Карандаш

            В керамическую кружку, где стояли простые карандаши, добавили новичка. Был он не совсем обычный: трехгранный, остро заточенный, а вокруг грифеля, вместо привычной деревянной «рубашки»,  - пластмассовая, с радужной полосочкой по срезу.
            На стороне, противоположной острию, - белоснежная  «шапочка» резинки, обёрнутая  в месте крепления к карандашу серебристым колечком. Снаружи красавец был тоже серебристый. Он горделиво облокотился о край кружки одной из граней и стал с интересом рассматривать соседей.
            Слева, почти напротив, его внимание привлекли два близнеца. Их корпуса были шестигранные, невзрачного бежевого цвета,  из дерева, но грифели отличались утончённостью и длиной острого конца, а на боку каждого словно светились чёткие золотые буквы: КОНСТРУКТОР. На одном выделялась ещё заглавная  буква Т, а на другом - ТМ. Оба карандаша, казалось,  отдыхали и спокойно наблюдали за новеньким.
            Справа и слева он не имел на  корпусе никакого текста, поэтому очень удивился своему открытию и даже несколько позавидовал.
- Любезные, не подскажете ли, что означают буквы  на вашей одежде? - скрывая любопытство, небрежно спросил он.
           Оба карандаша слегка улыбнулись:
 - «Т» - значит, твёрдый, «ТМ» - твёрдо-мягкий, - сказал один из них.
 - С нашей помощью люди создают  технические и строительные чертежи, по которым позже изготавливают механизмы, проектируют  и потом строят разнообразные дома, - добавил другой.
- С нашей помощью конструкторы решают сложные задачи, поэтому каждый из нас - тоже «конструктор», - добавил первый, твёрдо-мягкий.
- Вон оно что, - протянул новенький.
         Рядом с этими важными карандашами  он несколько подрастерял свою уверенность в собственной значительности и посмотрел  в другую сторону, направо.
          Там стоял задумчивый карандаш тёмно-вишнёвого цвета. Его грифель был толстоват, невысок и немного закруглён. На его боку красовались две  надписи - «Пионер» и «7М». Казалось, он дремал.
- Мной рисуют эскизы,  - внезапно произнёс он, - предугадав вопрос.
- Он не просто мягкий, он в семь раз мягче любого мягкого, - уточнил твёрдый карандаш.
- И линия, которую он оставляет, имеет особую фактуру: заметную толщину и некоторую пористость, - дополнил твёрдо-мягкий.
- Эту линию можно растушевать - и получится тоновое пятно, и даже его растяжка, - добавил тёмно-вишнёвый.
   Из этих пояснений безымянный красавец понял далеко не всё и, немного смущаясь своего невежества, решился уточнить:
- А для чего это нужно?
- Это придаст объём изображению, обозначит тени и полутени, выделит освещённые части, - нисколько не гордясь своими преимуществами и образованностью, пояснил особо мягкий карандаш. - Мною, в основном, рисуют профессионалы-художники.

