Комментарии к Началу бесконечности Д. Дойча

Очередной темой наших «Бесед об эвереттике» будет обсуждение книги Д.Дойча «Начало бесконечности» (1). Ниже приведено моё мнение о выборочных положениях этой книги. В приложении я привожу свои представления о выборе реальности сознанием и об антропоцентризме.
    
1. Долго не мог понять, почему эта книга вызывает у меня внутреннее неприятие, скуку и раздражение. Вроде бы, автор пишет много умных вещей, да ещё затрагивает концепцию Многомирия, в исследование которого он внёс большой вклад, но почему он мне не близок? – И наконец, понял. – Исходная позиция его для меня совершенно неприемлема. А именно, утверждение что знания создаются человеком. И дальше, в книге идёт последовательное развитие идей в духе субъективной позитивистской парадигмы научного мышления.

2. Безусловно, я согласен с автором, что познание бесконечно. Однако Дойч ведёт речь о создании знаний человеком. А я говорю об открытии знаний. На мой взгляд, все возможные знания, как и любая другая информация, как и все идеальные структуры, находящии свою форму выражения в нашем мире, уже присутствуют в составе духовного полюса Суперпозиции Квантового Мироздания. Поэтому со-знание человека только извлекает эту информацию из суперпозиции и  актуализирует её, т.е. встраивает её в нашу коллективную каузальную реальность.

3. Вполне разделяю утверждение Дойча о том, что люди — самые важные существа в космическом порядке вещей. Но, совсем не потому, что люди, якобы, создают знания, а потому, что люди обладают поистине божественным качеством – свойством относительно свободного выбора реальности. То есть, по-моему, люди своим сознательным и бессознательным выбором, как редуцированным в материальные реальности, так и чисто и духовным, открывают новые знания и творят бесконечное многообразие и красоту в созданном Богом мире.

4. При этом я должен заметить, что понимаю Сознание и его роль в бытии расширительно. Сознание – это формирующий, то есть морфологический фактор каузального материального и духовного мира. Оно выбирает реальность на всех иерархических уровнях бытия – от элементарных частиц до духовных событий мега масштаба.

5. Дойч априори, произвольно устанавливает для себя и для нас рамки рассмотрения. Он говорит о «хороших» и «плохих» объяснениях, считая критерием пригодности своё личное мнение о явлениях и способах их объяснения. Это некорректно. Его суждения в области политики и культуры, и вообще, духовной жизни, по большому счёту, необъективны и заужены.

6. Особые претензии к Дойчу у меня по его высказываниям в области религиозной. По-моему, корректной позицией в отношении религии для него – было бы – просто сказать о несовпадении методов, целей и границ научного и религиозного рассмотрения мира.

7. Рассуждения Дойча о сотворённости Творца также некорректны. Бог, рассматриваемый Христианством не сотворён – это Абсолют, это Дух, идеальный Субъект, творящий мир из ничего, сотворивший всякое пространство и время. Он внемирен, хотя и в мире присутствует повсеместно. Он обладает всей полнотой информации. Его Бытие «просто», по характеристике Священного Писания, и оно неизменно, что я себе представляю, как единый Квант всеобъемлющей Божественной Реальности. – Почему мы можем верить в Абсолютного Бога? – А почему мы можем верить в бесконечную и бесконечно разнообразную Вселенную Инфляционной Модели? По-моему, любая концепция Мироздания, научная или религиозная, предполагает, прямо или косвенно, наличие непознаваемой бесконечности.

8. Высказывания Дойча по поводу креационизма также не представляются мне исчерпывающими проблему. Многомирие примиряет креационизм и эволюционизм, позволяет совместить их в единой модели. Об этом я неоднократно писал в своих статьях, например (2). Зря Дойч так противопоставляет эти концепции!

9. О редукционизме и холизме у Дойча, по-моему, совершенно правильные здравые мысли. Бытие существует, как иерархия реальностей, где каждая супенька – это самобытный альтервес. Влияния на каждую ступеньку нижних и высших уровней, безусловно, существует, однако оно далеко не исчерпывает его содержание. Необходимо учитывать наличие составляющей свободного выбора, существующей на всех уровнях иерархии бытия, чего Дойч не делает. Поэтому доводы Дойча не кажутся мне взвешенными. Он пишет: «Все эти учения иррациональны по одной и той же причине: они выступают за принятие или отвержение теорий на основаниях, отличных от того, являются ли эти объяснения разумными». Чтобы подтвердить это заявления, нужны какие-то контраргументы, разумность – критерий расплывчатый. Доводы Дойча для меня не убедительны.

10. Непонятна мне предубеждённость Дойча против антропоцентризма. Почему он так боится антропоцентризма? – По-моему, если принять расширенную версию Концепции Многомирия Эверетта-Менского, принимающую в расчёт выбор реальности сознанием, то антропоцентризм, как раз является самым разумным отправным пунктом построения нового миропонимания.

