Сыном (Пс.110; Иоан. 6:38, 17:2; Еф 1:3,4; Евр. 6:16-17; Евр 10:5), чтобы войти в человеческую историю и искупить народ для Себя через Свою кровь. Среди искупительных благословений, проистекающих из завершенной работы креста, - действенное призвание и сверхъестественное притяжение Им тех же самых людей к Себе (Иоан. 6:37, 44, 63-65; 15:16, Деян. 13:48; Рим. 8:29; Еф. 1:4). Сам Христос был избран быть нашим Спасителем до сотворения мира (1 Пет. 1:20; Еф.1:4) и совершает это для Своих людей в последние времена, принимая их плоть, выполняя требования закона для них в Его жизни, смерти и физическом воскресении. Посредством человеческих средств проповеди Евангелия Святой Дух применяет к ним животворящую работу Сына, воскрешая их от духовной смерти, открывая их слепые глаза, их глухие уши, обезоруживая их естественную враждебность и даруя им новые духовные привязанности, которые видят истину, красоту и превосходство Христа (Иез. 36:26; Рим 10:17; 12:3; 1 Кор. 12:3; 2 Кор. 4:13; Еф 6:23; Фил 1:29; 1 Фес 2:13; Евр 12:2). Затем Он приписывает послушание и удовлетворение Христа тем, кто соединен с Ним Святым Духом через веру.
Из-за грехопадения естественным состоянием человеческих существ является полная развращенность, что означает, что, помимо сверхъестественной работы Святого Духа, применяющего дело Христа, ни один человек естественным образом не подчинится смиряющим условиям Евангелия. Воля, привязанности, разум и тело порабощены грехом и тлением до тех пор, пока Христос не освободит нас (Пс 51:5; Мтф. 15:19; Рим 7:14-15; Еф 4:17-19; Иоанна 8:36; Рим 6:22). Любое притворное послушание со стороны естественного человека не исходит из обновленного сердца, которое любит Бога, поэтому оно не может заслужить им право на вечную жизнь. Результатом человеческой порочности является то, что естественный человек не в состоянии с верой ответить Богу (Рим 8:7, 8; 1 Кор 2:14). Только работа Святого Духа через проповедь Искупителя, как открыто в Писании (Иоан. 20:31; Рим 10:17), неизменно приводит к ответу Его народа верой (Еф 2:8-9; Тит 3:5). Благодать Божья восстанавливает падшие человеческие чувства, смягчая сердце и просветляя разум, чтобы исправить искаженные и враждебные взгляды на Бога (Еф 2:4-6; 4:17-24; Фил 2:12-13). Другими словами, только благодать делает нас смиренными и готовыми откликнуться в вере - следовательно, наш определенный отклик основан на инициативе и возрождающей работе Бога, а не на какой-либо естественной способности.
Поскольку Он знает Своих овец по имени, Божья любовь к Своим овцам является одновременно интенсивной и особой, а не общей условной любовью. Когда Он видит, что Его ягненок потерялся, Он отправляется на его поиски, пока не найдет его. Затем он подхватывает его на руки, кладет себе на плечи и несет домой. Он не просто выходит и стоит поодаль, окликая какую-нибудь старую бродячую овцу, тщетно надеясь, что она захочет вернуться с Ним домой. Нет, Бог называет нас по имени (так как Его овцы знают Его голос), и Он милостиво делает то, что лучше для нас. Тем, кто не следует за Ним, Иисус сказал: "Вы не верите, потому что вы не принадлежите к Моей пастве. Мои овцы слышат Мой голос, и Я знаю их, и они следуют за Мной" (Иоан. 10:26, 27). Другими словами, Он спасает Своих близких не неэффективной, пассивной любовью, а активной любовью, которая фактически выполняет то, что Он намеревался сделать.
