Волшебная пора жизни

Из цикла : листая страницы истории 62 иап.

22 января мы отмечаем 80-летие авиации ПВО РФ.
Не малый вклад в становление и укрепление авиации ПВО Страны внесли наши однополчане. Я уже не раз писал о заслугах генерал-полковника авиации Николая Ивановича Москвителева. Но не мало и других наших однополчан  достойны , чтобы мы вспомнили их имена и назвали на страницах нашей истории.  Сегодня  я  публикую , всю информацию о нашем летчике , что удалось собрать во время поиска  и его рассказ : ВОЛШЕБНАЯ ПОРА ЖИЗНИ.               

Геннадий Васильевич Колупаев
(1929— 29.12.2009 г.ж.)
 Генерал-майор авиации в отставке, заместитель командующего авиацией Московского округа ПВО. Начал военную службу с 1946 г. в Пермском Военно-морском авиационно-техническом училище. Окончил Ейское Военно-морское авиационное училище им. И.В. Сталина. Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (заочно). Проходил службу в должностях летчика иап ВВС Черноморского Флота, командира эскадрильи-7 лет ( 62 ИАП), заместителя командира иап, с 29 марта 1968 года по 1971 год. командовал 146 гвардейским иап им. 60 летия ВЛКСМ   г. Васильков, заместитель командира дивизии ПВО по авиации. В Московском округе ПВО с октября  1972 г. заместителем командира Брянского корпуса ПВО по авиации, с ноября 1974г по 1979г. заместитель командующего авиацией Московского округа ПВО. Затем Геннадия Васильевича пригласил А.И. Покрышкин в ЦК ДОСААФ в качестве начальника отдела спортивной авиации.  За 30 лет летной службы освоил 22 типа истребителей. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР  III степени, многими медалями Союза ССР. Заслуженный военный летчик СССР (Указ Президиума ВС СССР № 567 от 16.08.1974 г), военный летчик-снайпер. Продолжал  летать  еще семь лет на мотодельтаплане и спортивных самолетах "Вильга", Як-18т, Як-52, Ан-2 . 1985г. уволился в запас.


ВОЛШЕБНАЯ ПОРА ЖИЗНИ
Геннадий КОЛУПАЕВ

Семидесятые годы для авиации округа были годами наибольшего подъема и интенсификации летного дела за все послевоенное время. 12 истребительных авиационных полков были вооружены сверхзвуковыми истребителями второго и третьего поколений, а к началу восьмидесятых годов - четвертого поколения. Все они были боеготовы и несли боевое дежурство в системе противовоздушной обороны столицы нашей Родины г. Москвы.
Во главе полков стояли авиационные командиры, сочетавшие в себе лучшие качества воздушных бойцов и руководителей, отвечавшие требованиям высокого доверия, оказанного им командованием. Они, как правило, пользовались и не меньшим доверием и уважением со стороны личного состава полков. И это правильно, ибо, как гласит народная мудрость, "Без доверия дрябнут руки и сохнет энергия, без доверия жить трудно, а работать нельзя".
Одаренными организаторами боевой учебы авиаторов были талантливые методисты и воспитатели: В. Андреев, О. Анисимов, Г. Васильев, Ю. Гармаш, В. Бобриков, А. Соболев, Г. Гоголев, С. Золотарев, И. Коротких, П. Мелкосянц и многие другие отличные командиры, судьбы и дела которых достойны уважения и подражания.
Самая боевая должность в истребительной авиации - командир эскадрильи, а самая многообязывающая и, прямо скажем, тяжелая ноша - это должность командира полка. Стать командиром истребительного авиационного полка нелегко, а быть им - трудно. Авиационные командиры облечены особой ответственностью за подготовку, организацию, проведение и обеспечение полетов с высоким качеством, без летных происшествий. Но разве только это? А боевое дежурство, состояние аэродрома, командный пункт, инженерно-техническое обеспечение, состояние учебной базы, гарнизон, воинская дисциплина, условия жизни и питания военнослужащих срочной службы, прапорщиков, офицеров и их семей и даже самодеятельность - без командира полка никак и никуда!
"Рук не хватает, просвета не видно! Что делать?" И я сам себе говорил: "Закройся в кабинете, подойди к зеркалу и поскули! А потом расправь плечи, огляди себя сверху донизу, чтобы ни один волосок не торчал и четким шагом выходи перед строем вверенного тебе полка и - вперед!" "Однополчане! Задачи, поставленные перед нами, сложны и многообразны, но мы справимся, иначе нельзя, потому что все мы - истребительный авиационный полк! Держись брат за брата! И мы победим!" Вот так и жили, никто не выбрасывал белый флаг и все задачи, какие бы они ни были сложные, решались успешно.