В целом, книга Дойча «Начало бесконечности», при всём обилии интересных мыслей и масштабных обобщений, является для меня весьма спорной. Главное, что меня не устраивает – в основу этой книги положена Аристотелевская парадигма, которая является материалистической по существу. Это господствующая ныне парадигма научного мышления. Согласно ей, мысли и объяснения являются продуктом материальной деятельности человеческого мозга. То есть, Разум представляется по существу, эмерджентным продуктом деятельности «естественного компьютера» – мозга, перерабатывающего информацию о состоянии окружающего материального мира и «создающего» объяснения. В этой картине отсутствует ключевой для меня элемент миропонимания – выбор реальности Сознанием всех уровней.

Приложение.
Краткое изложение концепции Квантового Сознания, Деятелей Мультиверса и выбора реальности.

   Наш мир – это продукт совокупного выбора всех присутствующих в нём деятелей, которые воплощены во все относительно самостоятельные объекты – от элементарных частиц до людей и человечества. Именно этот мир мы воспринимаем и изучаем, непосредственно и с помощью приборов, его считаем объективной реальностью. Но, реальность эта лишь условно объективна. Предполагаю, что подлинная Объективная Реальность – это Квантовый Мир, который можно рассматривать как Квантовую Суперпозицию всех возможных реализаций наполняющих его Деятелей*.

   Деятели (Деятели Мультиверса) – это центры активности Мироздания, которые создают всю динамику в нём через выбор различных каузальных реальностей во всех возможных слоях бытия. Деятели – это часть Духовного Мира (Идеального информационного полюса Суперпозиции), носители свободной воли, средоточия волевых импульсов, которые направляются ими во все слои бытия для взаимодействия с другими деятелями. Именно, через взаимодействия деятелей созидаются все уровни реальности и все варианты каузального (классического) мира.

   Вступая во взаимодействия, Деятели выбирают (созидают) свои частные реализации и присоединяются к материальной коллективной реальности, участвуя в ней и изменяя её. Частные реализации Деятелей Мультиверса в некоей коллективной реальности будем называть «деятели». – Наш, земной мир – это пример коллективной реальности, где деятель-человек возглавляет иерархию деятелей. Коллективный выбор человечества определяет ту картину вселенной, в которой он существует. Поэтому, вполне естественно, рассматривать планету Земля, как Центр воспринимаемой и изучаемой нами вселенной.

    Из этого положения вытекает немало конструктивных и оригинальных трактовок научной картины мира, в результате чего набор объяснительных концепций радикально расширяется. В частности, появляется альтернатива концепции Большого Взрыва и расширяющейся вселенной (3,4). Появляются новые возможности трактовок физического смысла мировых констант и квантовых парадоксов (5,6). Появляется возможность разработки многомировой концепции жизни, психики, сознания человека (7,8,9,10). Значительно могут обогатиться концепции исторического и социального развития (11,12). Новые модели представлений могут быть предложены для религиозных концепций (13).

*Можно рассматривать Мироздание и в классической форме – в виде Инфляционной Модели А. Линде.

Рекомендуемые источники.
1. Д.Дойч. Начало бесконечности. http://loveread.ec/contents.php?id=64844
2. Костерин А.М. Сотворение человека. http://proza.ru/2012/08/20/1623
3. Костерин А.М. Многомировая концепция антропной вселенной. http://www.everettica.org/art/080909.pdf
4. Костерин А.М. О некоторых следствиях пространственного ветвления. http://www.everettica.org/article.php3?ind=132
5. Костерин А.М. Снова о масштабах квантования Мультиверса. http://www.everettica.org/art/Kost071210.pdf
6. Костерин А.М. Попытка понимания Квантовой Механики (вторая попытка). http://www.everettica.org/art/PKM2.pdf
7. Костерин А.М. Многомировая концепция жизни. https://disk.yandex.ru/i/XTMAKTyW3ShcMQ
8. Костерин А.М. Обыденный лик Многомирия. http://www.everettica.org/art/K270212.pdf
9. Костерин А.М. Формирование многомировой картины мира. http://www.everettica.org/art/Kost311011.pdf
10. Костерин А.М. Слово в Многомирии. https://disk.yandex.ru/i/YOrynLOY3ShcKx
11. Костерин А.М. Снова о путях развития человечества. http://www.everettica.org/art/ost1.pdf
12. Костерин А.М. О параллельных путях истории и Конце Света. http://www.everettica.org/art/280608.pdf
13. Костерин А.М. Частный опыт совмещения концепции многомирия с религиозной истиной. http://www.everettica.org/article.php3?ind=18
Все мои работы продублированы также на моём сайте в Проза Ру. http://proza.ru/avtor/amkosterin


Декабрь 2021 – январь 2022.


Рецензии