Малиновое варенье

                Светлой памяти Дины Заировой,
                моей институтской подруги


В этом году малины уродилось не очень много, но варенье сварили, немного посушили и чуть-чуть заморозили. А тут к осени ремонтантная малина порадовала нас, все ветки в ягодах. Собрала я пару ведерок и решила свою сестру двоюродную порадовать, отвезти ей гостинчик. Она с девочками в райцентре живет, муж оставил ее несколько лет назад, страшная дочка замуж вышла, но через год с малышом домой вернулась, младшая девочка старше моей Натальи на год. Понимаю, что одной поднимать детей, а теперь еще и внука,  нелегко. У нас тоже не все просто, но мы в селе живем, поселок городского типа, хозяйство свое, не голодаем.

Одна только проблема в те времена существовала - отсутствие телефонной связи. Сотовые телефоны еще не изобрели, у самых богатых были пейджеры. У нас не было ничего. Нужно позвонить – тогда на работе или на почту беги, там телефонная связь. Да и у Татьяны телефона нет – звони на работу и проси, чтобы ее к телефону позвали.

К дочери парень приехал, ему отец машину иногда дает – покататься. А что, мальчишка серьезный, взрослый, в этом году институт заканчивает, ветеринарный, самая нужная на селе специальность.  Моя Наталья в прошлом году медучилище в городе закончила, на ФАПе медсестрой работает. Попросила Егора отвезти нас в райцентр – не отказал. Едем по дороге, двадцать пять километров, не много, но это когда на машине, а и немало, если автобусом добираться.  Мужа дома на хозяйстве оставили, а сами катимся, из окна на природу смотрим. Заканчивается лето, ждешь его, ждешь, а пролетит как один миг.

Вот и подъехали к дому. Огромные ворота закрыты на засов изнутри,  но дверь на веранду открыта, значит,  дома.
Я встала у высокого частокола, напротив окон и громко крикнула:
- Таня, девочки, встречайте гостей. Таня, Таня.
Звонка нет, приходится кричать или стучать в ворота.

За окном качнулась тюлевая занавеска. Я подождала, но на крыльцо никто не вышел. Я крикнула еще раз:
- Ира, открывайте.
Занавеска больше не качалась, но и к нам никто не выходил.

- Давайте посигналим,  - предложил Егор,  - только недолго, а то соседи ругаться будут, что шум подняли.
Он посигналил, Наташка покричала, вызывая хозяев. Участок у них маленький, невозможно быть на огороде и не слышать, что в вам приехали, колотят в ворота, сигналят и кричат.
- Что делать? – Спросил Егор,  - через ворота не перелезть, а через забор – без штанов остаться, смотрите, колючая проволока в три ряда по верху натянута.

Мне ж не давала покоя эта тюлевая шторка, качнувшаяся в окне, но было стыдно перед будущим зятем признаваться, что родственники просто не хотят нас впускать в дом. «Наверное, Тани дома нет – подумала я,  - она бы вышла ко мне. А девочки? Да что с них взять»…
- Мы с вами ягоду моей знакомой отвезем, а Тане я напишу записку, где и что взять. Записку с адресом Дины я положила в почтовый ящик, проверив, чтобы в отверстия было видно, что в ящике что-то есть. Еще раз окинула взглядом окна. Мне казалось, что кто-то снаружи смотрит на меня, но этому не было подтверждения, только было у меня чувство, что кто-то наблюдает.

Дина жила в другом районе, в квартире, оставшейся от родителей, с дочерью, мужа похоронила в прошлом году, она еще не отошла от этой потери. Мы с ней когда-то вместе учились в торговом техникуме, особыми подругами не были, но общались очень доброжелательно. Дина сразу же провела меня в комнату:
- Дина, последние дары лета,  - начала я, - ведерко малины тебе, а за вторым моя сестра двоюродная подойдет.

И я рассказала ей о своем визите к Татьяне.
- Да не расстраивайся ты так, - успокаивала меня она, - пошли чай пить.
- Не могу, у меня там молодежь в машине.
- Айка,  - это она к дочери обратилась,  - бегом во двор, зови Наташу и ее парня чай пить.
Айка побежала вниз.
- Дин, ты только про шторку тюлевую ничего при молодых не говори, мне перед зятем стыдно.