Авиационные гарнизоны обустраивались и совершенствовались ударными темпами. Строились новые и реставрировались старые взлетно-посадочные полосы, возводились жилые дома. Командные пункты и аэродромы оснащались автоматизированными системами наведения и обеспечения посадки самолетов в сложнейших метеорологических условиях дня и ночи. Всего не расскажешь, но было здорово, и было чувство гордости за державу и за причастность к этим важнейшим делам. Оно присутствовало постоянно.
Но мы готовили не только своих летчиков. 15 февраля 1978 г. на одном из аэродромов округа, в Котласе "высадился десант" из алжирских и ливийских летчиков. Было приказано обучить их полетам и боевому применению на современном истребителе МиГ-25. Этот эксперимент впервые нужно было осуществить на базе строевого, несущего боевое дежурство авиационного полка. Полка необычного - отличного и сплоченного.
На аэродроме сформировали центр, который возглавил Олег Владимирович Анисимов. "Засучили рукава", и закипела работа. Строители округа, работники управлений тыла, авиации, оперативного управления, боевой подготовки - никто не остался в стороне. Всем низкий поклон! Сделали из аэродрома "конфетку"! Хоть кому не стыдно показать! И хотите - верьте, хотите - нет, а уже в августе этого же года группа алжирских и ливийских летчиков успешно закончила программу обучения, "без сучка и задоринки", отстрелялась боевыми ракетами на полигоне и отбыла к себе на родину. 15 февраля они еще ни слова не знали по-русски, а 5 апреля - полетели "с русским языком" на МиГ-25.
Это было очень трудно, но оказалось возможным. И те, кому это поручили, справились блестяще. Не многие, к сожалению, сейчас помнят об этой заслуге личного состава ордена Ленина Московского округа ПВО.
В то время об этом хорошо знали и использовали отработанную методику в интересах ускоренной подготовки молодых пилотов. Учитывая опыт переучивания иностранных летчиков, командование округа пошло дальше, приняло решение укомплектовать полк лейтенантами-выпускниками летных училищ. Вот что писала газета Московского округа ПВО "На боевом посту" 26 апреля 1980 г.: "По итогам соревнования истребительный авиационный полк, которым командует военный летчик 1-го класса Александр Семенович Соболев, в минувшем году завоевал переходящее Красное Знамя МГК КПСС и Моссовета. Продолжая славные традиции однополчан-фронтовиков, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками на подступах к Москве, наследники доблестных асов не остановились на достигнутом..." И 20 молодых пилотов освоили сложнейший авиационный комплекс перехвата МиГ-25. А уже сегодня один из них командует этим же полком на самолетах-истребителях четвертого поколения - МиГ-31.
Перелистываю официальный отчет: "Опыт переучивания летного состава". В плане мероприятий обозначено, что до прибытия молодых офицеров в полк было сделано все необходимое. Был решен даже такой сложный вопрос для каждого авиагарнизона, как их благоустройство и размещение: каждому была зарезервирована отдельная квартира! Скупые страницы отчета вещают о патриотах, положивших силы свои душевные на алтарь Отечества, не ради Славы и корысти. Всем миром, бывало, наваливались на порученное дело и с честью выполняли любую задачу, не требуя "фанфар".
В эти же годы в короткий срок переучивался, набирал силу и заступил на боевое дежурство другой истребительный авиационный полк под командованием Заслуженного военного летчика СССР полковника Гармаш Юрия Михайловича. 22.01.80 г. газета "На боевом посту" писала об этом: "В сердцах нынешнего поколения авиаторов живут славные традиции, родившиеся в суровые годы войны с фашистами и японскими самураями. Полк завоевал почетные награды МГК КПСС и Моссовета, военного совета округа и ЦК ВЛКСМ".
На боевом счету 415-го истребительного авиационного полка 178 сбитых вражеских самолетов в годы войны. Наследники асов под руководством боевого командира Геннадия Борисовича Васильева первыми в авиации ПВО освоили новейший истребитель МиГ-23п. Организованно перебазировались на полигон, отлично отстрелялись и заступили на охрану неба столицы.
