Мама моя - травница с молитвами... ВЧГ

 Тяжёлый это будет рассказ,
с продолжениями...
отступлениями...
 И начну я его с имени Анна.
Она в 16 лет влюбилась в художника и уехала из уральской деревни в маленький город Лысьва, под Пермью.
 Шёл 1941 год...лето.
Свадьбу широко сыграли, а через месяц жених уехал на фронт и был тут же убит под городом Ельня...
 Мы в семье всю жизнь хранили похоронку, несколько фотографий и портрет маслом.
Мама на нём с полевыми цветами и городской причёской.А выполнен он был на фанерной крышке, которыми закрывали посылки.
 Это были самые ценные вещи в нашей семье, пока не сгорел дом...
 
 Итак, мама, как и остальные женщины, пошла на лысьвенский завод, выпускавший солдатские каски для фронта...Их штамповали безостановочно: 60 процентов касок выпущенных заводами СССР были сделаны в Лысьве.
 Демидовский завод имел современное оборудование:
кроме касок местные коструктора и цеховики легко перешли на выпуск мин, снарядов...Но городу и заводу требовались дрова и не только для отопления.За украденный кусок угля можно легко было схлопотать 10 лет...А лес вырубили вокруг Лысьвы ещё при Демидове...
 Вот и отправляли собственные бригады с машинами на реку Чусовую - подальше...
Там, в наспех построенных бараках, топили пару буржуек по очереди, спали...ели...
А главное - пилили сосны, ели, березы...Жалели кедр, сами знали - это таёжный хлеб и для человека, и для  лесного зверья...Под снегом находили орехи и делили по честному меж собой...Девчонки все молодые...Вот и от простуд не очень береглись...У мамы случилась беда - отморозила ступни ног...Когда привезли в Чусовой - ближайший город, то хирург хотел резать...
Мама в крик...
 А в палате лежала пожилая женщина, и попросила у хирурга 2-3 дня подождать...С местного хлебозавода вечером ей принесли дрожжи...
 Всё делали тайком...Горячую воду и ту еле нашли...Мамины ноги, через три дня тайных процедур с дрожжами, приобрели подвижность...А через неделю она пешком вернулась на лесозаготовки, записав этот первый рецепт в тоненькую ученическую тетрадь...
 Так начался путь травницы...
Тетрадь с годами пополнялась описанием трав, корней, молитв...Когда я в детстве рылся в чемоданах, в поисках чего-нибудь интересного, то часто натыкался на множество баночек, корней, листьев...
 Много народных способов лечения мама записала после войны в Хакасии и Якутске...
Мотаясь по стройкам,она никогда не лечилась у врачей и другим не советовала...
 К моменту выхода на пенсию, у неё был богатейший материал и опыт лечения ..
 Легко сходясь с людьми, уважая их язык, культуру и обычаи она знала разговорную речь грузин, татар, якутов...У корейцев выведала всё о золотом корне - аналоге женьшеня...
Этими настойками и меня частенько лечила...
 
 Присмотрел я ей дом в уральском посёлке Верхне-Чусовские Городки.Тем более её места ...родные...Там родилась, там лес во время войны заготавливала...
 А главное для пенсионерки лес рядом, река Чусовая красивую загибулину делает...
 Дом купил, телеграмму получил:
- Встречай...
 А не виделись лет десять...
Сижу у ворот, курю...
Приезжает машина с контейнером и мама - шустрая, веселая как всегда...с прибаутками...
 Ну,какая это пенсионерка..?!
Осмотрела она дом, огород и сказала:
 - Ладно...Всё хорошо...
Ты пока вещи из контейнера переноси в дом, а я по посёлку пройдусь...
 И ушла...
Пришла только к вечеру.
Сели поужинать, выпили по стаканчику крымского вина...
Спрашиваю её, расспрашиваю...Всё мне интересно...А она,как всегда,
отшучивается, взяла любимую гармонь и говорит:
 - А пойдём-ка на улицу...
Пора с народом знакомиться поближе...Забитые какие-то они тут...затюканные...
 Сели с ней у ворот, на брёвна...Скамейки ещё не было, на следующий день я её первым делом сколотил...
 Сели, сидим...
Мама молчит, я молчу...
Тишина...
- Что с тобой.? - говорю.
 -Тише...дай посёлок послушаю...Кроме собак, слышишь что-нибудь?...
 - Нет.Не слышу...
 -Вот лето, вечер тёплый...
Гулять бы людям, песни петь, как до войны это было, да и после неё...А они по избам самогон хлещут...
 - Мама, телевизоры они смотрят...
 -Нет...Я уже по посёлку прошлась, понаслышалась про их жизнь...Скучно живут...
Не живут - мучаются...
Весь лес продали...Пни в лесу...
Даже кедрач не пожалели...
А теперь и лесопилку закрыли.
 -Мама, всё будет хорошо...
Сыграй...что-ли...
Давно я твою тулячку не слышал...
 Она и говорит:
- Я сыграю...Народ, он ведь
любопытный...Прийдут пообщаться...Прийдут...
Сходи пока в дом, приберись там...И двери закрой потом на замок - ворья у них тут полно...
 Ну ...они не долго шикуют...Выведу волков...
 Значения этим словам я тогда особо не придал, прибрался в доме, закрыл его на замок и услышал на улице как двадцать пять на двадцать пять клавиш...поют под мамиными пальчиками...

