С мольбой к богу Торуму!?
В РФ живут многие сотни разных народов и малых народностей. Все они имеют свои многовековые традиции и культуру. Сохранить и продолжить их на века вперёд- задача важнейшая!
Отступление.
"В России началась работа над программой Года культурного наследия народов нашей страны. Он объявлен по инициативе Владимира Путина, который подписал соответствующий указ. Искусство, традиции в каждом регионе свои, и это многообразие требует бережного и внимательного отношения.
Этот танец кажется вполне современным, а ведь история народа Коми, или зырян, начинается в первом тысячелетии нашей эры. Язык Коми относится к финно-угорской ветви уральской семьи и имеет множество диалектов.
Уникальным и древним искусством смело можно назвать и горловое пение тувинцев. Звучат две, а то и три ноты одновременно, что создаст впечатление многоголосья.
А это репетиция знаменитого ансамбля «Березка». В конце 40-х история этого коллектива начиналась с хоровода 16 никому не известных девушек из города Калинина — современной Твери.
В большой и многонациональной стране у каждого региона свои уникальные обычаи и традиции, которые важно сохранить. А еще сделать так, чтобы о них знало как можно больше людей. Предложение объявить 2022-й Годом культурного наследия Путин поддержал еще в ноябре 2019-го на заседании Совета по межнациональным отношениям.
«Ранее уже предлагалось провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов. Давайте так и сделаем. Сделаем это в 2022 году. Важно хорошо и содержательно наполнить его программу, учесть особенности каждого нашего региона», — сказал президент.
«Путин объявил Год народного искусства и не материального культурного наследия народов. По сути, это логическая часть национального проекта "Культура", который успешно реализуется в России. Это дает большие возможности для проведения мероприятий в разных регионах с учетом присущей им национальной и региональной специфики», — отметил заслуженный артист России, художественный руководитель Башкирского театра оперы и балета Аскар Абдразаков.
Нематериальное наследие — это сказки, обычаи, художественные промыслы, народные песни и танцы. Например, у якутов это осуохай – священный танец, зародившийся тысячи лет назад. Тогда это была молитва солнцу, которое в этих суровых краях символизирует саму жизнь. А это танец с мечами в исполнении государственного ансамбля «Вайнах» — самого известного танцевального коллектива Чечни.
«Через танцевальную культуру мы показываем богатство обычаев, традиций нашего народа, рассказываем историю нашего народа», — говорит художественный руководитель ансамбля «Вайнах», народный артист Чеченской республики Аднан Мажидов.
«Нам нужно поддерживать и защищать культурное наследие народов России, в этом смысл. Культурное наследие — это то, что отличает нас от животных, то, что действительно переходит из поколения в поколение, то, что нужно обязательно сохранять. При этом оно не передается генетически, поэтому это нужно сохранять, от этого зависит наше будущее», — сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский".https://www.1tv.ru/
...Живу в Ханты-Мансийском автономном округе- Югра 37 лет. И удивляюсь всё время, почему в Нефтеюганске до сих пор отсутствует городской Центр культуры аборигенов? Есть муниципальное бюджетное учреждение «Центр национальных культур», но там наши ханты и манси почти не представлены. Зато в местном музее кое- что есть!
"...для меня посещение Нефтеюганска оправдал здешний "Нефтеюганский музей реки Обь", расположенный на улице Ленина - всего в трёх остановках от автовокзала.Музей крошечный, больше похожий своей обстановкой на офис, и одновременно он служит и библиотекой, и научным центром. В музее всего 2 зала, но ради этнографического отдела сюда зайти стоит. Опять же, поражает радушие, с которым меня здесь приняли - с меня не взяли денег, а сотрудница оказалась бывалым этнографом, и экскурсия превратилась в разговор на близкие нам обоим научным темы.
Местная этнографическая коллекция посвящена двум хантыйским племенам - салымским и юганским ханты. Первые, как наиболее южные, испытали наиболее сильное русское влияние и ассимиляцию. Вторые пришли на эту территорию уже позже.
Но главное сокровище музея - точная копия древнего (18 век) святилища Ай-Ега-Ики. Храмами хантов и манси служили "священные амбары", внешне не отличающиеся от обычных.
Само собой, я расспросил сотрудницу и о судьбе подлинного святилища Ай-Ега-Ики, и оказалось, что он по-прежнему существует, хотя его хозяин давно умер. Оказалось, что в краю нефтяных вышек, растущих городов и шоссе по-прежнему идет изолированная от цивилизации таежная жизнь: ханты и манси по-прежнему обитают на стойбищах, живут охотой, рыболовством, продажей рыбы и даров леса, оленеводством. И в тайге все еще сохранилось множество святилищ.