Монергистическое возрождение - это искупительное благословение, купленное Христом для тех, кого дал Ему Отец (1 Пет 1:3, Иоан. 6:37, 39). Эта благодать действует независимо от любого человеческого сотрудничества и передает эту силу падшей душе, благодаря чему человек, который должен быть спасен действительно способен откликнуться на евангельский призыв (Деян. 2:39, 1 Кор 1:2, 9, 24, Рим 8:30, Иоан. 1:13, Деян. 13:48). Это та сверхъестественная сила Бога, благодаря которой нам дарована духовная способность и желание соблюдать условия завета благодати, то есть постигать Искупителя живой верой, подходить к условиям спасения, каяться в служении идолам и в высшей степени любить Бога и Посредника. Святой Дух, оживляя падшую душу, милосердно просветляет разум и обновляет сердце, наделяя избранных Божьих способностью и склонностью проявлять вера в Иисуса Христа (Иоан. 6:44, 1 Иоан. 5:1). Эта мгновенная и глубоко личная работа Бога является средством, с помощью которого Дух приводит нас в живое единение с Ним.
Вестминстерское исповедание также указывает на то, что вера является как требованием завета, так и тем, что Бог позволяет человеку исполнять, даруя ему новые духовные способности и привязанности: "Согласно условиям завета благодати, Бог "свободно предлагает грешникам жизнь и спасение Иисусом Христом; требуя от них веры в Него, чтобы они могли спастись, и обещая дать всем тем, кто предуставлен к вечной жизни, Его Святого Духа, чтобы они захотели и смогли поверить" (ВИВ 7.3).
Великий пуританский богослов Ричард Сиббс однажды сказал: "Бог знает, что у нас нет ничего от самих себя, поэтому в завете благодати он требует не больше, чем дает, и дает то, что Он требует, и принимает то, что Он дает".
Другими словами, то, что Бог требует от нас (веры, покаяния, высшей любви к Нему), Он дарует нам во Христе (2 Тим. 2:25; Еф 2:5,8). Это означает, что, хотя в Евангелии нам объявлено много драгоценных обетований (Рим 10:4), все же Господь понимает, что внешняя буква, даже несмотря на энергичную проповедь , сама по себе духовно не позволяет грешникам принять Иисуса для праведности и спасения. В Евангелии установлена заповедь и обетование, что всякий, кто примет Иисуса, будет принят и оправдан. И все же никто из нас, из-за нашей естественной любви к тьме, не склонен принять Христа Евангелия (Иоан. 3:19). Поэтому в Своей великой милости к тем, кого Он любит, Иисус посылает Своего Святого Духа, чтобы оживить нас (Иоан. 6:63; Иоан. 1:13, 3:6) к живой вере, которая постигает Христа и Его благодеяния. Мертвым во грехе даруется новая жизнь (Иоан. 5:25) Духом, Который творит в нас все, что требуется, чтобы стать причастниками Его праведности, чтобы мы могли примириться с Богом. По мере того как Дух просвещает и возрождает душу, совершенная вера и послушание Христа вменяются нам Божьей благодатью, и благодаря Ему мы признаемся праведными перед Ним. То, на что мы, грешники, были неспособны из-за гордыни и дурных наклонностей, Христос приобрел для нас, как Дух соединяет нас со Своей жизнью, смертью и воскресением. Это было сделано для того, чтобы праведность закона могла быть встречена в нас. Эта купленная благодать, которая включает в себя наше возрождение, оправдание и освящение, - это вся та сила и праведность, которые Христос приобрел для нас и участниками которых Он делает нас.