 "Снова замерло всё
до рассвета -
Дверь не скрипнет,
не вспыхнет огонь...
Только слышно
на улице где-то,
Одинокая бродит гармонь"...

 Резануло по сердцу ...
Родная мелодия с детства...
Сколько раз я её слышал и от мамы, и по радио...
 Я тихонько присел рядом и незаметно смахнул слёзы...
 
 Только на следующий день я узнал: мама днём не просто посёлок и окрестности осматривала.Тогда ещё работала больница...
 Вот в неё она и пошла.Прошлась по всем палатам, как главрач...
Всех расспрашивала с чем лежат...как лечат...
 Давала свой адрес большинству больных и совет:
 - Нечего здесь разлёживаться...Идите по домам...А завтра ко мне...
Денег не беру, а травы,да молитвы мои всё лечат...
 Смотрю народ к нам с утра, как в магазин...
 Очередь..!
Глянул в окно - а там и на брёвнах сидят - шушукаются...
 И у соседей на скамейках народ...Что такое ?
 Мама мне и говорит:
 - Не удивляйся...
Буду лечить...
А ты езжай себе в город...
Электрика только найди по пути,в посёлке...Мне тут фонарь нужен...
В темноте я пожила в своё время...
 А на выходные...Приезжай из своей области...
 Вот и повидались...
Ни вещи не дала разобрать...
Ни поговорить...
 Вчера, под гармошку, чуть не полпосёлка собрала...
 Ну и дела...Почесал я репу,
уехал учиться в институт культуры, слушать лекции о
КПСС, о задачах на следующую пятилетку...
 Сила молитвы её очень была велика.Вот о ворье в посёлке.
Бывало украдут вещь - прибегут к маме...
 Мама молитвы почитает и говорит: - Всё...Иди домой.
Вернут тебе вещь...
Вора всю ночь корёжить будет...
 Воровать в посёлке перестали...
 Удивлённый народ был, от цивилизации оторванный...

 
 В следующую субботу поехал в гости...Два пакета продуктов прикупил, бутылочку вина грузинского...
 Путь не близкий.
 Из Перми надо было на электричке выехать в сторону Чусового, до станции Комариха...
Там пересесть на местные четыре вагона и по тупиковой ветке ещё километров двадцать
до посёлка Верхне-Чусовские Городки...
 Пока эти четыре вагона ходили всё было не так сложно, но после бандитских
 90-х и их отменили...
 Закрыли леспромхоз, больницу...Люди стали продавать дома, уезжать.
 Наступили времена "оптимизаторов" - управленцев.
  Но пока жизнь била ключом,беды были впереди...
 Я весело бежал по тропинке к дому, неся пакеты с продуктами и ожидая встречи с мамой...
 Но не тут-то было...
Мама вела "приём" больных.
 -Подожди полчасика на улице...- говорит.
 Я с утра всем сейчас расскажу что делать, а потом и тебя позову...
 Честное слово осерчал я на этих больных...Сел у ворот, закурил...Чуть не слезы на глазах.Но люди рядом, неудобно...Ещё человек пять на брёвнах примостились: женщина с ребёнком, мужик лет 50 ...Дочь с матерью...
 Стал прислушиваться к разговорам.
 Меня они приняли тоже видать за желающего попасть к травнице, как они называли мою маму...
 Сижу, молчу, слушаю...
- Как её звать-то?
 - Анной...
  -А денег не берёт.?
-Вот то-то и оно...Не берёт.
-Люди советуют купить ей продукты...Или какую её просьбу выполнить...
 -Какую просьбу ?..
 - Травы она разные собирает...Овощи разных сортов...Плодовых деревьев саженцы...Странная она...
Молитвы шепчет, а слов не разобрать...Тайные молитвы знает...Но от бога...
 
