Стасис Красаускас
(годы жизни 1929 – 1977)
Творенье может пережить творца,
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ им запечатлённый
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу
В сердцах всех любящих…
Микеланджело Буонарроти
Кто из современников и более поздние поколения, жившие
в 60-е и 80-е гг. уже прошлого века, не помнят обложку журнала
«Юность»? Девичья головка, сотканная из лёгких линий веточек с молодой листвой, где два листика игриво рисуют губы юного лица. Автор этого графического рисунка – молодой литовский график Стасис Красаускас. А много лет спустя мои взрослые дети подарили мне роскошный альбом его высокой графики.
Красаускас не был ни поэтом, ни писателем. Он своей графи-кой иллюстрировал произведения прежде всего литовских и рус- ских авторов. Но, строго говоря, он не был только иллюстрато-ром. Его графика настолько оригинальна и полна новаторских находок и настолько глубока в философском смысле, что он, по сути дела, становился соавтором. Он давал возможность разгля- деть те смысловые подтексты, которые в массовом сознании без его творческого участия, вероятно, не были бы поняты ни рядо- выми читателями, ни искушёнными критиками и л итературове- дами.
Более того, целые серии рисунков по конкретной сюжетной ли- нии можно читать, даже не обращаясь к литературному ориги- налу. Первое впечатление – восхищение владения тонкими, белыми линиями, которые на чёрном фоне выглядят особенно чётко и изысканно. Изысканность линий – особое качество графики этого мастера. Безусловно, это важная художественная находка. В альбоме есть и обычная чёрно-белая графика с тради-ционными рефлексами света и тени. Но тут следует обратить внимание уже на Образах, воссозданных именно этой техникой.
Эта классическая стилистика относится прежде всего к сценам
из простой, тяжёлой и безрадостной жизни литовских крестьян.
Несколько грубоватые, неуклюжие, статичные фигуры людей как раз и подчёркивают такую, небогатую и часто трагическую жизнь социальных низов. Причём ему особенно дороги образы деревенских детей, женщин и крестьян. Вот эти бесхитростные лица, приемлющие, как данность, свою скудную жизнь, эти
Согбенные спины, тяжёлые натруженные ладони, обнажают его
пронзительное чувство понимания и сострадания к простым лю- дям глухой литовской глубинки, которая и есть плоть и кровь родной и древней земли.
Я не профессионал искусствовед и не могу брать на себя сме- лость сравнивать творчество Красаускаса с работами других ли- товских графиков, кроме, разумеется, Чюрлёниса*. В чём их сходство и различие? Они работали в разных жанрах изобрази- тельного искусства, один график, второй живописец Что же их роднит в моих ощущениях, в моём восприятии? Во-первых, они оба символисты. Их работы - закодированные смыслы и в этом качестве они вызов и читателю, и любителю живописи.
Во-вторых, в их в сюжетах явно прослеживается тяга к литов- ской тематике, литовской природе, литовской культуре, филосо- фии народной жизни. Кто же ещё художник, вызывающий у меня сходные ассоциации? Вспомнил! Винсент Ван-Гог. Та же статичность в картинах Ван-Гога, даже ветер на некоторых кар- тинах неподвижен, как бы в тревожном ожидании развязки тра- агедии. Его веточки деревьев, лишённые листвы, создают чёт- кий и прозрачный статический узор. Но важнее его графики его интерес к миру простых людей. Как-то много лет назад в Москву привезли много работ Ван-Гога. Не могу забыть «Едоков карто- феля». Дело даже не в технике, стиле и сюжете. Поражает сход- ство философии обоих художников. При внешнем примитивизме образов неожиданно обнаруживается глубина, которую мы наблюдаем у больших мастеров прошлого. Простые едоки картофе-ля застыли на полотне подобно библейским пророкам. Та же статичность и невыговоренность в графике Красаускаса из народной жизни. И у Чюрлёниса это погружение даже персонифицировано в народные мифические образы ужа, птицы- беды и мистических колоколов. Но у графика Красаускаса тоже есть очень глубокий фантастический образ птицы, рвущейся в небо, но её лапы, это корни дерева глубоко вросшие в землю. землю. Какой мощный подтекст и какие смыслы! вот другая тема и другая философия и форма, соответствующая новой философии атомного века. Это Образы, воплощённые техникой тонких пластичных линий , как правило на тёмном фоне. Проникнутый веяниями прогресса, с помощью аллегорий и фантазии график Красаускас сопровождает своих авторов в ещё не познанные бездны времени и пространства.
Эта графика предельно лаконична и выразительна. Но вот интересная находка, усиливающая динамику сюжета. Когда женские и мужские фигуры «двоят себя»: нижняя часть тела статична, а верхняя может принимать различные, подчеркну, реалистичные образы разных положений, или позиций. Между двумя этими невозможно оторвать глаз от графических рисунков серии «Рождение женщины» на светлом тонированном фоне. Какое знание анатомии и пластики женского тела. Так выразительно и так безупречно плавное перетекание из одного положение в другое, причём новое положение это не просто пластический рисунок, а смысловой сюжетный поворот общей темы серии.
В серии спортивной графики уже не двоение образа, а последовательное чередование дискретных моментов движения. Налицо Эффект рапидной киносъёмки из отдельны фаз общего рисунка движения. Ювелирная, филигранная работа! Стасис Краскаускас, как и Чюрлёнис, не чужд внимания к библейским сюжетам. Например, библейская «Песнь песней» о великой силе любви. И здесь угадана стилистика воплощения образов. Буд-то он перенёс на свои графические листы фрески из захоронений древних египетских фараонов. Я говорю об этом уверенно, потому что сам побывал в долине царей на месте древнейших Фив и спускался в доступные для туристов погребальные камеры со стенами, расписанными фресками с немеркнущими в течение тысяч лет красками. И фотографировал тончайшие барельефы на внешних стенах захоронения (по сути дворца) единственной женщины фараона Хатшепсут. И Луксор и национальный музей в Каире свидетельствуют о высочайшей культуре древних египетских мастеров фрески, барельефа и скульптуры. Интуиция и тут не подвела Стасиса Красаускаса. При условной неподвижности двух фигур – мужской и женской, удивительным образом передано их эмоциональное состояние. Обращает на себя внимание не только изысканность тонких линий, рисующих контуры тел, но изысканность самих поз возлюбленных.
И всё же самое большое впечатление производит серия работ «Вечно живые», о павших солдатах Великой отечественной войны. Это настолько высоко художественно и по графике и по смыслу, что погружает в скорбь даже с неким мистическим подтекстом. Они, павшие, как бы наблюдают из могил жизнь – полнокровную жизнь, парящую и царящую над ними на Земле. Жизнь, которую они спасли воистину: «смертью смерть поправ». И я не берусь судить, что сильнее, сам текст «Реквиема» Роберта Рождественского, или рождённое этим текстам графическе воплощение поэмы. О живописи Красаускаса в следующей публикации о его творчестве.
Какая жестокая несправедливость! Одарённейший график, глубокий, думающий иллюстратор, мастер тончайшей техники, ушёл из жизни в расцвете творческих сил, не дожив до пятиде- сятилет. В обоих номерах моих небольших юбилейных альманахов я с благодарностью опубликую некоторые графические работы из подаренного мне много лет назад альбома.
Великая сила искусства бессмертна.
Свидетельство о публикации №222010401239