Это мой папа?

Я с самого детства, как любой другой ребенок, формировала свое мнение об окружающем мире, событиях и людях. Конечно, самыми близкими людьми для меня были родители, вложившие в меня целую кучу разных установок и программ. Сегодняшняя я, отделившаяся от родителей территориально, прорабатываю наши родовые связи, подмечаю моменты в воспитании, которые мне навредили, и меняю их в отношениях со своей дочерью. Взрослея с каждым днем, я все больше понимала, какую глобальную роль в жизни каждого ребенка играют родители. Просто огромную! Я понимала, какими бы ни были мама с папой, их нужно просто принять такими, как есть. И все!
Сегодня я расскажу о моем отце. Не великом папе, главе семьи, опоре и защите в любых ситуациях, с крепким стержнем и мужским характером, а о таком отце, каковым он является на самом деле.
В папиной семье отец был строгим и требовательным, работал в милиции и приучал моего отца с его сестрой к идеальному порядку и чистоте. Он мог поднять детей в два часа ночи, вернувшись с дежурства, и не удовлетворившись чистотой детской обуви, сохнувшей под батареей, разбудить их для начищения ботинок до блеска. Мама моего отца – истинная жертва, спокойная и исполнительная женщина, выполнявшая указания мужа, терпевшая его пьяные выходки всю жизнь. А пьяным дед был жутко навязчивым и всегда заставлял смотреть фотоальбомы и учить патриотические стихи, пел армейские песни.
Папина старшая сестра по характеру была сильнее и, как до сих пор думает отец, любимее для родителей, нежели он. В общем недолюбленный папа с кучей комплексов отслужил в армии. Вернулся. Девушка, с которой папа встречался жила в соседнем подъезде, была одобрена бабушкой на создание семьи, но, видимо, для самоутверждения, папа поступил наперекор родителям и выбрал себе другую невесту. Женившись на маме не по любви, папа достаточно быстро стал отцом. Родилась я. Начался совместный путь молодой семьи из трех человек.
Гены, которые, как известно, пальцем не задавишь, дали о себе знать в самом начале семейной жизни. Папа, частенько навещавший родителей по выходным, возвращался домой не трезвым, добавлял градус и влезал в какие – нибудь переделки. Проявляя буйность своего характера в алкогольном угаре, папа всегда был сильным и уверенным, буд – то другим человеком. Он мог влезть в драку с финансовыми последствиями для семьи, довести маму до слез какими – то глупыми разборками или уйти шататься по району, прилично выматывая этим мамины нервы. Несмотря на очевидные минусы в семейных отношениях, в те времена срабатывало обязательное правило «Детей в семье должно быть минимум двое». Поэтому по истечению определенного времени, мама забеременела моим младшим братом Юрой. Медицина в те времена оставляла желать лучшего и, нераскрытые легкие братика не дали ему шанса на выживание. Он умер. Мама горевала, папа пил. Позже родители совершили еще одну попытку родить ребенка, так был зачат мой брат Алеша. Это просто ужасно, но снова выносив ребенка и родив его, легкие братика не раскрылись. Алеша тоже умер. Я очень отчетливо помню, как вернувшись из роддома, мама рыдала в голос. Образ несчастной женщины в драповом пальто с бледным и горем убитым лицом, словно застрял в моей памяти до наших дней. Мама очень страдала, папа пил, не запойно, конечно, но каждый вечер он употреблял алкоголь. А я пребывала в каком - то детском необъяснимом страхе неведения и состоянии моей возможной вины в происходящем дома. Прошло время, вроде все улеглось, мама снова начала печь печенья по воскресеньям, а папа пошел работать на вторую работу, реже стал бывать дома и реже выпивать.
Я росла, года бежали. В моей памяти папа зафиксировался в ярких моментах.
Мне лет шесть, у папы от работы был организован выездной тур слет. Палатки со спальными мешками – коконами, едва спасавшие нас от комариных туч, дяди и тети, много детей, костер, котелок, рыбалка, песни под гитару. Ранним утром в отплывающей на другой берег лодке, набралось прилично пассажиров. Мы с папой в их числе. На дощатых скамейках не хватило места мальчику более младшего возраста. Папа среагировал быстро, предложив мне уступить место этому мальчику, заботливо усадив меня на чьи – то резиновые шлепанцы, подложенные на пол под мою детскую попу. Я до сих пор помню то детское состояние негодования, обиды и кома в горле, застывшего у меня от досады и несправедливости. А еще в том походе меня впечатлила тетя Люся (небольшое отступление). Она прославилась на всю компанию благодаря своей разорванной до крови губе, вследствие необдуманного предложения в своих зубах кусочка колбасы здешней собаке. Папа тогда прокомментировал ситуацию довольно сухо: «Нечего было лезть».