 Кухня у Дины крошечная, трем не разойтись, она решительно в комнате стол складной начала раздвигать, несла все, что было в доме, накрывала на стол.
- Я как раз вчера «зебру» пекла, почти половина пирога осталась. У меня еще конфет коробочка припрятана, - она достала из шкафа коробку шоколадных конфет. - Лимон, лимон в чай кладите, я его порезала и с сахаром смешала.

Я пила чай и думала, что друзей мы выбираем себе сами, а родственников Бог дает. Хорошо, что есть друзья.

В понедельник мне на работу  звонит Дина.
- Суббота закончилась, воскресенье пролетело, твои за малиной не идут. Из своей я варенье сварила. Что со вторым ведерком делать? Я не понесу.
- Вари, Диночка, еще себе варенье, не идут – значит не хотят. Это по принципу «Не делай добра».

В среду мне звонит Татьяна.
- Привет, сестра. Что-то твоя подруга ягоды нам отдавать не хочет. Говорит, что варенье из них сварила. Я ей прямо говорю, что варенье наше, ты нам малину привозила, а она требует, чтобы мы ей сахар вернули, который она затратила и банки, куда она варенье разлила. Ты ей скажи, что так нельзя.
- Так вам бы досталась малина,  - отвечаю я, а сама только думаю, что как хорошо, что я одна в кабинете сижу, напарница вышла, а то б стыда не обобралась после такого разговора, - я ж вам оба ведерка привезла, только вы ворота не открыли, нас не запустили. Дома ведь были, дверь-то открытая была.
- Я к соседке уходила, сидела у нее, а девчонки кино смотрели. Знаешь, когда показывают «Санту-Барбара», их от телевизора не оттащить, нужно было тебе подождать, когда реклама начнется, тогда бы кто-нибудь из них и выскочил во двор. Я у соседки смотрела фильм, знаешь, а Мейсон…..

И она погрузилась в пересказ сюжета мыльной американской телеверсии.
- Тань, мне работать нужно,  - перебила я сестру.
- Так ты скажи своей Динке, чтобы нам малиновое варенье отдала, у нас Арсюшка маленький, ему зимой витамины нужны.
- Не могу я Дине велеть отдать вам варенье, хотела вам ягоды передать, но, видно, не судьба.
- Тогда еще набери и в субботу привози, я дома буду. Только приезжай после трех, когда утренний повтор закончится, а вечерняя серия еще не начнется, а то не хочется пропускать, вдруг там что интересное покажут, а мы не увидим.

Я не ответила ничего, сестра положила трубку. В субботу я никуда не поехала. Я вообще больше к ней не поехала. Разумом понимаю, что сама виновата, не звали, а я явилась, еще и добро свое навязывала: «Возьмите, пожалуйста!» Татьяна через какое-то время приехала сама с младшей дочерью, на свадьбу нас звать.

- Так, мы Иришку замуж выдаем, в кафе свадьбу отмечать будем. Дорого это, поэтому подарки только деньгами, а постельное белье и посуда и них и так есть.
Она назвала сумму, которую мы должны были положить в конверт, с учетом членов нашей семьи. Получалось очень много, а у меня сейчас, как говорится, каждая копейка на учете.
- Таня, мы свою Наташку замуж выдаем, не знаю, получится ли к вам на свадьбу попасть, своя на носу.
- А что вам праздновать-то, в деревне,  какие там свадьбы, самогонки нагоните, да по деревне будете песни орать. У нас культурно, мы в кафе праздновать будем.

На свадьбу к Иринке мы не поехали, поздравив молодых телеграммой. Дочь выдали замуж достойно. Дина с Айкой приезжали, говорят, что хорошо прошло все. Молодежи было много, парни, которые с Егором учились, Наташкины подружки.

Самогонки мы, конечно, нагнали, но было и вино, и водка, много еды, но это все неважно, был смех, веселье, задор.  Айка поймала букет невесты.
- Дина, готовься, дочку замуж выдавать будешь.

На второй день наряжались и веселились, нас с мужем по деревенской традиции, возили в тележке, молодые, мели двор, выметая ссоры прочь.

Уже поздно вечером, когда гости разошлись, посуда была перемыта, мы сидели с Диной под виноградником, пили чай, вспоминали свою молодость. Перед нам в крошечных розеточках было малиновое варенье.


Рецензии