Ёлки-палки

Когда в доме две ёлки (сосна и пихта), а за окном в поле зрения ещё три искусственные (одна городская и две от магазинов), к тому же ещё 6 натуральных голубых елей под окном(вне поля обзора), а во дворе живая ель и все они богато украшены новогодней иллюминацией, невозможно не проникнуться...
. . . . Рождественская ёлка — традиционный атрибут празднования Рождества уходит своими корнями во времена Средневековья. В Германии популярна легенда связывающая возникновение рождественской ёлки с именем св. Бонифация. Согласно житию святого, чтобы показать германским язычникам бессилие их богов, он срубил священный дуб Одина. Легенда развивает этот сюжет: на вопрос потрясённых германцев, как им отмечать Рождество, святой указал на маленькую ель, уцелевшую под рухнувшими ветвями дуба: "её вечнозелёные ветви символизируют бессмертие, а верхушка указывает на небеса, как место обитания Бога".

Формирование современного рождественского ритуала произошло в немецкой традиции уже в конце Средневековья и начале Нового времени. Рождественская ель восходит к «райскому дереву» предрождественской мистерии — театрализованной постановки, посвящённой истории грехопадения, поскольку 24 декабря западными христианами отмечалась память Адама и Евы. В качестве декорации, учитывая зимнее время, использовали хвойное дерево, которое украшали яблоками (символ запретного плода) и вафлями или печеньем (символы священного причастия и искупления от Древа Жизни). Рождественская ель называлась просто деревом Paradies «рай» или Paradiesgarten - «райский сад», Christbaumgartle.
. . . . По мнению некоторых историков и этнографов, рождественская ель появилась в результате христианского переосмысления протогерманцами древних ритуалов Йоля, согласно которым у них существовал древний обычай идти на их Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе.
. . . . Уже в 1539 году на Рождество дерево с украшениями было поставлено в Страсбургском соборе. В документах рижского братства Черноголовых упоминается о похожей церемонии в канун 1510 года, причём после празднества дерево было сожжено. В начале XVI века Мартин Лютер также упомянул о том, что на Рождество в его доме было установлено дерево с украшениями. В немецких рождественских гимнах ёлка упоминается с XVI века («O Tannenbaum»), тогда как в литературных источниках начинает фигурировать лишь к концу XVIII века. Одним из первых её упоминает Иоганн Вольфганг Гёте в 1774 году: "…в воскресенье перед рождеством, он вечером пошёл к Лотте и застал её одну. Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной ёлки с восковыми свечами, сластями и яблоками приводило его в невыразимый восторг".
. . . . За два тысячелетия сформировались и другие изводы новогодней атрибутики: так, у грузин появилась т.н. Чичилаки — грузинское новогоднее дерево (наструганная кудрями ветка орешника). В Сванетии на Новый год в доме обычно устанавливалась берёзка. А во Флориде, на Гавайях и др. жарких странах выращивается т.н. Рождественская пальма - Veitchia merrillii, из-за её плодов, которые становятся ярко-красными к декабрю. В славянских же странах, где пальмы не растут из-за холода, держатся обычая наряжать самые различные хвойные деревья. В моём детстве родители предпочитали использовать криптомерию японскую, главным отличием которой является неосыпаемость хвои. Бывало новогоднее чудо достаивало у нас до 8 марта, цвет хвои при этом менялся с ярко-зелёного до рыже-коричневого. Но в прошлом году этот рекорд был побит моим сыном: еле-еле мы сняли игрушки и убрали искусственную ёлку только в апреле! Как говорится, "не без курьёзов"... Но курьёзы случаются не только в частных домах...
. . . . Так как вопрос «первой ёлки в Европе» имеет значительное туристическое (а с ним и финансовое) значение, то в канун Нового 2011 года между Ригой и Таллином разгорелся настоящий дипломатический конфликт по вопросу ёлочного первенства. У эстонских исследователей нашлись аргументы того, что в Таллине ёлку установили на 400 лет раньше рижской (1154). Мэр Риги Нил Ушаков охарактеризовал ситуацию как «ёлочную войну», серьёзно угрожающую коммерческим интересам города и страны, и пообещал найти достойный ответ агрессору. На исторические аргументы латвийской стороны власти Таллина решили установить заведомо большую ёлку. В результате 24-метровая ель на Ратушной площади дважды (25 и 27 ноября) падала под порывами ветра. Во второй раз она упала во всём наряде из 80 гирлянд (9600 лампочек) и 15 комплектов фонариков, нанеся значительный ущерб и себе, и украшениям.;;; К счастью, в обоих случаях никто не пострадал, а дерево наконец удалось закрепить, правда, укоротив его на 4 метра. По требованию властей Таллина полиция произвела расследование на предмет возможной диверсии.
. . . . Наружное украшение зданий ветвями хвойных деревьев в России впервые было назначено указом Петра I о праздновании Нового года 1 января 1700 года, но оно не имело ничего общего с традицией вносить на Рождество дерево в дом и украшать его; эта традиция в Россию приходит спустя полтора века. Единственными, кем был выслушан царский указ, стали владельцы кабаков, на протяжении XVIII века обозначавшие вход в заведения еловыми ветвями. По царскому указу от 20 (30) декабря 1699, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, и день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В указе давались также указания по организации новогоднего праздника: пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе». А «людям скудным» предлагалось каждому «хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день».
