Тольятти 50 лет тому назад. 1971 год-

1 квартал (январь,февраль,март)

Если посмотреть в то время на город, то можно было подумать, что находишься на большой строительной площадке. Строилось везде и всюду, самое главное- это конечно автозавод и новый Автозаводский район, хотя и здесь в старой части города также продолжали строиться целые квартала (микрорайоны). Даже на старых улицах (если их так можно было назвать, ведь им не было еще и двадцати лет) ежедневно, что-то вновь встраивалось, где-то застраивалось ранее пропущенное. Одним словом строительство шло полным ходом, как в городе так и входящих в него поселков Комсомольский, Шлюзовой и т.д.

В январе новый район порадовал открытием двух ТЦ, в 7-м и 2-м кварталах. В феврале продолжалось строительство хлебозавода и мясокомбината в промышленной зоне Автозаводского района. В портовом поселке открылось кафе «Отдых», (типа ресторана). На улице Новозаводская началось строительство СТО ВАЗа.
С началом весны уже в марте, велись подготовительные работы под строительство нового автовокзала рядом со старой «стекляшкой» в Соцгороде.
24 марта, государственной комиссией , была принята первая очередь ВАЗа, с конвейера стали выходить по 450 автомобилей в сутки (похоже работала одна только нитка).
В городе можно было посетить киносеансы в кинотеатрах- «Космос», «Маяк», «Авангард», «Буревестник» и в ДК им. Ленинского комсомола.

И общественный транспорт не стоял на месте, в январе открылся новый автобусный маршрут № 22 лет Октября- Автозаводское шоссе- Восточная дорога- Северная дорога- Прессовый корпус.

Троллейбусное депо, на январь месяц, имело 127 машин, и 83 из них постоянно работали на шести маршрутах. Троллейбусы № 4 и № 6, какое-то время начали ходить в пос.Комсомольский, но маршруты как-то не совсем оказались удачны и уже с 15 февраля их заменил открытый новый маршрут №7 - ул.Родины- Мира- Матросова- Коммунистическая- Реч .Вокзал.
К дополнению автобуса маршрута № 3, открылся №3К, так –же работал маршрут №4 по ул. Революционной , ходившие с Центрального района. №15- продлили до накопительной площадки прессового корпуса.
В марте был открыт еще один стратегический автобусный маршрут №125, и как-то очень интересно он ходил первое время- Жигулевск- 5 ВСО- п.Комсомольский- ВЦМ-Химзавод- ВАЗ- Автозаводской район. Начинал работу на маршруте автобус с 6.00 утра до 20.00 вечера. Обслуживали маршрут автобусы ЛАЗ-695Е с заявленным интервалом -30 минут.
Также автобусный парк получил в марте 10 новых автобусов ЛиАЗ-677. Это были уже совсем другие машины, более мягкие и комфортабельные в сравнении с ЛиАЗ-158.
Такие вот значительные и незначительные события происходили в нашем городе ровно пятьдесят лет тому назад в начале 1971 года.

1971 год- 2 квартал (апрель, май, июнь)

В мае геодезисты  вышли на разметку ПГС (бывшего завода Производство генераторов, стартеров)
13 июня прошли выборы в Верховный совет РСФСР, кандидат от Тольятти был тов. Суслов Михаил Андреевич,  2-3 июня посетивший город, в том числе завод.
На улице Мира открылся шахматный клуб, а  кинотеатре «Космос» прошли за эти три месяца такие премьеры, которые поистине стали золотым фондом советского кино. Такие фильмы как «Красная палатка», «Салют, Мария!» ,  знаменитый советско-румынский фильм  «Песни моря»  (от зари, до зари, пой гитарная струна) в главной роли  Дын Спэтару и Наталья Фатеева. Так же порадовали такие фильмы как «Случай с Полыниным», «Белорусский вокзал»  и  «Директор», фильм о первом директоре ЗиСа (ЗиЛ), о пробеги советских грузовиков по пустыне Кара-Кум, до сих пор вспоминаются эти фильмы, мы их смотрели по несколько раз.