Но дорогу к ним искать бесполезно - чаще всего это неприметные амбары в чащах, куда добраться можно только по воде. Ханты и манси не водят чужаков к своим святынями, а найдя такой амбар самостоятельно, скорее всего, даже его не приметишь".https://varandej.livejournal.com/
...Други!
Чужаков!? Да, так нас называют они, коренные жители Югры. А ведь вправду нефтяные пришельцы похожи больше даже на врагов,чем друзей!
Вл.Назаров
***********
ХАНТЫ И МАНСИ Часть I. Историческая справка
Перестройка при всех противоречиях высвободила огромный внутренний потенциал народа. Он набирает силу. Особенно заметен рост национального самосознания. Но этому здоровому процессу мешают предрассудки и политические штампы, культивировавшиеся в нашем обществе десятилетиями. Не удивительно, что многонациональный состав населения города Нефтеюганска и Нефтеюганского района почти ничего не знает о коренных жителях края. Отсюда — пренебрежительное отношение и к представителям этих народов, и бездушное разрушение среды их обитания. А это значит- и нас самих. Предлагаем читателям несколько публикаций из истории, культуры, экономического и социального уклада народов ханты и манси. Они собраны из различных источников и дополнены личными наблюдениями автора, прожившего в этом крае более 40 лет.
В научной литературе ханты и манси объединяются общим названием «обские угры». Ханты раньше были известны под названием «остяки», а манси — «вогулы». Некоторые группы манси также назывались остяками.
В литературе даются различные объяснения термина «ханты». Его производили от словосочетания «хонды хо» (по хантыйски «человек с реки Конды), объясняли как «ханские люди», связывали с названием хуннов. Происхождение русского названия хантов «остяки» (появляются в XVI в.) также объяснили различно, трактуя как перегласовку хантыйских слов «ас», «ях» («ас» — Обь, большая река, «ях» — народ), или от слова «уштяк» — как называли хантов сибирские татары.
Название «вогулы» впервые становится известным по источникам XIV— XV вв. в форме «вогуличи» и «гогуличи».
Ханты и манси, за исключением небольших периферийных групп, живут в бассейне Оби. Большая часть ханты и манси на сегодняшний день сосредоточена в Ханты-Мансийском округе. Большое количество хантов (обдорских) живёт в южной приобской части Ямало-Ненецкого автономного округа. Значительное количество их живёт на севере Томской области, на реках Васюгане и по Оби, ниже устья реки Тым. Некоторая часть манси обитает в Ивдельском районе, Свердловской области.
По своей культуре обские угры (ханты и манси) очень близки друг другу, особенно в области изобразительного искусства, верований, фольклора и форм социальной организации.
Между отдельными группами манси и ханты в области хозяйства и материальной культуры было больше общего, чем у различных групп хантов: например, кондинские ханты, очень отличные от обдорских, имели много общих черт с кондинскими манси. Также ваховские ханты по своей материальной культуре были ближе к тазовским и тымским селькупам, чем, например, к кондинским хантам. Иртышские оседлые ханты ближе к татарам, чем к северной группе своего народа и т. д. В материальной культуре северных манси (р. Сосьва) и южных манси (р. Конда) также значительные различия.
Мансийский и хантыйский языки вместе с венгерским составляют угорскую группу финно-угорских языков. По своей фонетике, морфологии и лексике хантыйский и мансийский языки близки друг другу. Языки эти распадаются на несколько диалектов, расхождение между некоторыми настолько велико, что препятствует взаимопониманию.
Вопросы языка хантов и манси, его эволюции в литературе представлены довольно широко. Первые буквари этих народов появились еще задолго до революции. Однако, источники об исторических корнях крайне скудны и противоречивы.Как ни странно, они более полно систематизированы не в нашей стране, а за рубежом — в Венгрии, Финляндии. В нашей же литературе преобладает точка зрения палеоазиатского происхождения ханты и манси.
В эпоху бронзы и раннего железа в степях и лесостепях Западной Сибири (в Прииртышье) обитали племена кочевников-коневодов. Есть основания видеть в этих племенах кочевников ранние угорские племена.
Степняки-коневоды и северные уральцы тесно соприкасались друг с другом в лесостепной и лесной полосе Западной Сибири. Это соседство не могло не отразиться на культуре тех и других.
С середины I тысячелетия н. э., по-видимому, произошло переселение на север и, вероятно, довольно значительных
групп степняков угров из Прииртышья, в результате чего возникла новая культура, легшая в основу культуры современных хантов. Угорские группы, попав в новые условия существования (таёжная полоса), сильно изменили свою культуру. В частности, они утратили коневодство. Однако, память о коневодстве сохранилась в терминологии, фольклоре и изобразительном искусстве современных угров.
