Размышление о Евангелии от Иоанна, глава 19

Продолжение
http://proza.ru/2021/12/28/1741

 О главе 13 Евангелия

Перед  праздником иудейской пасхи ( последней пасхи в земной жизни Иисуса), во время вечерней трапезы,  зная, что вот уже приходит час уходить Ему из мира и восходить к Отцу, Иисус  на деле  показал дорогим Его сердцу  ученикам, насколько они  близки Ему, и как они должны относиться друг к другу.
 Во время ужина, когда дьявол вложил в сердце Иуды желание  предать Иисуса, (по всей видимости, Иуда  тогда уже размышлял, как сдать Его властям), Иисус  встал из-за стола, и, сняв с себя верхнюю одежду, перепоясался полотенцем, после  чего налил воды в умывальницу и стал мыть ноги  ученикам, отирая их полотенцем, которым был перепоясан.
Известно, господа не моют слугам ног, наоборот, слуги моют ноги господам, Иисус  же мыл  ноги своим ученикам, и то, что Он занимался таким делом,  доказывало, что Он считает их равными  Себе, а Его  отношение к ним основано на  доброй заботе.
 Превосходя их  как Господь и Учитель, Иисус  не возвеличивал Себя перед ними, как это часто делают    начальники и  учителя, но, словно мать, ухаживающая за детьми, Он помыл  им ноги.
 Когда Иисус подошел к  Симону Петру, чтобы помыть  ему ноги, то Петр,   усматривая в данном  действии  Его унижение перед ними,  горячо  воскликнул: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?»
Но Иисус ответил ему:
«что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.»

Так, с любовью заботясь о них, Иисус  показывал им на  примере, как следует им в дальнейшем относиться друг к другу.
 Пусть  никто из них не посчитает унизительным для себя  помыть другому ноги, точно также, как делает  сейчас  им Он, их  Учитель.  Эта  заповедь  должна стать  основой их  отношений,   доброжелательных,  терпеливых, заботливых, иными словами, - основой их  братской любви.
   
Однако,  в тот момент Петр испытывал  неловкость перед Иисусом,  он не мог сразу же отбросить в себе понятие мирской иерархии  в отношениях, потому и сказал  Ему: «не умоешь ног моих вовек.»
Иисус ответил:
 «если не умою тебя, не имеешь части со Мною.»

Если бы Иисус действительно не помыл бы тогда  ног  Петру, в то время  как остальным ученикам помыл, то  это означало бы, что Петр не так близок Ему, как они.
 В том, с виду простом,  действии проявлялось душевное единение каждого ученика с Учителем. Он делал это для них, показывая, что все они  любимы, дороги и близки Ему.
Услышав Его слова, Петр уразумел, зачем Иисус моет им ноги, и сразу же попросил: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», - тем самым он высказал свое горячее желание полнейшего единения с Ним.
 Несомненно, Петр  всем сердцем желал служить  делу Иисуса Христа, с отдачей всех сил, какие у него только имелись. 
 Иисус  ответил ему:
 «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все».
 
Действительно, каким  бы  вымытым  ни был  человек, но если  днем он ходил по пыльным дорогам, вечером его ноги  будут в пыли.
 Также я полагаю, что в этих словах Иисуса присутствует аллегория: даже когда все мысли и чувства человека чисты и свободны от воздействия  темных сил, все равно  в его душе из-за  телесных потребностей всегда будет оставаться какая-то малая часть, которая постоянно будет загрязняться от непосредственного соприкосновением с этим миром, точно также, как из-за дорожной пыли загрязняются ноги чисто вымытого  человека.
  Ноги  ученикам помыл сам Иисус  Христос, и призвал их делать то же самое друг другу: омывать ноги в духовном значении, то есть, указывать один другому на какие-то недостатки, ошибки,  незначительные грехи, причем, указывать не высокомерно и презрительно, а  с любовью и терпением, не унижая его, а наоборот, самому становясь перед ним ниже.
 Такую заповедь Иисус дал  ученикам, к тому времени постигшим Его  учение, благодаря которому они уже очистились в своих мыслях и  чувствах  от   духа мира сего.
Впрочем, не все они очистились, среди них был тот, который,  ужиная с ними, но будучи близким не к ним, а к дьяволу,  тайно размышлял о том, как предать их.
 Из Евангелия мы видим,( гл.12), что Иуда Искариот очень любил деньги. Значит можно предположить, что именно из-за обещанной властями денежной награды за выдачу Иисуса он решился на  предательство.
  Это его  Иисус  имел в виду, когда сказал: «не все вы чисты.»
С самого начала Иисус знал, кто именно предаст Его,   Он видел, что творится в душе Иуды.

Итак, Иисус, помыв ноги ученикам, одел свою одежду, и возлегши опять, сказал им: «знаете ли, что Я сделал вам?
 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.»