 Да...Во дела!..
Даже я этого не ведал про свою маму...
 Очередь быстро таяла и вскоре вышла мама...Села рядом, посмотрела на меня,
улыбнулась и говорит:
 - И тебя лечить знаю от чего...Куриш много...
А чего ж это в пакетах у тебя?..
 - Ну,мам...продукты вот в городе прикупил...
 Посмеялась она...
 - Айда в дом...Покажу что холодильник нам даст сегодня...
 -Какой холодильник .?
Не было его в контейнере...
 - В контейнере может и не было...А вот местный начальник привёз...Сына я у него за два дня от эпилепсии вылечила...А местные врачи ничего не могли сделать за долгие годы...
 -Ну ты даёшь...Как так.?
 -Давай, давай открывай дверцу...Ну...видишь...
полный он...И так всегда будет.Так что продукты больше мне не вози...Денег я с людей не беру...А от продуктов не отказываюсь...
 
 Потом сели обедать.Выпили вина немного...Я спросил:
 - Ты в письмах писала, что на северах вкалывала...на стройках...устала...
А теперь, вместо отдыха, опять будешь вот...лечением заниматься...Оно тебе надо.?
Я тебе денег всегда заработаю,да пенсия у тебя северная...Живи - не тужи.
 -Надо...надо сынок...
Меня травница спасла...
И видать мне свой дар передала та женщина, во время войны...Когда она мои ноги дрожжами лечила, то молитвы какие-то шептала...
А какие я только позже в снах узнала...Ты вот в институте учишься...Вам талдычат, что нет бога...Ну и не спорь...
И обо мне никому не рассказывай...
Обо мне люди расскажут...
 - Да уж...это точно...
Пока я у ворот сидел многое услышал...
 
 Мамины книги.
Их было много.Среди них выделялись определители трав
с цветными иллюстрациями...
Закладки все из трав и листьев, корешки всякие...
Без меня она на стенах доски под полки присобачила, газетами их облагородила...
Полно и журналов разных...
 Восемь классов когда-то, до войны, в сельской школе закончила, а кругозор широчайший...Говорить умела литературным языком, мат рядом не переносила...Одергивала сразу мужиков...
 Почтальон ей всегда приносил много писем, посылок, газет и журналов...На ворота я ей прибил ящик посылочный с дыркой, и клеёнкой сверху от дождя...Так и он не всегда всё помещал...Письма шли со всех концов СССР, из обеих столиц ...Народ приезжать стал валом...Жили по соседям нашим неделями, комнаты снимали...Посёлок перестал шушукаться...Все сплетни про колдунью, про
нечистую силу обрывали те, кто сам вылечился у неё, или его родственники...

 По вечерам мама играла на гармошке перед домом, горел фонарь...пели люди...
 Иногда танцевали...

Мне поручалось сьездить то сюда, то туда и привезти из тайги то золотой корень, то
травы из под Кунгура... Откуда она всё узнавала?
От людей...от охотников и лесников, от грибников...

 Она прожила более 80 лет.
А когда умерла, то природа провожала её декабрьским сильным бураном...Еле к кладбищу пробились сквозь сугробы...
 Не задолго до своей смерти мама пришла к директору поселковой школы с необычной просьбой:
 - Разрешите мне среди десятиклассниц выбрать двух учениц...Я их травам, да лечению обучу, пока жива ещё....
 Не отказал он ей...
Около года девчонки приходили к ней, как на занятия...
Но чем они потом занимались мне уже было не узнать...
После похорон я не мог туда приезжать...Тяжело и
невыносимо было...
 Да и дом сгорел...
Сгорело прошлое...
Мамино и моё...


  10.01.2022 ггг...


Рецензии
Царствие Небесное и вечная память Вашей матушке! Вот Вы опубликовали рассказ о ней на проза.ру. Я прочитал, другие авторы и читатели портала прочитали, и запечатлелся в памяти образ талантливой, доброй и бескорыстной целительницы. Таких теперь и днём с огнём не сыщешь, при современном укладе жизни. Но, наверно, ещё остались те, кто помнит её добрым словом! Спасибо за рассказ!
С уважением!

Иван Иванов-Псковский 2   19.05.2023 22:40     Заявить о нарушении
Спасибо...

Виталий Нейман   21.05.2023 08:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.