На самом деле, все преимущества нашего спасения можно проследить до Христа и Его завершенной работы на кресте. Возрождение, одно из этих искупительных благ (1 Пет 1:3), даруется тем, к кому Бог проявил Свою любовь до сотворения мира (Еф 1:4), чтобы они могли получить эти благословения в назначенное и принятое Им время. Поэтому важно не путать понятия возрождения и оправдания. Возрождение дает нам новое чувство, которое созерцает Божью красоту и превосходство. Это внутреннее действие Святого Духа рождает веру в Христа и присваивает себе благословение оправдания. Все это духовные благословения, которые Христос совершил для нас, исполнив завет с нашей стороны, в совершенстве повинуясь как пассивным, так и активным требованиям закона Божьего. Он прожил ту жизнь, которую мы должны были прожить, и умер той смертью, которую мы заслужили. Грешнику, некогда умышленно слепому к Божьей красоте, что делает невозможным для него естественную привязанность к Богу или понимание духовных вещей (1 Кор 2:14), теперь дарован Святой Дух, Который обрезает сердце (Иез. 36:26, Кол. 2:11), исцеляет нашу слепоту и просветляет разум, чтобы понять знание Христа в Священных Писаниях (Иоан. 6:45;1 Иоан.5:20). Только Духом мы можем постичь Божью красоту и непревзойденное превосходство, которые порождают новые привязанности к Нему, что безошибочно ведут к живой вере во Христа. Чтобы прийти ко Христу, мы должны понять и желать Его, и такие святые желания и понимание требуют сверхъестественной работы Божьей благодати. Помимо работы Святого Духа, у нас нет никаких духовных знаний, и поэтому наша гордость и глубоко укоренившаяся привязанность ко греху будут мешать нам верить в Евангелие.
"...если кто-либо ставит помощь благодати в зависимость от смирения или послушания человека и не соглашается с тем, что послушание и смирение - это дар самой благодати, он противоречит Апостолу, который говорит: "Что у тебя есть, чего ты не получил?" (1 Кор. 4:7), и "Но по благодати Божьей я есть то, что я есть" (1 Кор. 15:10). - Оранжский Собор 529 года н. э.
Почему это так жизненно важно? Просто потому, что это возвеличивает славу Иисуса Христа и является библейски обоснованным. Писание учит, что все, что связано с Евангелием, предназначено для прославления Христа и унижения человека. Из этого следует, что все, что умаляет славу Христа, несовместимо с истинным Евангелием. Поэтому те, кто учит, что автономная вера естественных людей - это то, что заставляет их отличаться от других, а не благодать Божья, которая порождает их веру, неоправданно превозносят роль человека в спасении.
Монергизм - это библейское учение о том, что возрождение (новое рождение) как предшествует вере, так и вызывает веру во Христа у тех, кого Святой Дух суверенно определил спасти (Иоан. 6:63-65; Еф 1:3-5; Деян. 16:14b; 1 Иоан. 5:10, 20). Когда проповедуется в силе Святого Духа, Евангелие (Иак. 1:18, 1 Пет. 1:23, 25) обладает силой открывать слепые глаза и открывать глухие уши. Павел, обращаясь к избранным в церкви Фессалоникийцев, сказал: "Ибо наше Евангелие пришло к вам не только в слове, но и в силе, и в Святом Духе, и с полным убеждением."(1 Фес 1:5) Другими словами, слово Божье не действует "ex opere operato" (автоматически), скорее, это работа Святого Духа, суверенно раздающего благодать (Иоан.3.8), оживляя сердце через слово, чтобы породить жизнь. Таким образом, написанное слово - это не материал духовного нового рождения, а скорее его средство. "Слово - это не сам порождающий принцип, а только то, с помощью чего оно действует: проводник таинственной зарождающейся силы" [Элфорд]. Именно потому, что Дух Божий сопровождает его, слово несет в себе зародыш жизни. Жизнь пребывает в Боге, и все же она сообщается нам через слово.
Евангелие провозглашает, что покаяние и вера (заповеди Божьи) сами по себе являются действием Бога в нас, желанием как желать, так и делать (2 Тим 2:25, Еф 2:5, 8), а не тем, что сам грешник вносит в цену Своего спасения. Покаяние и вера могут проявляться душой только после и непосредственно после ее возрождения Святым Духом (1 Иоан. 5:1, 10; Деян.16:14b; 13:48; Иоан. 10:24-26; Иез. 36:26-27; Иоан.6:37; 1:13, 3.27; 1 Кор. 4:7; 1 Кор. 15:10; Иас. 1:17; 1 Пет 1:3). Бог возрождает нас, и мы, проявляя данную нам новую благодатную способность, каемся. Бог обезоруживает сопротивление человеческого сердца, подавляя враждебность плотского ума, и с непреодолимой силой (Иоан. 6:37, 63-65) привлекает Своих избранных ко Христу. Евангелие исповедует: "Мы любим Его, потому что Он первый возлюбил нас". Если раньше у нас не было желания Бога, то теперь возрождающая благодать Бога дает нам желание, готовность и радость стремиться к Его Личности и заповедям, и все это безошибочно порождает веру. Вера и дела-это оба свидетельства нового рождения, а не причина его.