 Будучи Господом  и Учителем, Иисус, словно  слуга их, помыл им ноги, и дал им  заповедь, чтобы   они  делали  то же самое друг другу, без всякого тщеславия и самомнения.
 Теперь они видели  пример  Учителя , и возьмут его для себя.  Что делал Он,  то и они будут делать, потому что раб не больше своего  господина, и посланник не больше пославшего его.
 
 Собственно, все ученики призваны слушать того, кто их  учит, и исполнять порученное им. Они не  могут придумывать своего и  поступать по-другому, не так, как научил их учитель. А если этого нет, то он им  не  учитель. И не   господин тот, кого слуги не слушаются и не исполняют его приказаний.

 Иисус делом показал ученикам, каковыми должны быть их  отношения. Они узнали Его заповедь,  и  блаженны  они, исполнявшие ее, так как только на ее основе строятся прекрасные добрые  дружеские отношения, в любви и согласии, - подобные тем, которые существуют в высшем мире, в Царстве Отца Небесного.

Блаженны все, кто исполняет данную заповедь Иисуса Христа.

Из христианских Писаний  видно, что ученики в продолжение всей своей  жизни не отступили от  заповедей Иисуса Христа,  кроме  одного из них, Иуды Искариота.
 Впрочем,  и  в тот вечер Иисус  говорил  не обо всех   учениках, находящихся  с Ним, слова Его не относились к Иуде, который только и ждал удобного момента, чтобы начать действовать против Него.

Поистине, Иисус знал всех. Именно их, всего  12, Он избрал из многих людей, чтобы они стали Его учениками.
Но, в соответствии с иудейскими Писаниями о приходе Мессии, все было сделано так, как в них написано:
 «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.»

Он избрал Иуду, наперед зная, что Иуда нанесет  Ему предательский удар, будучи Его учеником и принимая хлеб из Его рук.
 Иисус говорил ученикам обо всем  этом  заранее, чтобы по прошествии времени они увидели и поняли, что Он   предвидел   события, в которых они  участвовали, и которые предрешают конец мира сего. Все  происходило  согласно замыслу Отца и Его Самого, Иисуса Христа.

 Вскоре Иисус пошлет учеников  ко многим народам нести истину, которую они   узнали от Него.
 Он говорил им о важности принятия их самих другими людьми, потому что принимающий их, примет Иисуса Христа и примет  Отца Небесного.

 Мы, верующие во Христа,  принимаем Писания (Евангелия) учеников Иисуса, следовательно, мы принимаем Его Самого и принимаем Отца Его, истинного Бога.
 
Но вернемся к повествованию. В тот последний их вечер сердце Иисуса не было спокойным. Большинство Его  учеников  узнали и приняли  истину, оставаясь верными  Ему и Его Слову,  и душа Его  радовалась  за них.
  Но, как уже было сказано  выше, среди них был один, вызывающий в Нем горечь печали: Иуда Искариот собирался совершить предательство.
 Несмотря на все, что он слышал и видел, находясь вместе с Иисусом и другими  учениками,  слово истины  не смогло  смягчить его  жестокое алчное сердце. За все время, проведенное с ними, он   не избавился от своих  пороков.
Ему поручили носить  общий  денежный ящик, и он, пользуясь своим положением, бессовестно обкрадывал их , а теперь  он дошел до предательства: в то время, когда иудейские власти  устроили  на Иисуса  настоящую охоту, Иуда собрался сообщить  им о Его местонахождении.
 Выходит, помимо  неуемной жадности к деньгам, он испытывал к Иисусу и другим   ученикам  лишь одну холодную неприязнь.
 Кажется,  Иуда не понимал, что подготавливая предательство, он  соединялся  своим замыслом с  дьяволом и губил собственную  душу.

Иисус сказал: «истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.»
Услышав эти ужасные слова, ученики были крайне удивлены и обеспокоены, с недоумением они озирались  друг на друга,  желая понять, о ком Он говорит. Но Иисус больше ничего не сказал им.
Между тем, рядом с Ним   возлежал один из Его учеников, Его любимый  ученик, избранный из   близких учеников.
 Предполагаю, он был более всех любим Иисусом по той причине, что лучше других,  глубже и точнее, понимал   учение истины.
 Заинтригованный словами Иисуса, Симон Петр незаметно подал  знак тому ученику, чтобы он потихоньку спросил у Него, кто же все-таки из них предатель.
 Припав к груди Иисуса ученик тот  спросил, кто из них предаст Его.  Иисус тихо ответил ему: «тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.»
И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
Когда Иуда взял кусок хлеба из руки Иисуса, все его сомнения в том, стоит ли именно в эту ночь  сдать Иисуса властям, развеялись, ибо сатана, только и  ждавший  последнего решающего  момента, сразу же вошел в его  душу, в его личность, придав ему непоколебимой уверенности в его мерзком замысле.
 Темные тяжелые чувства к Учителю и бывшим сотоварищам  нахлынули на Иуду с огромной силой.
Иисус сказал ему: «что делаешь, делай скорее».

Ученики не поняли , почему Иисус сказал  так Иуде. Его слова показались им  незначительными. Они решили, что, возможно, Он дал ему поручение прикупить что-то к празднику, или раздать какую-то сумму денег нищим.