Мне семь лет. Папа поехал на рыбалку и взял меня с двоюродным братом Виталиком. В то время папа увлекался фотографией и везде брал с собой свой Зенит с большим объективом. От этой поездки остались теплые воспоминания и любовно сделанные и проявленные фотографии, где мы с братом, позируя, похватали палки, и, заняв позиции, изображаем стрелков. А еще были смешные фото меня и брата с обглоданными в руках косточками от куриных ножек в виде пистолетов.
Мне восемь. Папе досталась от работы путевка в дом отдыха Высокий берег. Мы поехали вдвоем. Помню было хорошо, много гуляли вдоль речки, дышали сосновым воздухом. Где – то на третий день отдыха по дороге из столовой за нами увязался какой – то мальчик – подросток, лет семнадцать (для меня он тогда казался очень взрослым) и такое преследование на расстоянии продолжалось несколько дней. Помню, как в меня вселился жуткий страх от этой ситуации и от мысли, если вдруг он застанет меня, когда я буду одна, без папы. Мальчик оказался не здоровым, с отклонениями, но и не буйным. Хотя тогда меня мало что успокаивало и, к сожалению, папа тоже. Он заметно напрягся, поняв, что я симпатична парню, но никак не разъяснил мне ситуацию, а просто сказал, чтобы я не обращала внимания.
Мне одиннадцать лет. Это воспоминание не просто яркое, а судьбоносное и значительно изменившее отношение детей нашего двора ко мне. Рыбалкой папа увлекался давно и рыбачил часто (и, кстати, надо отметить, что свой улов папа всегда чистил сам), но в этот раз он нас всех не просто удивил, а ошарашил. Обалдели от улова все! Да, точно! Поскольку в тот вечер в нашей квартире побывали именно все жители нашего дома и некоторых соседних домов и вся знакомая мне детвора. В ванне плавали две щуки длинной с пол ванны и весом около десяти килограмм каждая. После такого улова, папа еще долго был в почете и у меня и в окружении.
Когда мне было уже шестнадцать лет, я поступила после окончания базовой школы в техникум по специальности «Бухгалтерский учет в строительстве» (мамино решение), родители чаще начали ругаться, наступил явный кризис в отношениях. Я близко к сердцу принимала переживания, связанные с ситуацией в семье и даже чувствовала вероятность развода. Тогда я и купила свою первую пачку сигарет (в школе пробовала пару раз, но не курила). Папа нашел эту пачку. Как сейчас помню: моя комната, вечер, я за письменным столом учу уроки, папа зачем – то полез в мой шкаф, что – то искал, наткнулся на пачку сигарет. Папа сказал: «Куришь? Кури!» И больше ни слова!!! Он вышел из комнаты. Мне, порой, кажется, что тот шок еще до конца мною не осознан и до сих пор где – то бродит в теле.
После окончания колледжа я поступила на заочное отделение в экономический университет и пошла работать в налоговую инспекцию. Иногда по выходным дням, я помогала родителям с работой (они тогда работали в будни на государственных предприятиях, а по выходным дням торговали товаром на стадионе «Динамо», как индивидуальные предприниматели). И хотя торг в основном шел неплохо, особой радости и прибыли в семью этот бизнес не приносил. Было много ссор, поскольку на стадионе папа снова приобщился к алкоголю и матери, бывало, приходилось тащить его домой, чуть ли не на собственном горбу. Был случай, что в один из таких «приползаний» домой, отец, раздражавший меня своим видом и мычанием, а также в целях защиты мамы, мною был, с неимоверной силой, отшвырнут на диван с громким ударом головы о стену. Я тогда даже испугалась последствий моего рывка, боялась, чтоб у папы не случилось сотрясения мозга. Но, не зря же говорят, пьяному все нипочем. Обошлось.