Иоан. 6:63-65, также, вероятно, является самым ясным доказательством в Писании того, что возрождение предшествует вере, непосредственно из уст Иисуса: "Это Дух, который дает жизнь [оживляет]; плоть бесполезна. Слова, которые я сказал вам, - это дух и жизнь. Но есть некоторые из вас, кто не верит". (Ибо Иисус с самого начала знал, кто были те, кто не верил, и кто был тем, кто предаст Его.) И он сказал, "Вот почему Я сказал вам, что никто не может прийти ко Мне, если это не будет даровано ему Отцом".
Все авторитетные ученые признают, что весь контекст этого разговора - это контекст веры во Христа. Иисус говорит евреям, что они не могут верить в Него, если Бог специально не дарует этого. Иисус говорит, что Дух оживляет (возрождает, дает жизнь), а не плоть, и если Бог не дарует это оживление, никто не поверит. Пожалуйста, найдите время, чтобы внимательно изучить этот отрывок и посмотреть, действительно ли это именно то, чему здесь учит Иисус. Наряду со ст. 37 этот стих создает силлогизм: никто не может верить, если Бог не дарует этого (ст. 65), и все в то, что Отец дарует Сыну, поверят (ст. 37), и никто из них не будет изгнан, а скорее воскрес в последний день (ст. 37, 39, 44). Это универсальное положительное и универсальное отрицательное не оставляют места для человека, создающего собственную веру, помимо действенной внутренней работыДуха.
Помимо двух мест, где слово "возрождение" фактически используется в тексте Библии (Тит 3:5, Мтф. 19:26), одно и то же доктринальное понятие разрабатывается во многих местах с использованием различных терминов, таких как (1) духовное воскресение (Иоан. 5:21; Рим. 6:13; Еф. 1:19-20; 2:5; Кол.2:13; I Иоан. 3:14) и наше (2) воссоздание во Христе (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Еф.2:10; 4:24). Апостол Иоанн, помимо записи знаменитого рассуждения Иисуса о новом рождении в Иоан.3, далее упоминает о Его Сыновстве 11 раз. Интересно, что, если рождение свыше необходимо для спасения, о нем ни разу не говорится в повелительном наклонении, как если бы слушатель мог самостоятельно произвести его. Скорее, об этом всегда говорят как о работе только Бога. Например, в  Иоан. 1:13 (как бы подчеркивая этот момент) говорится, что мы "родились не от крови, не от воли плоти, не от воли человека, но от Бога. "В то время как Иоан. 1:12 учит, что вера является решающим предварительным условием оправдания, но ст. 13 учит, что возрождение является необходимым и эффективным предварительным условием веры в Иисуса Христа. Таким образом, ст. 13 квалифицирует ст. 12, разъясняя, что возрождение причинно и непосредственно предшествует вере.
Особо следует отметить, что апостол Иоанн говорит о нашем духовном воскресении (Иоан. 5:21 и Еф 2:5). Текст (Иоан. 5:21) показывает, что Иисус Сам четко осуществляет суверенитет, на кого Он дарует духовное воскресение: "ибо, какОотец воскрешает мертвых и оживляет, так и сын оживляет , кого хочет." Еф. 2:5  говорит, что мы были мертвы во грехах, пока Бог, богатый милостью, "оживил нас вместе со Христом". Слово Павла" оживил нас", часто переводимое как" оживший", - это греческий термин, который Павел использует для возрождения и оживотворения со Христом. В обоих этих случаях мы должны сделать вывод, что возрождающая работа Святого Духа причинно предшествует и позволяет человеку откликнуться спасительной верой на Божий призыв.
Еще один важный текст, на который нам следует обратить более пристальное внимание, - это 1 Иоан. 5:1, 10: "Каждый, кто верит, что Иисус есть Христос, родился от Бога...Всякий, кто верит в Сына Божьего, имеет свидетельство [Бога] в себе".