. . . . Москва праздновала новый год по царскому указу неделю. Город украсили можжевеловыми, еловыми и сосновыми ветвями. Позже 1700 года считать день 1 января за какой-то особый в России принято не было, это был один из дней праздничного периода Святок, его сопровождал лишь традиционный молебен «на новолетие».
. . . . Ёлка как «рождественское дерево» появляется в начале XIX века в домах петербургских немцев, которые в сочельник ставили её в углу гостиной, и в определённый час отец, как глава семейства, снимал с неё покрывало. Ёлка зажигалась дважды — в сочельник и в Рождество, после чего её убирали. Во дворце и в домах состоятельных горожан было принято после праздника отдавать ёлку слугам. Всё, что находилось на ветках ёлки и на столе под нею, было подарками.
. . . . До начала 1840-х годов у русских обычай ставить рождественскую ёлку в домах не существовал, дворцовые ёлки были исключением. Ни А. С. Пушкин, ни М. Ю. Лермонтов никогда в жизни ёлки не видели: в окружавшем их дворянском кругу поддерживались только русские святочные традиции: маскарады и балы. М. Ю. Лермонтов описал такой святочный праздник в драме «Маскарад», а А. С. Пушкин — святочное гаданье девушек, в поэме «Евгений Онегин». Но в начале 1840-х, как о большой новинке, уже пишут о продаже в кондитерских «прелестных немецких ёлок, убранных сластями, фонариками и гирляндами». В середине сороковых годов уже встречаются отдельные удивлённые упоминания, что «в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». Это нововведение в середине 1840-х годов переживает необыкновенный подъём интереса, так что в конце сороковых годов в Петербурге уже повсеместно ставятся ёлки. Ф. М. Достоевский в рассказе «Ёлка и свадьба» 1848 года упоминает ёлку как нечто уже общеизвестное. Широко известен так же его рассказ о "Мальчике у Христа на ёлке".
. . . . Дальнейшее увлечение «немецким нововведением» подкреплялось модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, произведения которого «Щелкунчик и Мышиный король» и «Повелитель блох» были хорошо известны российскому читателю. Сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкун орехов» (под таким названием книга вышла на русском языке) опубликована в 1839 году, сказки Х. К. Андерсена «Девочка с серными спичками» и «Ёлка» также, возможно, сыграли свою роль. Рождественская ёлка в русском доме отражала часть церковного обряда и объединяла вокруг себя всю семью, и это быстро полюбилось горожанам. В начале 1850-х годов их стали продавать у Гостиного двора приезжавшие специально с ними в город крестьяне. Впоследствии этот сезонный промысел принадлежал финам и давал им немалый приработок, потому что ёлки стоили дорого. Петербуржцы быстро отошли от маленьких немецких ёлочек и начали соревноваться, у кого ёлка гуще и богаче (от 20 до 200 рублей ассигнациями по тому времени было бы равно от 20 до 200 тыс. рублей на сегодняшний день!). Самые богатые ёлки убирались настоящими драгоценностями и ценными тканями. Так, в одной газете того времени упоминается «искусственная ёлка», высотой в два с половиной метра, «обвитая дорогой материей и лентами, верхние ветви её были украшены дорогими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, а нижние ветви цветами, конфетами и плодами».
. . . . Первая публичная ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского (Витебского) вокзала. Вскоре публичные ёлки начали устраивать в зданиях дворянских собраний, офицерских и купеческих собраний, клубах, театрах и других местах. В Москве с начала 1850-х годов праздники ёлки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными. Медленнее ёлка проникала в провинцию. В помещичьих усадьбах ещё долго держались традиции Святок, но постепенно «столичная немецкая забава» пришла и туда.

Ёлка, в украшенном виде, олицетворяет «неувядающую благость», неумирающую природу, это — «рождественское дерево» украшенное фруктами и кондитерскими «сахарными игрушками». Сладости, мёд, засахаренные фрукты символизировали «сладость духовных даров» и входили в общеевропейскую традицию празднования Рождества, согласно которой волхвы поднесли Младенцу в день рождения «плоды земные», означающие изобилие, плодородие, процветание. В России в это время ёлку украшали яблоками, мандаринами, сухими фруктами (абрикосами, инжиром, черносливом), медовыми пряниками. На ёлке зажигались свечки, укреплённые в специальных «тюльпанчиках». Традиция рождественского дерева соблюдалась также в том, что ёлка увенчивалась Вифлеемской звездой (засиявшей в небе предвестницей Рождества) и украшалась разными блёстками. Блеск огней и свечей на ёлке, её блестящее украшение символизировали сияние «благодатного света», пронизывающего мир после Рождества. Ёлка легко вошла в российский быт, именно потому, что она позволяла всей символике службы и обряда соединиться в едином зрительном образе и действии, в котором была занята вся семья.
