Максимы и афоризмы. Часть 15

Теория права, которую постоянно совершенствуют учёные правоведы и которая, несомненно, является инструментом достижения социальной гармонии, всегда вступала в противоречие с правоприменительной практикой, основанной не столько на нормах и правилах, сколько на сложившихся стереотипах и физическом насилии. Гармония в социуме при этом, конечно же, не достигается, но это мало кого беспокоит!

Публичные мучительные пытки являются сильнейшей скрепой, объединяющей граждан и рабов вокруг верховного властителя, кем бы он ни был – императором, царём, диктатором или консулом. Осознание того факта, что подвергнуть пытке или убить могут любого, независимо от вины его, заставляет многих вести себя скромно и тихо, не проявляя явно гражданской и интеллектуальной активности, которая, если верить мудрецам, является локомотивом человеческого прогресса. Страх объединяет народную массу крепче, чем разум или даже любовь!

Система правовых отношений, созданная рабовладельческой элитой, обеспечивает прочное и постоянное угнетение большинства населения Империи. Так было всегда: права единиц частенько оборачивались бесправием миллионов!

Настоящая правовая коллизия приключается лишь тогда, когда человек внутренне свободный, имеющий все предпосылки – и интеллект, и моральные устои – для свободной жизни, становится невольником, попадая в правовое поле, обильно унавоженное поколениями рабовладельцев и зависимых правоприменителей.

Право, основанное на системе законов, является мощным регулятором отношений в человеческой популяции. Мощным, но не единственным. Не менее важным движителем общественных отношений следует считать право, основанное исключительно на применении силы: трудно доказывать свою правоту, когда в качестве аргумента тебе отбивают почки!

Право сильного в конечном итоге оказывается сильнее норм закона. Но такое положение сохраняется до тех пор, покуда сильно правосознание тех, кто волею судеб является объектом права. Безуспешные попытки их стать субъектами справедливых правовых отношений с неизбежностью приводят к деградации правовой культуры, к правовому нигилизму. И тогда право сильного беспощадно используется обеими сторонами социального взаимодействия. Тут уж мало никому не покажется!

Правосознание, которое по утверждению учёных-правоведов является субъективным восприятием правовых явлений, бывает двух типов. Первый, широко описываемый в студенческих учебниках и научных трудах, отражающий идеи и чувства людей, связанные с правовой стороной жизни, основан, вообще говоря, на моральных ценностях, по сути, на заповедях – не убий, не укради, не возжелай жены или осла ближнего своего и т.д. Второй же тип правосознания имеет совсем другую природу. О нём предпочитают молчать, хотя влияние его на социальную ситуацию и правовой климат в Империи несравненно сильнее и определяется оно главным образом глубиной проникновения швабры в задний проход подвергаемого пытке раба или гражданина.

Издевательства и пытки, искореняющие человеческое достоинство и приносящие немыслимые страдания, являются основой правоприменительной практики в любой империи этого древнего мира. Страх подвергнуться истязаниям не только удерживает широкие народные массы в узде существующих порядков, но и представляет собой основной фактор формирования массового правового и патриотического сознания.

Искусное применение экзотического яда для устранения нежелательного человека позволяет диктатору не только разделаться с политическим оппонентом, но и тонко воздействовать на общественное сознание, не имея желания изменить к лучшему общественное бытие. Мучения жертвы заставляют тайных противников Империи содрогаться, а в душах явных сторонников укрепляют уверенность в правомерности имперских амбиций.

Перманентное верховенство права сильного зиждется на двух непременных условиях. Вот они: неспособность мыслить у плебса и рабов, составляющих абсолютное большинство в любой империи, и боязнь потерять имеющееся у просвещенного и обеспеченного слоя, именуемого в некоторых краях интеллигенцией. И быдловатые, и просвещённые слои общества испытывают страх перед физической болью, который заметно усиливается в периоды применения имперскими властями массовых пыток и истязаний. Это уравнивает представителей разных социальных групп и сословий в рамках существующей правовой парадигмы.

Любое преднамеренное убийство человека рассматривается в рамках любой правовой системы как тягчайшее преступление. Если, конечно, речь не идёт о применении права сильного, когда правомерность действий субъекта правовых отношений определяется его возможностью причинять ущерб, боль и страдания окружающим.

Любой гражданин Империи и даже раб имеет право встретить новогодний праздник в отменном расположении духа и радостном настроении. Для этого всего лишь требуется забыть хоть ненадолго о своих гражданских и человеческих правах, вернее, об их отсутствии.

Декабрь 2021


Рецензии