Современная культура обских угров, сохранившая в своей основе типично таёжный облик, является культурой оседлых охотников-рыболовов. Известную роль в истории части хантов и манси сыграло оленеводство, которое появилось у обских угров под влиянием ненцев и распространилось, видимо, около конца 1 тысячелетия н. э. по западным тундрам, проникнув туда с низовья Енисея. В дальнейшем отмечается соприкосновение в эпоху Сибирского царства юго-восточных племен манси и части иртышских ханты с татарами.
Русские, в лице новгородских промышленных и торговых людей, были знакомы с «югрой», это видно из летописей, уже
в XI в. С XII в. новгородцы установили постоянное сношение с зауральскими племенами. Они вывозили оттуда собольи и куньи меха.
Название «югры» («угры») исчезает в письменных источниках в XVII в. Термины, производные от слова «югра», остаются в географических названиях — «югорский шар».
С того времени, как Новгород вошел в состав Московского государства, дальнейшее освоение Сибири происходило по инициативе Москвы. В целях закрепления административной власти над Югорской землей, правительство снаряжает на Урал в XV в. ряд экспедиций. В 1583 году, после победы Ермака над сибирским ханом Кучумом, часть иртышских хантов и манси обратились к Ермаку с просьбой принять их под покровительство московского князя; они добровольно брали на себя ясачные обязательства, стремясь обеспечить себе безопасность от татар. К концу XVI в. появляются первые русские городки(1584 г., 1594 г.). С этого времени на югорскую территорию начинается приток русских промышленных и служилых людей. Русские воеводы опирались на родоплеменную верхушку и именовали в официальных документах того времени племенных вождей князьцами, стремясь создать из них мелких феодалов. Особо выделялись кондинские князьцы Алачёвы, которые участвовали во многих походах русских к хантам, ненцам и эвенкам. За усердную службу московским царем Алачёвы были пожалованы в 1594 году беспримерной в истории Сибири милостью — правом собирать на себя ясак и «поминки» с двух остяцких волостей.
Помимо официального ясака ханты и манси отдавали пушнину местным воеводам и чиновникам. Не в силах выплатить все требуемое, ханы и манси разбегались. Обнищание заставляло даже «детишек закладывать». Ясак и недоимки взыскивались с большими жестокостями. Ханты и манси обращались с жалобами и просьбами о защите к правительству. Правительство издавало грамоты, предлагавшие воеводам обращаться с вогулами и остяками кротко, не чинить насилий, не брать ясака сверх правительственного указа. Хантыйские и мансийские князьцы, недовольные тем, что пушнина утекает в царскую казну и в руки воевод, а они лишаются источника обогащения, неоднократно организовывали заговоры против русских властей.
В 1592 году произошло восстание манси под руководством князя Аблегирима. В 1607 году кондинская княгиня Анна и обдорский князь Василий организовали восстание обдорских и берёзовских хантов и осадили Берёзово, но были разбиты. В 1608 году опять был организован заговор во главе с княгиней Анной и князем Гумеем, к ним примкнули Сургутский князь Кеул и князь Таир Самаров. Заговорщики вошли в связь с иртышскими татарами, кондинскими и сосьвинскими остяками, с обдорским князем Мамруком. Весной 1609 году к ним присоединились манси и тюмено-тюринские татары. Заговор охватил всю северо-западную Сибирь, но был раскрыт и главные участники его казнены царским правительством.
Стремясь укрепить свое влияние среди хантов и манси, правительство насаждает у них христианство. Особенно энергично крещение проводилось в начале XVIII в. и считалось заверш`нным к 1751 году. Но крещение носило формальный характер. Оно не могло существенно изменить религиозные представления хантов и манси.
Н.Динин,
внешт. корр.
Газета "Нефтеюганский рабочий".
1990 год
*************
ХАНТЫ И МАНСИ.Часть III. Социальный строй.
Ханты и манси делились на роды и племена. Каждому племени соответствовал особый языковый диалект. У манси различались племена:
верхней Лозьвы, нижней Лозьвы, верхней Конды, средней Конды. Нижнее течение Конды, заселённое хантами, составляло единое племя с хантами среднего течения Иртыша. Племенную общность составляли также ханты и манси средней Оби и казымские ханты (примерно в пределах нынешних территорий Октябрьского и части Ханты-Мансийского районов). На Сосьве было три племени: верхней Сосьвы, нижней Со-сьвы и Ляпина, известны и другие племена. У каждого племени был свой определенный центр и свои военные вожди. В одном из селений периодически устраивали общие племенные празднества с военными плясками. К месту, где проходили пляски, вели две дороги:каждая фратрия этого племени приходила сюда своей дорогой. В период военной опасности отдельные племена заключали между собой союзы для объединения действий против врага.