Прежде всего я хочу, чтобы вы обратили внимание на четкий последовательный причинно-следственный аспект возрождения и веры в этом отрывке. Важно отметить, что в этом послании Иоанн несколько раз говорит о наших действиях, которые происходят в результате возрождения (1 Иоан. 2:29, 3:9, 4:7, 5:1, 5:18). Например, в 1 Иоан. 3:9 он говорит: "Никто, рожденный от Бога, не грешит, ибо семя Божье пребывает в нем, и он не может продолжать грешить, потому что он родился от Бога"Здесь мы также находим причинно-следственную связь между причиной нового рождения и следствием того, что христианин не продолжает жить греховной жизнью. 1 Иоан.5.18 дает нам похожий образец речи. Оба показывают, что причина возрождения приводит к результату жизни, которая не продолжает грешить. Таким образом, время 1 Иоан. 5:1 не только показывает, что вера актуализируется в результате возрождения, но это также продолжение стиля речи, который Иоанн использует на протяжении всего послания. Поэтому крайне маловероятно, что Апостол подразумевает под этим что-то другое, кроме того, что вера является результатом нашего духовного рождения ... что возрождающая работа Святого Духа является причиной стремления, которое порождают веру. Ст. 10 далее демонстрирует реальность этого, когда говорится, что "всякий, кто верит в Сына Божьего, имеет это свидетельство [о Боге] в себе". Подумайте, возможно ли вообще для нерожденного человека, у которого нет свидетельства Бога в себе, действительно понять Евангелие или поверить в него. Это невозможно. Вместо этого человек должен сначала иметь в себе свидетельство Бога, если он хочет верить. Другими словами, нас нужно научить Богу, просветить в уме, дать новое понимание... и как только мы окажемся наученными и понимающими, мы безошибочно придем к вере во Христа. Чтобы еще больше подчеркнуть эту мысль, обратите внимание, что 1 Иоан. 5:20 дает нам следующую уверенность:"И мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам понимание, чтобы мы могли познать Того, Кто истинен; и мы находимся в Том, Кто истинен, в Его Сыне Иисусе Христе. Это истинный Бог и вечная жизнь".
Иисус дал Своему народу понимание, чтобы они могли познать Его. Другими словами, истинное духовное понимание и познание Бога (спасение), присущее только святым, неразрывно связаны. Одно порождает другое, и, следовательно, все, кому дано это понимание, безошибочно познают Его. "Ибо Бог, который сказал: "Свет воссияет из тьмы", - это Тот, Кто воссиял в наших сердцах, чтобы дать Свет познания славы Божьей в лице Христа". (2 Кор 4:6) Из этих и подобных отрывков поэтому можно с уверенностью сказать, что такого же рода понимание никогда не дается неизбранным. Скорее, понимание духовных вещей, дарованное только Богом, безошибочно приводит тех, кто озарен им, к живой вере во Христа. Демонстрация этого в реальном мире записана в книге Деяний, когда Павел проповедует и женщина по имени Лидия "... слушала; и Господь открыл ее сердце, чтобы ответить на то, что говорил Павел".(Деян. 16:14) Это должно устранить все сомнения относительно библейской природы этого учения.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что те, кто умер во грехе (Еф 2:1,5,8), не играют никакой роли в своем собственном новом рождении (Рим 3:11, 12; 8:7) и так же пассивны в процессе возрождения, как новорожденный физически ребенок. Однако, как только душа восстанавливается с новой жизнью и обретает духовное понимание через Слово и Дух, ее новое расположение немедленно начинает играть активную роль. бросок в обращение (покаяние и вера). Таким образом, человек не участвует в своем возрождении, а, скорее, безошибочно отвечает верой на Евангелие, когда Святой Дух изменяет расположение наших сердец (Иоан. 3:6-8; 19-21). Следовательно, вера - это не что-то, порожденное нашей невозрожденной человеческой природой. Падший грешник не имеет моральной способности или склонности верить до нового рождения. Вместо этого Святой Дух должен уже открыть уши для проповеди Евангелия, если человек желает слышать и верить.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии