Семья, религия и наука в устойчивом развитии мира

(Мой доклад (и комментарий) на конференции «Православие и Ислам: сохранение традиционных семейных ценностей в условиях глобализации» 20.12.2021г.)


Семья и религия многие века влияют на эволюцию общества, на его социальные институты и общности, на системы и процессы, в них происходящие. И хотя современная трансформация ценностей, натиск потребительской идеологии, отказ от духовности, не проходят бесследно для семьи, для формирования личности и общества в целом, тем не менее результаты социологических исследований конца 20 и начала 21веков, проведённые в Европе и России, подтверждают, что семья у большинства людей продолжает оставаться на первом месте в иерархии жизненных ценностей. В мусульманских семьях, а также у адептов буддизма, конфуцианства, иудаизма семья традиционно занимает первое место.
Стоит задуматься: благодаря каким свойствам семья продолжает действовать как базовая и определяющая ячейка в обществах с разной религией, культурой, национальностями?  и как её принципы и структурные связи можно использовать для устойчивого развития и баланса в нашем неустойчивом многоконфессиональном и многонациональном мире?
 
На примере Китая мы видим, как философия большой семьи вместе с религией конфуцианства, формируя сплочённость, трудолюбие, устремлённость в будущее, помогла построить прочное государство, общество, основанное на отношениях в большой семье. Ислам считает семью главным источником воспитания, уважения и любви, большая исламская семья включает не только мужа, жену, детей, но также близких родственников, которые участвуют в семейной жизни. Христианская церковь, в особенности православная, как мы видим и на примере Ташкентской Свято-Успенской церкви, объединяет вокруг себя большую паству по принципу духовного родства и поддержки, формируя в прихожанах отношения единой семьи.
Постижение форм и методов единения в сегодняшнем многоконфессиональном мире является не только благим пожеланием, но также условием глобального выживания. Основой должно служить познание, что ядро каждой мировой религии содержит этические, нравственные, философские ценности, близкие ядру других мировых религий, поэтому в этой своей сущности разные мировые религии ближе друг к другу, чем к версиям поверхностного, фанатического, одностороннего толкования собственной религии.
Многовековой опыт многонациональности, многокультурности и многоконфессиональности на территории Российской Федерации, Центральной Азии, Узбекистана и Великого Шёлкового пути, Модель просвещённого ислама, предложенная миру Президентом Узбекистана – это наследие, опыт и ценность, которой целесообразно делиться с остальным миром и в то же время трансформировать в собственных условиях положительный опыт мультикультурализма, демократии и научных достижений остальных стран в процессе диалога. Чрезвычайно важно найти формы включения миллиардов мусульман в коммуникационную систему отношений единого мира не через систему агрессивного фундаментализма, но через просвещённый ислам. Инертность опыта, который бездумно опирается на культурные и экономические стереотипы закрытых структур, связанных с узко групповой идентитой и мышлением, часто препятствуют построению такого диалога.
Межконфессиональная, межнациональная, межкультурная и межчеловеческая гармонизация отношений - непременное условие   устойчивого развития и выживания современного мира. Но гармония – это всегда интеграционная композиция составляющих, превосходящая по своей значимости их простое суммирование. По такому принципу строится семья, и это, пожалуй, единственная общественная формация, сохранившая свои формы и суть на протяжении многих веков человеческой истории. К сожалению, человеческая история прошлого не знает гармонических отношений Религии, Философии, Идеологии и Науки, наша история связана с попеременным их лидированием в отрыве или противостоянии друг другу, а по сути и народным массам.
 
На переломе XX и XXI веков появились уникальные возможности для философии толерантности, с которой связана возможность всеохватной интеграции общих ценностей. На переломе XX и XXI веков и на стыке естественно-научных дисциплин появилась также специальная теория и наука синергетики, позволяющей из взаимодействия разных структур, систем и процессов, получать новую ценность, превосходящую по своей социальной значимости простую сумму исходящих данных. По сути она близка принципам построения большой семьи. Благодаря использованию интеграционного метода синергетики мы наблюдаем сегодня небывалый расцвет естественно-научных дисциплин во взаимодействии математики, физики, химии, биологии, цифровых технологий и т.д. Часто трудно даже определить, где в научных открытиях начинается или заканчивается суть каждой из них.  Однако интеграция социальных, гуманитарных, философских и духовных наук и их взаимодействие с естественно-научными достижениями находятся в кризисном состоянии. Нарушение баланса между техническим и гуманитарным, этическим развитием отражается на потребительском отношении общества к ценностям нравственным и духовным.

Одной толерантности недостаточно. Недостаток знаний, опыта и нового мышления у современного человека часто ведёт к восприятию толерантности как вседозволенности, стирания граней между добром и злом, между нравственностью и безнравственностью. Следствием является результат, противоположный желаемому. Вместо гармонизации получаем нетерпимость к другим религиям, национальностям и культурам, стремление замкнуться в архаических и даже агрессивных формах, увлечение детей и подростков бездумными тик-токами, агрессивным терроризмом и суицидной мистикой, уход в виртуальный мир, распространение ненависти и убийств. Эти настроения по-разному используются теми, кто желает править миром в собственных целях, в том числе сторонниками джихада и ИГИЛа.
 Толерантность не означает терпимость ко всему чужому или новому, но взаимное обучение, созидание и сотворчество как активный процесс интеграции общих ценностей. В методах построения большой семьи есть много общего с научным методом синергетической интеграции. Единение семьи основано на совокупности общезначимых для неё ценностей, функций и взаимоотношений, на формах интеграции и переплетения материальных и духовных, эмоциональных и физических, социальных, индивидуальных и многих других факторов. Именно взаимоотношения являются сущностью живого мира и рождения живых форм, именно они сочетают устойчивость структуры с гибкостью необходимых изменений. Интеграционные принципы синергетики и единой семьи целесообразно использовать в многоструктурной интеграции социальной и гуманитарной, в области образования и управления, социализации и волонтёрства, преодолевая фрагментарность знаний и разобщённость общественных структур.
Есть научная установка, согласно которой система, попадающая в унисон будущему, как бы притягивается им, будущее способствует отбору тех компонентов и форм, которые ему подобны. Так случилось и с международным проектом «Планета – наша общая Родина», который согласно выше указанным принципам я создала в 2009 г. в Узбекистане при поддержке МЖОФ «Женщина Востока», Посольства Чешской Республики в Узбекистане и Россотрудничества. В деятельность проекта и его театра-лаборатории «Арт-Студия-Свет» спонтанно включаются уже в течение 12 лет представители всех основных структур и возрастов гражданского общества Узбекистана, а также международные организации. На основе моих научных работ, изданных за рубежом, появился международный интерес к продолжению совместной работы в этом направлении и к созданию единой аудитории и научной платформы с международными семинарами и конференциями и изданием научно-методических пособий.
 
Недавняя конференция о сохранении и развитии традиционных семейных ценностей Православия и Ислама, организованная 20.12. 2021 г. в сотрудничестве Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной Свято-Успенской церкви, Духовного Управления Мусульман Узбекистана, МЖОФ «Женщина Востока» и Русского культурного центра Узбекистана, убеждает, что международное сотрудничество, посвящённое межконфессиональной, межнациональной и межкультурной гармонизации единой человеческой семьи, вместе с распространением Модели просвещённого ислама, является реальной возможностью.

А.А.Чилякова, писатель, доктор философии, автор и руководитель международного проекта «Планета – наша общая Родина»


Рецензии