 Приняв кусок хлеба от Иисуса,  Иуда сразу же вышел из дома.
 Очевидно,  он тут же направился к первосвященникам и  начальникам  рассказать, в какое время и в каком месте они смогут найти Иисуса с учениками, чтобы схватить Его.
Была темная ночь, и тьма охватила  душу Иуды, торопившегося предать Божьего Сына.
 
После его ухода  времени почти не  оставалось, - совсем скоро, буквально через несколько  часов, Иисуса схватят первосвященники и начальники  иудейские, чтобы расправиться с Ним со всей жестокостью, на какую они были  способны.
 Иисус знал о предстоящих муках, Он отчетливо видел их в своем предвидении, и приготовился к ним. Но также Он знал и о последующем воскресении, знал о Своей великой славе у Отца, о славе Божьего Сына и  Человеческого, и радовался ей.

Иисус сказал:
 «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.  Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.
Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.  По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.»

Он уходил от них сквозь мучительные пытки и позорную насильственную смерть, но уходил Он в великой славе, Его ждало воскресение, воскресение Человека, а Бог всегда бессмертен.
 Именно  в человеческой природе Иисус  возвысился в   Духе и взошел в Духовный Свет Божьего Царства.
 Последняя, самая тяжелая ступень выхода из этого мира, ступень преодоления страха перед смертными страданиями и   смертью, четко обозначилась перед Ним. Через несколько  часов Он поднимется на нее, и выйдет из этой жизни, чтобы взойти в вечную жизнь в высшем мире Отца Небесного.

Иисус, Сын Человеческий, прославится во Христе, и Христос прославится в Нем.
 Эту истинную нерушимую  славу Иисус Христос обретет у Отца  как Сын Его  единородный, и как совершенный Человек, Сын Человеческий.
 И Отец обретет великую славу в Нем, потому что  в результате совершения  Его Дела, мир сей будет преобразован в высший мир, а именно,  в один из миров  Небесного Царства.
 Но   в тот прощальный вечер  Иисус ощущал  в душе боль,  зная, что  Его уход  обернется сначала тяжелым горем для учеников.
Они любили  Его, но были вынуждены расстаться с Ним.
 Его уже не будет рядом с ними,  -  от этой мысли в их сердца закралась горькая печаль.

 В то место, куда уходил  Он, пока они не смогут  прийти, -  им предстоит еще пройти  длительный путь земной жизни, в которой они призваны передать людям слово истины, принятое от Него. 
 А сейчас Иисус обращал их внимание на то, каковыми должны быть  отношения между ними.
 Он дал им заповедь,  чтобы  они  всегда оставались в единстве друг с другом, связанными  крепкими узами  братской любви, - у них не может  быть никаких длительных  раздоров, обид и взаимных унижений.
Его заповедь также предназначена для всех других учеников, для тех, кто последует за ними:
 «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.  По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Сохранение братской  любви друг к другу  –  основа   духовного совершенствования  учеников Иисуса и принесения плода  ими от своего труда в Божье Дело.
 Невозможно принести плод  Богу, если верующий во Христа не связан братскими духовными  узами с учениками Иисуса Христа, конкретно, с Его Апостолами, потому что именно они передали нам Его слово.
Итак, узнав, что Иисус вскоре покидает их,  Симон Петр скорбя в душе, спросил  у Него: «Господи! куда Ты идешь?»
Иисус ответил:
 «куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною».
 
То, к чему тогда  приготовился Иисус,   не по силам большинству из нас, особенно  невозможно это для  молодых людей, полных жизненных сил, каковыми являлись на тот момент Его  ученики, хотя и сам Он был так же  молод.
 Но ученикам и не предназначалось уходить  вместе с Ним, им  еще предстоял  долгий труд по распространению Божьего слова  на  земле.   
  Рано было Симону Петру  идти в Царство Небесное и проходить через смертные муки вслед за Иисусом.
  Только по прошествии времени, когда он возмужает, и многое  познает в жизни,  когда исполнит все, что ему предназначалось, - в чем состояла  его  миссия, - он пойдет вслед за Учителем.
Но в тот раз Петр, еще не искушенный жизнью, не познавший себя, самоуверенный Петр воскликнул:
 «Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя».

Ему только предстояло набрать духовную мощь на долгом жизненном пути, но он уже мнил себя сильным и бесстрашным.
 Не сомневаюсь в том, что он действительно  хотел сделать так,  как утверждал,  но не мог. Он не знал себя самого, не видел ни своих страхов, ни  своих возможностей.
Иисус же знал и видел его полностью, каков он есть, и каковым станет. И потому Он сказал  ему:
«душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.»

Впоследствии Его ответ подтвердится на деле, и станет  большим  ударом по  самолюбию  Петра. Но  удар будет полезным для него, для его самопознания, и для того, чтобы он  больше никогда не говорил  о себе так опрометчиво.

Продолжение следует

 http://proza.ru/2022/01/08/758


Рецензии