На родине Песочного человечка

               
   
               
       «Человечек песочный» дарит с той стороны               
       Не пропавшее время, из пропавшей страны…»               
                Игорь Кувшинов

             «Песочный человечек» или «Sandmannchen» ещё один символ моего детства.  Место его прописки ГДР. Хотя аналогичный персонаж существует в фольклоре и других стран Западной Европы. Но, наш, мультяшно-кукольный, из  очень популярной немецкой  телепередачи, - сродни нашей «Спокойной ночи, малыши», - изо дня в день, (точнее, от вечера к вечеру) провожал меня ко сну, особенно первое время, долгих пять лет папиной службы в Германской Демократической Республике.  «Песочным» он был потому, что сыпал заигравшимся допоздна деткам в глаза волшебный песочек, чтобы быстрее засыпали.

Сколько  немецко-советской детворы стали свидетелями телевизионных приключений забавного человечка – не счесть. Он не просто путешествовал, а, буквально, открывал мир ребятне, и не назойливо, но с присущей национальной педантичностью  воспитывал у детей интерес  к лоскутно-разноцветному разнообразию культур и традиций, науке и технике – всему тому, что интересно подрастающему поколению.  Для  многих бывших жителей «пропавшей страны» этот персонаж стал своего рода символом идентичности с их утраченной родиной.

     Его было за что любить.
     Количество фанатов «Песочного человечка» поражает воображение, достаточно полазать по нашим интернетным сайтам ГСВГ (Группы советских войск в Германии), где «бывшие» дети ностальгируют о своём прошлом. Думаю, что  немцев, вспоминающих своё детство  не меньше. Как я их понимаю: сам «ранен»   на всю оставшуюся жизнь.
    «Памятью проеду по былым местам,
     Возраст, превращая в золотой туман.
     Зарубцует раны на душе слегка,
     Из страны волшебной горсточка песка…»
                Тот же Игорь Кувшинов


      Первые впечатления о Германии очень хорошие.
      Во-первых, в школе, на уроках чистописания, меня избавили от счастья выписывать «кренделя» перьевой ручкой, и первые мои каракули «за бугром» были выведены, невиданной ещё в Союзе, – шариковой.
      Во-вторых,  как оказалось, стрижка в парикмахерской это не пытка и истязание (колкие волосы за шиворотом рубашки кого хочешь сведут с ума!), а очень даже приятный процесс.
     Слово релакс, я тогда ещё не знал.
     Поясню.


     В нашей гарнизонной парикмахерской всегда вкусно пахло неведомым мне  лавандовым одеколоном и сигарами. Пахло всем этим парфюмерным коктейлем и  от высокого  статного  старика-немца с короткой, бобриком,  причёской и огромными седыми, до желтизны прокуренными усами и всегда расчёсанными пышными бакенбардами. Наверняка (по выправке!) он ещё обслуживал офицеров  местного рейхсверовского  кавалерийского училища,  с 30-х годов расквартированного  в Крампницах. Я прикидывал: старая немецкая каска с шишаком  очень бы ему пошла.

     Так вот.
     Этот дядька, для того чтобы повернуть мою головёшку в нужную сторону, не командовал (а мог бы), а брал меня за нос пахучими пальцами и поворачивал в нужную сторону. Это было приятно.
      И ещё, он был нелицемерно рад моему приходу (предполагаю и  другим посетителям). И добр: говорил, судя по интонации, что-то хорошее. У него на столике были всегда свежие, пусть и на непонятном языке, но с многочисленными фотографиями и рисунками журналы для детей и взрослых.   
     Это нравилось тоже.   
     Интересно, но теперь я каждого немца по знакомому лаванда-сигарному аромату «чую» за версту, -  спасибо крампницкому парикмахеру (из наблюдений).

      Это было счастливейшее время моей жизни. Несколько лет проведённых в этой стране, пусть и в закрытом военном городке, как выразился бы классик, «наложили неизгладимый след» на формирование основных моих качеств. В части жизнелюбия и оптимизма, уж точно. Ещё – мечтательности, от которой до романтизма-идеализма рукой подать. И даже кличку  я получил здесь, которая прилипла ко мне на всю жизнь, – «Ганс» и всё тут! Понятно, что суровые будни Родины наверняка по иному сложили бы мой характер и настроения. Но случилось так, как случилось. Спасибо отцу, занимавшемуся фотографией: остались десятки снимков, запечатлевших замечательную эту пору. Как и фоторепортаж с десятилетнего юбилея. Посмотришь на эти фото и даже привкус весеннего этого дня, речную свежесть и дымок костра вспомнишь…


Рецензии