Тропинка-11 Трудовая жизнь

                Часть 11.Трудовая жизнь
   В 1982 году после окончания  Марийского госуниверситета поступила на работу в Моркинское  ДРСУ лаборантом химического анализа. Работа  оказалась интересной: определение  пробы  состава  асфальта  на дороге  и определение качества песка, камней, битума  для приготовления качественного асфальта. Отработала больше года. Коллектив оказался мужским, но работалось легко и спокойно. Дальше работа в техническом отделе Моркинского  филиала завода «Контакт» (директор – Шаньков Виктор Николаевич) в качестве инженера-технолога с зарплатой сто двадцать  рублей. В то время на заводе  выпускали резисторы для телевизоров и радиоаппаратуры, также для военной промышленности.  Моей работой стала  проверка качества приготовления суспензий лаборантами в химическом цехе  и  определение качества нанесения суспензий на основы гетинакса и стеклогетинакса  в рабочем цехе. Рабочие в то время получали  по триста-четыреста рублей и они старались больше делать нормы, а инженерно-технические  работники  получали в три  раза меньше. Коллектив  состоял из мужчин и женщин, возглавлял  технический  отдел  Валерий  Ефимов, выпускник  Марийского политехнического  института, а заместитель – Ларионов  Николай. Сдружилась с  инженер-конструктором  Валентиной Бубновой.  Милейшая женщина, приехавшая с мужем, военным  офицером из Тамбова, в  глубинку Морки. Со мной работали молодые парни  после политехнического института – Николаев Феликс, Ларионов Владимир, Павлов Саша и женщины – Галя Павлова, Нина  Калистратова, Роза Никифорова. Коллектив сплоченный и дружный, часто вспоминаю.  В девяностые годы после сокращений  и увольнений  работников завод почти перестал существовать. Зарплату не  выдавали, многим приходилось  голодать. Помнится  Валера Александров, инженер по полупроводниковым резисторам, толковый и хороший работник, в те годы не нашел применение в своей области. Отец трех детей-школьников, сидя дома без работы и денег, не смог прокормить семью. Нищета подтолкнула его к самоубийству через повешение. Остались трое ребятишек, которые смогли  хоть получить пособие по потере кормильца. Таких случаев в те годы было много. А начальник  технического отдела вынужден был  работать сторожем. Во время перестройки нашего общества инженера не нужны были. Это было в начале 90-х годов.
   … Приезд в Москву. Сестра Наталья училась  в Московском  институте имени Плеханова на экономиста, поступила по направлению. Случайное знакомство с верующей коренной москвичкой  Рябчиковой Александрой Ивановной, старенькой  женщиной  восьмидесяти лет. Пригласила к себе в коммуналку.  В комнате вся стена увешана иконами,  святые образы сверкали  со всех сторон. Она подробно рассказывала о каждой иконе.  Мои родители были неверующие. Папа, Аркадий Букетов, работал в партийной системе, точнее, в Моркинском  райкоме партии инструктором, а мама, Анна Ильинична, всегда подчинялась отцу. Слово «бог» в доме не звучал  никогда, икон и в помине не было. Мама в рождество жарила кругляшки из теста, а на пасху красила яйца   из шелухи лука , они становились ярко-красными, пекла вкусные  пироги. Молитвы не читали и не крестились, поэтому все дети Букетовых  не знали ничего о боге. Для меня открылась новая страница. Она сама – вероисповедование.
  Быть ли с Богом или нет? Я должна была решать. Баба Саша стала убеждать в том, что мы божьи дети, должны жить с ощущением  веры в бога.  Жизнь  имеет смысл только в нем, поэтому необходимо таинство крещения. Я согласилась, мне был интересен сам процесс крещения. Церковь находилась около метро Университет, название помню – церковь Николая Чудотворца, внешне красивое здание с золотыми  куполами. Врата в  церковь Николая Чудотворца открылись: неиссякаемая  красота, светились иконы, от ладана  разносилось  вокруг благоговение. На крещении лишь вдвоем с мужчиной молодого возраста. Священник долго читал молитвы,  по очереди обливал теплой водой  с большого чана,  на шею надел обоим православные крестики. После крещения я облачилась в белую одежду, которую купила баба Саша. Нас повели  в большое помещение, где пахло ладаном, напоили кагором из чайной ложки , помазали лоб маслом. Выйдя из церкви, наткнулась на молодого священника в черном одеянии. Вопрос ему задала: «Есть ли на самом деле бог? Веруете ли сами?». Он мне толком не смог ответить. Наверняка и сам был неверующим, лишь внешний облик  священника увидела. До сих мне не понятно, кто же в церкви работает? Истинно ли  они  верят или за счет прихожан зарабатывают денги? Ездят на самых дорогих машинах, их можно увидеть во время службы во дворе церкви.
   Вспоминается сосед по площадке в Морках  отец Леонтий, бывший тракторист Леонид в колхозе, только что прибывший из Волжского района с  беременной супругой и сыном Лешей. Молодая семья. Вскоре появился сын Серафим, следом  и дочь Таня. Наша семья трудилась, ежедневные поливки огурцов и  помидор в огороде, а ихний участок пустовал, зарастал сорняками. На вопрос: «Хоть бы  картошку посадили ?», – супруга отвечала: «Нам бог  все дары природы  домой приносит, зачем трудиться?» Так и выходило: с раннего утра  и до позднего вечера женщины разного возраста  приносили молоко, творог, овощи, хлеб, пироги и т.д. И так ежедневно. В один из зимних вечеров Леонтий к нам заявился, немного выпивший. С отцом начали обсуждать религию, а  я подслушиваю ихний разговор. Как всегда, отец  при своем мнении, доказывал о не существовании бога. А Леонтий тогда ляпнул: «Я и сам в  смятении, пока не пришел к верованию, но служить буду в церкви». Через год они переехали ближе к церкви, в отдельный дом. В церкви по сей день служит. Но верит ли он истинно? Хочу про себя сказать: набожной не стала, но в церкви стараюсь быть по Великим праздникам. Атмосфера благодатная.


Рецензии