Полуживой хватается за мёртвого

"Да-с; я вот заберу мои кости, поеду в Петербург да там прямо в рожи им этими костями, в рожи! И пусть меня ведут к своему мировому".
Лесков. Соборяне

В госдуме в тысяча первый раз повернули рубильник на пустопорожнюю дискуссию о мавзолее Ленина. Для верности присовокупив вопрос о похороненных под кремлёвской стеной. Других вопросов у них для нас нет, и именно сейчас.
Кто давно живёт при нынешнем режиме, помнит: вопрос о выносе ленинского тела всегда подключают при необходимости занять народ разговорами и канализировать социальное недовольство. Так происходит на протяжении всей четверти века.
Я не материалист, и вопрос о том, где будут находиться чьи-либо вещественные останки, мне не важен (если только речь не идёт о свидетельствовании или сокрытии массовых преступлений государства, как в Сандармохе или Катыни). Это всего лишь следы износившихся ветхих одеяний, а не личность живого существа.
Будь я даже грамотным материалистом, вопрос этот тоже не представлял бы большой важности: молекулярный состав физического тела, даже одушевлённого, за десятилетия меняется по нескольку раз. Более медленно эволюционирует лишь структура тела, а в захоронении разрушена уже и она.
Я анархист и космополит, и Кремль с Красной площадью, представляющие, конечно архитектурную ценность, не мыслятся мной как государственно-патриотическая святыня. Мне не так важно, кто там лежит.
Как анархокоммунист я не вижу ничего общего между коммунистическими идеалами и поклонением мёртвому телу.
Всё же, как сторонник свободы совести, я считаю, что мавзолей и близлежащие могилы правильно было бы оставить на своих местах. Они являются, по сути, предметом массового культа, имеющего равные права со всеми остальными (покуда он не предполагает кровавых жертв).
Интереснее другое. Если власти прибегают к подобной "развлекалочке" (не полагаясь уже на сковывающий страх масс перед ковидом), это может говорить об их полной растерянности и неуверенности перед лицом народа.
Из этого надо делать свои выводы.


Рецензии