        Серебристый  вздохнул и посмотрел вниз. Увидев там совсем небольшой простой карандаш, он сначала несколько приосанился, поскольку смотрел  на него сверху, и сразу почувствовал себя значительным, но вовремя вспомнил, каким незнайкой он проявил себя рядом с предыдущими тремя собеседниками, и осторожно поинтересовался:
- Почему же вас поставили в столь невыгодные условия? Вам, наверняка, темно и не совсем удобно в обществе таких высоких соседей?
- Пустяки, - отозвался коротышка, - я настолько стар, что в тени мне даже спокойнее, есть возможность чаще отдыхать и общаться с молодёжью. Хозяин  редко пользуется мною - бережёт, поскольку основная часть меня уже давно сточилась.
- Как это? - не понял новенький.
- Я тоже когда-то был таким же стройным и высоким, как все, но хозяин любил работать мной, и теперь я представляю собой лишь  малую часть прежнего своего размера.
- Ах, но это так жестоко! - возмутился серебристый карандаш.
- Напротив, - наперебой возразили соседи карандаши, до этого почтительно слушавшие старика.
- Это говорит о востребованности карандаша! Он наш наставник, с его помощью была вычерчена и после смонтирована полка, на которой стоит эта кружка, - сказал один из соседних карандашей, с загадочной надписью «Орион».
- Им был выполнен чертёж дома, где живёт наш хозяин и мы все, - веско добавил гранёной формы небольшой карандаш с надписью «Архитектор».
- Это правда, - подтвердил старик-коротышка. На моём боку было написано  имя «Проект». Вместе с «Архитектором» мы выполняли эскизы  и чертежи для будущего дома.
- Какие важные у вас были дела! - искренне восхитился новичок.
- В те времена, откуда мы все родом, у  простых графитных карандашей были разные назначения, - согласился карандаш-наставник с именем «Проект». - Были школьные карандаши, рисовальные, чертёжные, канцелярские. Кроме того, копировальные и, конечно, цветные. Мы все - братья: нас создали для творчества.
- У каждого из вас есть имя, - грустно сказал новенький, - а у меня ничего, только цвет.
- Ты ошибаешься, - ответил «Орион», - внутри тебя - грифель! Это и есть главное в карандашах. А имя мы можем дать тебе сами. Предположим, «Безымянный».
- Лучше - «Серебристый», - подсказал «Архитектор», - хотя это странно: у карандашей всегда есть имя!
- Может быть, я  из бракованной серии? Я даже не знаю, какой степени твёрдости мой стержень!
- Зато ты тоже наш брат. К тому же необычного цвета, - успокоил его «Пионер».
- Но кому я нужен такой? - не мог успокоиться новичок.
- А ты заметил, кто тебя добавил в нашу компанию?
- Да, заметил. Это девочка.
- Вот ей и нужен! Подожди немного, сам поймёшь!
В это время раскрылась дверь, и в комнату вошли двое детей.
- У меня для тебя есть сюрприз, - сказала старшая девочка, на вид лет четырнадцати-пятнадцати.
- Какой? - запрыгала на одной ножке от радости младшая.
- Очень красивый и нужный! Особенно для тех, кто собирается осенью поступать в школу.
-Что же это за сюрприз? - задумалась младшая девочка.
- Догадайся! Он стоит на этой полке.
      Девочки подошли к полке, и младшая тут же воскликнула:
- Ой, это тот самый карандаш, который мне понравился вчера в магазине! Ты купила его!?
- Да, это он самый!
- Спасибо, Анечка! Как я рада!
       Младшая девочка протянула руку и вынула из кружки новый карандаш.
- Чем же он тебе так понравился? - спросила Аня.
- Видишь: он такой красивый, серебристый! И шапочка у него серебристая, а резинка снежно-беленькая! Красавчик!
- Риточка, но ты же понимаешь, что карандаш нужен для дела?
- Конечно! Я буду учиться  рисовать! Вот возьму сейчас и нарисую нашего попугая Тимошу!
«Ах, - заволновался серебристый карандаш, - вдруг у меня грифель слишком твёрдый или ломкий?»
Но Риточка уже положила на стол альбом и провела дугу, рисуя птичку.
- Такой славный карандашик, - сказала она, - смотри, Анечка, он оставляет яркий след!
- Дай-ка попробую, - сказала Аня и взяла карандаш.
      Она провела на бумаге несколько штрихов в том месте, где у наброска птицы намечалось крыло, и улыбнулась:
- Хороший карандаш, дважды мягкий. Я только сейчас рассмотрела маркировку! Почти незаметная, такая же светлая, как он сам. Называется «Художник». И в руке удобно держать, потому что трёхгранный.
- Давай его мне, я хочу справиться сама, - Рита потянулась за карандашом, полюбовалась немного и продолжила рисование.
      Когда рисунок был готов, она подошла к сестре, сидевшей с книжкой на диване, и попросила:
- Аня, помоги, пожалуйста, вырвать листик!
- Зачем? - удивилась Аня.
- Я подарю рисунок бабушке. Видишь, как хорошо получился у меня Тимоша? А бабушка любит нашего попугая!
- Ну, если для бабушки, конечно, помогу, - рассмеялась Аня и вынула из альбома лист.
- А карандаш я  опять в кружку поставлю, - сказала Рита, - чтоб не потерялся и не сломался.
    Она  взяла лист с рисунком, и обе девочки вышли из комнаты.

- Поздравляем, дружище, - наперебой заговорили карандаши, - с первым рисунком тебя!
   Серебристый смущённо смотрел на своих собратьев.
- Спасибо вам за поддержку, дорогие соседи! Вы не представляете, как я счастлив, - сказал он.
- Это потому, что занимался творчеством! Ведь ты - «Художник»! 
- А имя мы не прочли, потому что надписи были на твоей третьей грани, - сказал «Архитектор». -  Как это я не догадался  посмотреть на твою спинку?
        Карандаши заулыбались.
- Друзья, какое счастье, что я попал в вашу компанию! Вы так тепло отнеслись ко мне…
- Мы - братья, - напомнил карандаш «Проект», -  и общая наша удача в том, что нас выбрали в магазине творческие люди, которые любят рисовать.
- Настоящий художник умеет замечать вокруг себя красоту и сохранять её на бумаге, - строго уточнил «Архитектор». - Красота наполняет радостью людей, а значит и нас, карандашей!
       «Какое счастье, -  ещё раз подумал серебристый, - что у меня такое прекрасное имя и важное предназначение: дарить радость!»
                Наталья Коноваленко


Рецензии
Наталья, удивительная перекличка у наших сказочных, разговорчивых карандашей!
Очень милая история!

Галина Санарова   14.09.2022 11:18     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина! Как не появиться сказкам, когда есть такое чудесное изобретение - карандаш!))Спасибо вам за отклик!))

Наталья Коноваленко   15.09.2022 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.