. . . . В постановлении Синода, изданном в канун Рождества во время войны России с Германией, указывалось, что отношение православной церкви к новой традиции всегда оставалось несколько настороженным, как к иноземному и, в своих истоках, языческому обычаю. Тем не менее, и в эти года ёлки ставились, и в частных домах, и в гимназиях, и в домах священников, устраивавших ёлки с подарками для детей своих прихожан и даже в императорском доме. Предписание ограничивать ёлки относилось не к самому дереву, а именно к празднику, к «пьяной ёлке».
. . . . Отход от религиозной тематики ёлочного праздника начался отнюдь не с приходом советской власти - ещё во второй половине XIX века на ёлках начали развешивать картонные игрушки: гирлянды, транспаранты, китайские фонарики, флаги, обезьянки, оловянные солдатики, снежную пудру, бусы и проч. Увы,... отмена праздника начинается нынче там же где и зародилась: западноевропейская ментальность, отходя от христианских начал, объявляет балет "Щелкунчик" нетолерантным явлением по отношению к афроамериканцам, а ёлочку - по отношению к мусульманам. Библейское выражение "земля еси ты и в землю отыдеши" оказывается справедливым не только по отношению к отдельному человеку, но и к культурным феноменам.
. . . . У нас же культура "Отмены" смогла просуществовать недолго, всего 6 лет, с 1929 до 1935 года (об этом расскажем в следующий раз). Уже в 1937 году на ёлке во Дворце союзов вместе с Дедом Морозом появилась напарница, Снегурочка. До этого она была известна только как персонаж пьесы А. Н. Островского и поставленной в 1882 году оперы Н. А. Римского-Корсакова. Ни в каком обряде, и во всемирной рождественской традиции подобного женского персонажа не существует, это уникальное явление, связанное только с советской и российской новогодней ёлкой. Как показало время, некоторые ёлки проходят у нас до сих пор вообще одной Снегуркой (возможно в целях экономии на Деде Морозе).
. . . . В конце 20 века в России вновь стали открыто праздновать Рождество, и вернулась прекращённая на время традиция рождественской ёлки. С конца 1990-х годов у нас рождественскими ёлками иногда, наравне с редко встречающими вертепами, украшают православные храмы, например ставят их при входе в храм и/или на солее.
. . . . В Новом 2009 Году самая высокая новогодняя ель в России была поставлена в Красноярске на главной площади города — Театральной. Её высота — 46 метров, диаметр основания — 19 метров, длина окружности основания — 60 метров.
. . . . Одна из самых оригинальных — искусственная плавучая ёлка в Рио-де-Жанейро на озере Лагоа. Её высота — 85 метров, а вес металлических конструкций — 530 тонн. Несколько лет назад эта ёлка вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире плавучая ёлка. В неё вмонтирован механический колокол, исполняющий рождественские мелодии. В гирлянде более 3 миллионов лампочек, которыми управляет компьютер, а по выходным из ёлки бьёт салют.
. . . . Вообще, самая большая рождественская ёлка в мире была сооружена в 2009 году в Мехико. Её высота 110,35 метра (высота 40-этажного здания), диаметр — 35 метров, общий вес её металлических конструкций и украшений — 330 тонн.
. . . . Самая дорогая ёлка была установлена в 2010 году в Абу-Даби. Она была украшена золотыми и серебряными шарами, а также ювелирными изделиями с драгоценными камнями на общую сумму 11,5 млн долларов.
. . . . Массовый спрос перед Новым годом на хвойные деревья порождает проблемы их незаконной вырубки и утилизации после праздников. Поэтому различные государства стараются жёстко регулировать вырубку деревьев к Новому году, а также принимают меры для защиты лесов. В новогодние праздники организуются специальные ёлочные патрули, проверяющие у ввозящих в город ёлки наличие лицензии на вырубку. Организация ёлочных лесопитомников, в которых выращиваются деревья специально для новогодних (рождественских) праздников; стимулирование продаж живых елей и пихт (в специальных ёмкостях — горшках, кадках) с организацией последующей сдачи их в лесопитомники для высаживания. Иногда предлагается стимулировать производство и продажи искусственных разборных деревьев весьма реалистичного вида. Их более высокая цена по сравнению с натуральными компенсируется многократным использованием. Противники такого подхода указывают, что производство искусственных ёлок само наносит ущерб окружающей среде. Этого не происходит при заготовке натуральных ёлок в лесопитомниках и в зонах плановой вырубки. Углеродный след от живой ели меньше, чем от искусственной. Чтобы воздействие на климат стало ниже, потребуется использовать искусственную ёлку больше 10 лет. Пока что обе традиции уживаются друг с другом и в домах и на площадях, чему я свидетель (за окном 3 искусственных и 7 натуральных красавиц) и участник (дома на балконе лежит ещё и искусственная ель - ставить некуда!)
. . . . Короче, с Наступившим Новым 2022 Годом!!!!!!!!!!!!!!!! А вам какая ёлка больше понравилась? Ассортимент ёлок представлен на моей странице ВКонтакте https://vk.com/axl15082016


Рецензии