Все Обские угры независимо от племенной принадлежности делились на 2 фратрии, из которых одна именовалась «Мощ», другая — «Пор». В прошлом все фратрии были экзогамны, поскольку считалось, что в пределах одной все являются кровными братьями и сёстрами. Позднее франтринальная эгзогамия уступила место родовой. Каждая фратрия состояла из ряда родов. Роды назывались по имени тотемного предка или по имени предка — богатыря. Род имел общий для всех его членов — тамгу, употреблявшийся как знак родовой собственности, а позднее как подпись в русских документах. В прошлом род располагал фондом имен.
У каждого рода существовал культ предка. На священном месте, где обитал дух - предок, имелось его изображение, находилась обычно и родовая сокровищница. У каждого рода было своё кладбище, где хоронили сородичей. Как в роду, так и в племени имелись лица, наделенные властью, вожди с функциями, главным образом, военного порядка. Руководство хозяйством лежало часто на женщине.
В отдельных местах, например, в Кодском княжестве, складывались патриархально- феодальные отношения. В южной части расселения хантов и манси, на Иртыше, существовало патриархальное рабство. Разложение первобытно - общинного строя началось еще до появления русских в Сибири.
В XVIII веке на Оби в некоторых местах продолжали сохраняться большие семьи: 30 брачных семейных пар, в XIX веке — до 4—6 пар, в XX веке — 2—3 пары.
Социальный строй угров на рубеже XIX— XX вв. сохранял чаще всего традиции отцовского рода. Хотя некоторые пережитки матриархальных форм и существовали. Для брака согласия девушек не спрашивали. Сваты жениха или он сам после выбора невесты ехали договариваться о размере выкупа за невесту. Оплачивался калым оленями, одеждой, хозяйственной утварью. Другой формой заключения браков был угон — кража невесты.
Ханты и манси сохранили дохристианские религиозные верования, включавшие полный тотемический набор представлений. Предками родов и фратрий считались животные или птицы, реже растения и даже насекомые.
Животное — тотем нельзя было убивать всем членам данного рода, или, если его убивали, то с соблюдением различных церемоний. Предком фратрии «Мощ» считалась «Калтащ», представлявшаяся в образе белой зайчихи или бабочки. Её священным деревом была берёза. Фратрия «Пор» вела свое происхождение от медведя.
Помимо франтриальных, каждый род почитал своих родовых тотемов. Их изображения хранились в определённых местах, где периодически, обычно перед началом промысловых сезонов, им приносились жертвы.
Особым для тотемистических верований Обских угров считается так называемый «медвежий праздник», представляющий собой ряд обрядовых действий, совершавшихся после убийства медведя. Развлекательная часть состояла из песен, танцев и драматических представлений сатирического характера.
В период коллективизации и культурной революции, в 30-х годах, среди местного населения активно пропагандировалась идея реакционного, антисоветского характера медвежьих праздников. Дело доходило до административных санкций. Сейчас общепризнано, что это была ошибочная линия. Она привела к выхолащиванию духовной жизни народов ханты и манси, точно так же, как уничтожение и расхищение их культовых мест.
В борьбе с суровой природой Обские угры сумели создать яркое и своеобразное изобразительное искусство — различные формы орнамента, пиктографические рисунки, скульптуру и украшения.
Мужчины, занимаясь производством предметов из дерева и кости, а позже и из металла, украшали их резьбой и инкрустацией. Женщины, изготовляя одежду, берестяную посуду, обрамляли эти вещи искусными орнаментами. Утончённые специалисты разных стран, изучая многообразные оттенки орнаментов ханты и манси, не могут найти ответа: каким образом на протяжении веков передавались и воспроизводились эти орнаменты с величайшей точностью, несмотря на их сложные формы. По сей день сохранились родовые оттенки орнаментов на одежде, обуви, предметах быта у Ваховских, Салымских, Обских хантов. Точно так же у различных групп манси. Они никогда не перепутают, не повторят чужой орнамент. В прикладном искусстве в дело шло всё, что давала природа,— береста, кусочки кожи, меха, волос и сухожилия оленя. В талантливых руках мастериц они превращались в изумительные по тонкости исполнения узоры, отличающиеся разнообразием форм и колорита, сочетанием кусочков тёмного и светлого меха, то пушистого, то подстриженного и гладкого, переплетением тонких ремешков, различными воланчиками, выпушками, кисточками.
Задолго до знакомства с русскими ханты и манси научились окрашивать в различные цвета бересту, кожу, олений волос и даже сухожильные нитки. Краски приготовлялись из отвара древесной коры, корней ягеля, цветов некоторых растений.
Наряду с орнаментом развивалась оригинальная скульптура.
Тема прикладного и изобразительного искусства народов ханты и манси — это отдельная тема. Она должна получить особое освещение, так как, уверен, имеет огромнейшее значение для будущих поколений всей современной цивилизации.
Н. ДИНИН
внешт.корр.
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1990 год.
Свидетельство о публикации №222010300305