27 апреля с конвейера автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2102 с кузовом  «универсал» (предшественник четвертки) , которая как известно и 21 веке продолжала выпускаться на заводе в Ижевске.

Про транспорт можно сказать отдельно, ибо он продолжал свое развитие вместе с городом.
С 15 апреля появились   новые  маршруты автобусов  (5.00-00.30)  №6  завод СК-ул.Юбилейная (ул.Новозаводская- б-р. 50 лет Октября- Ленина-  Мичурина-  Автозаводское шоссе- Юбилейная- Дзержинского- Революционная- Свердлова- Юбилейная-  6 квартал Авт.район)
№ 23-Завод СК- Прессовый корпус ВАЗа  (ул.Новозаводская- б-р. 50 лет Октября- Ленина-  Мичурина-  Автозаводское шоссе- Восточная дорога-  Северная  дорога- пресс.корпус)
Автобус №304 Тольятти-Курумоч (ост.Жиг.Море)
В мае открылась накопительная площадка на улице Баныкина.
Продолжилось строительство ПАТП в Автозаводском районе, там уже  имелось -  70 автобусов «Икарус 180» (гармошки, белые с красной полосой на баку) и   35- автобусов «Икарус – 556»


С 11 июня был  впервые открыт  маршрут № 297  Тольятти-Ульяновск, обслуживал его новый автобус   «Икарус-250». Так же ходили автобусы по дальним маршрутам, Куйбышев, Мелекес, Новокуйбышевск, Отрадное, Чапаевск.  Ну и соответственно, в летний сезон было увеличено количество маршрутов по близлежащим  населенным пунктам района.
Город по-прежнему не сбавлял темпов своего развития, на май месяц в новом районе города (автозаводской) уже проживало более 67 тыс. человек.



1971 год – 3 квартал (июль, август, сентябрь)

Июль порадовал такими событиями:
16 июля с конвейера завода сошел  100 тысячный автомобиль, ежедневно выпускалось по 600  автомобилей.
В городе открылись первые платные автостоянки, на ул.Ленина (напротив магазина «Северянка»),  и на улице Ленинградской, (угол с Советской). Сейчас эти места застроены.
Открылась гостиница «Жигули», на Центральной площади, а в  августе начал свою работу Детский Мир  на  ул.Ленина (ныне снесли).
В сентябре началась массовая застройка третьего квартала в Автозаводском районе

По общественному транспорту произошли изменения, как например автобус №5 стал ходить от конечной остановке «Заготзерно», (это ныне улица Ларина, она же Жданова в прошлом)
И так же были сняты автобусы «Икарус-180» (гармошки) с заводского маршрута №9, (ходившие от хим.завода), и отправлены на маршруты Автозавода. По улице Ново-Заводская, вдоль заводов, вновь появились проблемы с проездом в часы пик.
В сентябре учащиеся строительного училища № 30 получили новый учебный комплекс в пос.Комсомольский по улице Матросова (ранее училище располагалось в пос.Шлюзовом)

1971 год- 4 квартал (октябрь,ноябрь,декабрь)

Последний квартал  1971 года также был насыщен событиями, город жил, развивался, достраивался автогигант.

В Октябре:
В новой промышленной зоне, воздвигли корпуса, будущего молокозавода и мясокомбината.
Открылась новая троллейбусная линия  по маршруту  7-квартал-  КВЦ  ВАЗа,  на линии заработал маршрут № 9,  первый в новом районе (Приморский,Революционная).
Продолжается строительство ДК  «Юбилейный», открылась музыкальная школа на бульваре Ленина. 
Население нового района (Автозаводский) привысело отметку в 80  тыс. жителей
В ноябре открылась первая автостоянка для частного транспорта на углу улиц Ленина и М.Горького.
Так же с речного порта отправилось в первый рейс специально построенное судно для перевозки легковых автомобилей с одноименным названием  «Жигули»
Политехнический институт, отметил свой юбилей,  20 –летие своего основания, в 1951 году был открыт филиал Куйбышевского института, который и положил начало современного Политехнического института в Тольятти (ныне  ТГУ)
В декабре вновь  продолжилось-возобновилось строительство ДК  «СК», начатое в 1966 году.


Рецензии