Не жалея сил и здоровья, обустраивал новый гарнизон со своими подчиненными Иван Ефимович Коротких, одновременно перевооружаясь и осваивая новый истребитель МиГ-23п.
Дни и ночи напролет командир Брянского корпуса Петр Федорович Хатылев руководил и помогал изо всех сил в этом трудном деле.
В это же время на аэродроме Правдинск командир истребительного авиационного полка Петр Игнатьевич Разуваев осваивает уже новую чудо-технику - истребитель четвертого поколения МиГ-31.
Выпала удача и мне покорить "величайшее творение разума и рук человеческих"! Я бы так прокомментировал впечатление от этого самолета: "Ночью на высоте 20 км и скорости, близкой к трем "звукам", как в опере "Кармен" - все красное, цыганка поет о любви, тореадор командует "смелее в бой" и бык ревет! А в пространстве ни одного десятка разноцветных символов приятный женский голос командует: "Внимание - пуск!". Летчики это поймут и, по-моему, согласятся со мной.
В округе царил подъем: и в войсках, и в штабах. В атмосфере доверия, доброжелательности, требовательности и понимания, воины всех родов войск и служб добивались успехов в боевой учебе и освоении новой техники, которую без перебоев поставляла промышленность в войска.
Мы не знали проблем с поставкой техники, запчастей, топлива и других ГСМ, обмундирования, продовольствия и финансов. В разговорах в шутку я говорил летчикам, что какие бы трудности у народа в стране не возникали, тебе всегда к завтраку подадут два яичка, а мог бы когда-то и одним обойтись! Это понимать надо и помнить с благодарностью и всегда! И народ действительно понимал и делал все возможное и даже невозможное.
Со сталинских времен заботился народ о своих соколах! Авиацией в округе руководил Заслуженный военный летчик СССР, впоследствии командующий авиацией ПВО страны, генерал-полковник Николай Иванович Москвителев. Его заслуга в том, что в семидесятые годы авиационные полки округа и летали, и стреляли лучше всех авиаторов ПВО страны. В управление авиации округа и корпусов Н.И. Москвителев подобрал отряд высоко классных специалистов, которые еще долго служили развитию и успешному функционированию авиации округа. Этот задел формировали будущие крупные военачальники: В. Царьков, В. Андреев, А. Морин, В.Долгов, А. Рябов, летчики-инспекторы: Ю. Иванов, И. Харитонов, П. Иванцов, В. Королев, В. Левашко, офицеры штаба и служб: С. Попов, В. Зеренков, Л. Сергеев, специалисты метеослужбы и перелетов и многие другие.
Повышалась боеспособность авиационных полков за счет наращивания числа боеготовых экипажей, и это наращивание рождалось в процессе выполнения плана боевой подготовки, главной частью которого является летная работа, проводимая четко, спокойно, разумно, интенсивно, планомерно, смело и безаварийно.
Только налет - расчетливый, плановый, организованный на высоких требованиях соблюдения летных законов, предотвращает катастрофы. И дело спорится, и успех налицо.
Турбины наши спорили с громами.
Ракеты наши бой вели с "войной".
Земля нас награждала орденами,
А небо награждало сединой!
Так образно, очень лаконично и, пожалуй, очень правильно оценил нашу службу Родине армейский поэт.
На аэродромах, в штабах корпусов и в авиации округа трудились авиационные инженеры высочайшей квалификации, ответственные и принципиальные. Целью инженерно-авиационной службы было не только обеспечение безотказности, но и обеспечение высочайшей боевой готовности авиационной техники. В процессе боевых стрельб на полигонах авиационные специалисты всех рангов обеспечивали в сложнейших условиях базирования, погоды и тактических задач, безотказную работу самолетов, оружия, прицелов, радио- и специального оборудования, подготовку к повторным вылетам. Всегда на страже, всегда начеку! - отзывались летчики о "технической силе". Или, как говорил о себе инженерно-технический состав: "Инженеры начеку, с ходу выдернут чеку!" Среди многих и многих тружеников особо помнятся В. Пахомов, Н. Лебедев, Э. Дмитриев, П. Лесовой, А. Сокольский, М. Рымко, И. Дорофеев, Р. Мкртчан.
С благодарностью вспоминают летчики и авиационную медицину округа, замечательных, добрых людей в белых халатах, полковых, корпусных и окружных докторов, медсестер и весь медицинский персонал родного 114 госпиталя и нашего летного отделения: Л. Дернина, В. Шичанина, В. Цыганка, В. Дикусара.