В 23 года я вышла замуж и в 24 в нашей молодой семье родилась девочка Саша. Папа тогда впечатлил меня своим вопросом в лоб. Я, вернувшись домой после выписки из роддома, была опрошена на предмет наличия массажа моей груди моим супругом для пребывания молока. Отец, вопрошая меня, со знанием дела стоял на страже природного процесса, так необходимого мне и внучке на тот момент.
Дед внучку очень любил, занимался с ней на специальном гимнастическом шаре, чтоб улучшить у внучки ситуацию с дисплазией тазобедренных суставов, катал зимой на санках, носил на плечах и ездил на море вместе с моей мамой и внучкой в целях оздоровления.
Только вот то лето, в котором случился отдых с внучкой, было для нас роковым. Папа «осчастливил» семью очередной выходкой. Еще до того, как им были раскрыты все карты, стало понятно, что папа влюбился. Я отчетливо помню ежевечерние сборы с одеванием нового белья и подбором парфюма. В тот вечер, когда папа, наконец, признался маме, что полюбил другую женщину, я упала перед ним на колени. Умоляла, не уходить. Родители были тогда не трезвы и под сильным впечатлением уходящего дня (похороны моего крестного отца, мужа папиной сестры, который скончался скоропостижно, едва отметив 60-летний юбилей). После ярких сцен и бурных эмоций, отец все же собрался и ушел. Жилье на тот момент у него было, поскольку его родители, ушедшие к праотцам, оставили папе квартиру.
После его ухода их семьи, мама не знала, куда ей броситься, куда бежать, что вообще делать. Она, которая всю жизнь руководила отцом, сама растерялась, словно ей выбили почву из-под ног. Даже какое – то время ездила на приемы к разным бабкам, шептуньям и гадалкам. В общем, справлялась с ситуацией как могла. Я только помню, что тогда настояла и закомандовала маме, чтоб та отдала отцу половину накопленных денег, мол, так будет честно.
Я, конечно, тогда очень сопереживала маме и воспринимала отца через призму маминых очков, как предателя. Но одно тогда я знала точно, что ему было очень тяжело! Мы остались жить с мамой: - я, муж, дочка. А папа ушел, он был один, он решился тогда на этот шаг, окрыленный влюбленностью и в надежде на поддержку от новой партнерши. Только вот новой семьи не сложилось. Она не переехала к нему, а лишь продолжила многочасовые общения по телефону и выкачивания денег на совместные краткосрочные поездки в отпуске. Папа продолжал потихонечку выпивать, что, я думаю, не сильно – то радовало новую избранницу.
Я с мужем вскоре разошлась и осталась с дочкой, занималась ее воспитанием. Но, поскольку разговор не обо мне, продолжу вещать об отце.
Переехав в квартиру родителей, он вплотную занялся ремонтом, даже прикупил всяких дизайнерских мелочей для интерьера. Виделись мы очень редко. Внучку дед не навещал и первое время и нас к себе в гости не приглашал. Шли годы…
Мне 39. Дома с мамой у меня произошел сильный конфликт. Не удивительно за столько – то лет совместной жизни на одной территории. К тому времени ситуация в моей жизни изменилась колоссально (я получила вторую нерабочую группу инвалидности по здоровью и как – то между борьбой за жизнь пыталась отстаивать и свои личные границы). В общем, в итоге – конфликт. Куда податься? Этот вопрос не давал мне покоя и привел меня к отцу на разговор. Я попросила папу принять меня с дочкой у него в двухкомнатной квартире, объяснив тем, что хочу выздороветь, а рядом с мамой это, к сожалению, нереально. Отец сказал, что подумает и даст ответ. Через пару дней моя тетя (папина сестра) позвонила с предложением переехать в пустующую на то время квартиру. Я была в шоке, поскольку вообще сперва не смогла связать мою поездку к отцу и последующее от тети предложение. Оказывается, что папа, поразмыслив, решил не нарушать свой комфорт и переадресовал своей сестре закрытие моей проблемы, сказав, что мне нужна помощь. Все сложилось для нас с дочкой наилучшим образом, мы переехали в шикарную квартиру тети, а родители немного развернули свои лица в мою сторону и начали нам потихонечку помогать (папа предложил оплачивать коммунальные платежи и оба  иногда стали помогать продуктами).
Вот такая история. Это, конечно, еще не конец, но про отца давно хотела написать. Мне полегчало. Думаю, продолжению быть!


Рецензии