"...Потому-то издавна работа возносила выше, чем любовь!"
От работы приходит счастье бытия: еда, тепло, комфорт, уважение, ордена, звания, должности, счастливые дети. Так сложилось, к счастью, и у меня, что все радости пришли от ремесла летчика-истребителя. Волшебная страна!
В любую погоду прекрасно море, но нет для меня лучше места в мире, чем аэродром. То ли Котлас, то ли Красноводск, Кача, или Бельбек, аэроклубовский Орел, зима или лето, день или ночь! На аэродроме особые звуки, цвета, запахи, лица, а главное - глаза. Самые лучшие мальчики моей Родины на аэродроме! Сознание ликует, с восторгом фиксирует огромный, без конца и края прекрасный мир небесной синевы, моря, облаков, солнца, луны, звезд, Млечного пути или непроницаемой мглы и т. д., долго и красиво.
...И так бесконечны в ночи облака,
Такое несут утомленье,
Что все тут сместилось. Назвали в полках
"Иллюзией" это явление!
Не было в моей многолетней жизни летчика никакого окаянства, не кляну, а благословляю на семьдесят пятом году жизни все, что было со мной, никого ни в чем не обвиняя и не осуждая.
Уволившись в 1985 г. в запас, я, по рекомендации хорошего человека Александра Николаевича Сошникова, был зачислен в управление авиации ЦК ДОСААФ СССР, под начало Героя Советского Союза Семена Ильича Харламова и пролетал еще семь лет на мотодельтаплане и спортивных самолетах "Вильга", Як-18т, Як-52, Ан-2. Вместе с малолетним внуком Алешей Кулаковым (он - так же внук Алексея Васильевича Кулакова, в прошлом 1-го заместителя начальника политического управления Войск ПВО страны) мотался по досаафовским аэродромам, возил его на самолете: сам за штурвалом, вдвоем на мотодельтаплане и "пристраивал" его, где только могу, в кабине вертолетов, самолетов, планеров.
"Бабушка! - рассказывал внук с горящими глазами, - они летают, а им еще за это деньги платят!" Ребенок не мог себе представить, что это работа, а не развлечение!
Москва прекрасна с высоты птичьего полета днем и ночью, зимой и летом. Необыкновенно красивы районы Тушино с его аэродромом, Москвой-рекой, каналом им. Москвы, шлюзы, пересекающие шоссе, железная дорога. Лечу на дельтаплане: зелень аэродрома и синева Москвы-реки, белый бетон канала - все радует глаз. И к горлу престарелого пилота подкатывает комок. Лечу и пою, что зимой, что летом! Снег сечет лицо, крыло не видно, и я, будто на табуретке, лечу по воздуху, а садиться не хочется, так бы и летел до бесконечности!
С благодарностью вспоминаю минувшие годы службы в столичном округе и горжусь тем, что сейчас нахожусь в строю Союза ветеранов МО ПВО, десятилетний юбилей которого недавно торжественно отметили все вместе. Молодцы наши активисты ветеранского движения: Ю. Прядко, И. Докучаев, Л. Калюкин, Н. Панфиленко, Л. Сергеев - спасибо им. Уверен, что наш Союз один из лучших среди ветеранских организаций, каковым был и наш орденоносный столичный округ ПВО.
И в сегодняшнем времени живется хорошо старому летчику, горжусь детьми и внуками.
В самом центре Москвы,
возле Чистых прудов,
Ни тоски, ни унынья не зная,
Доживает свой век престарелый пилот,
О волшебной поре вспоминая!
П.С. Хочу добавить в продолжение сказанного автором, что летая в 191 иап  Московского округа ПВО,  я неоднократно встречался со многими из них. А с некоторыми судьба свела и полетать.  Так, листая летную книжку, нашел такую запись от 2 ноября 1979 года . Контрольная проверка на технику пилотирования перед представлением на квалификацию "Военный летчик 2-го класса ". Полет на Су-9у , я в передней кабине, а начальник авиации в\ч 40912 полковник  Ю.Гармаш в задней кабине. И вывод его рукой писанный : Достоин присвоения квалификации военный летчик 2-го класса. Тогда я летал на боевом Су-11 и еще спарка была Ути Миг-15, на которой неоднократно летал под "шторкой" с армейскими и корпусными инспекторами и авиа начальниками. В том числе и с полковником Колупаевым Геннадием Васильевичем.


Рецензии