Что это было?

       Это был, наверное, в середине восьмидесятых. Я в командировке в Саратове. Мы тогда запускали газонаполнительные станции по всей стране. Сейчас, наверное, в это трудно поверить, но я в гостинице, в номере, человек на 12, может и больше. Я как-то не догадался сосчитать. Помните фильм – «Вас вызывает Таймыр!», вот примерно тоже самое.
В комнату постучали, странно, но спросили меня. Маленький кругленький, лысоватый мужчина, спросил:
— вы такой-то?
— да! - Ответил я.
— Вы не могли бы посмотреть компрессор у нас на предприятии?
Я сказал, что нахожусь здесь совершенно по другим вопросам. Мужчина продолжил:
— мне вас рекомендовали! Вы знаете такого? И называет фамилию нашего Зам Директора.
— да! – Отвечаю я.
— 25 рублей в день, вас устроит?
Опа!? У меня тогда рублей 7 выходило. Какой поворот. Ну раз с Замом согласовано, то глупо отказываться. А брал-не брал это же не доказуемо. Да и скучно сидеть в выходные на командировочные - 2-60 в сутки.
       Мы договорились встретиться вечером на Ж/Д вокзале.
Я пришёл ко времени, меня уже ждали. Кроме круглого мужичка, была девушка лет 30-ти с длинными тёмными ворсами и большими красивыми грустными глазами.
— это наш экономист, она поедет с нами. – Промямлил круглый и мы сели в купейный вагон поезда.
Только тогда мне пришло в голову спросить, куда мы едем и когда будем на месте.
Толстячок на вопрос – куда, ответил, что-то невнятное, а на вопрос – когда, ответил, что утром.
Я постеснялся настаивать и выспрашивать, и лёг спать. Мы ехали всё ночь.
Утром мы вышли из поезда, на маленькой площади нас ждала машина - чёрная Волга, только заднее стекло и боковые стёкла были заменены на железные листы. Несколько часов мы ехали, все молчали.
— где мы? – Решился спросить я.
Ответ меня ошарашил:
— В Казахстане. Странно. Ну, сам виноват, надо было всё уточнять до поездки. Теперь чё уж.
       Дальше странные вещи продолжились.   
Мы остановились в степи около высокого каменного забора. Подошёл какой-то человек и повёл нас в небольшую калитку, за забором были какие-то здания без окон, назначение этих зданий понять было невозможно. Экономистка куда-то исчезла, а мы оказались в просторном цех с высокими потолками. В цеху стояли две тридцатки. «Тридцатки» — это угловые компрессора нашего завода, 8/30 атм. Компрессора молотили со всей дури.  Один почему-то «стучал». «Стучал» это на нашем языке значит, издавал посторонние стуки.
Я уже хорошо разбирался в работе и неполадках этих машин. Я быстро определил, что стучит обратный клапан производительности 75%. Был такой на этих машинах, это когда не требовалась большая (максимальная) производительность и достаточно было 2/3 производительности.
Я не очень понимаю сейчас, зачем это? Ведь можно было набирать в ресивере, сколько надо воздуха, и просто отключать компрессор. Ну да бог с ним.
Я остановил компрессор, разобрал клапан. «Седло» было раздолблено. «Седло» это на нашем языке – место установки клапана в теле станины компрессора.  Можно было бы проточить «седло» или добавить паранитовые прокладки под клапан. Я на всякий случай спросил:
— хватает ли им производительности, и пользуются ли они ограничением мощности, на что получил ответ, что они используют полную мощность и сокращение мощности им не требуется. Тога я просто убрал клапан и заглушил отверстие. Стуки, естественно, пропали. Все были довольны.
Дальше мне объяснили, что надо сходить на совещание к руководству доложить о выполнении работы и на этом моя миссия будет окончена.
Мы оказались в каком-то здании, поднялись по какой-то лестнице, меня попросили подождать перед каким-то кабинетом.
       Через какое-то время, со мной стали происходить непонятные вещи. У меня закружилась голова, я почувствовал, что теряю сознание и сейчас упаду.  Я из последних сил, заглянул в кабинет, там сидели какие-то люди, кто и сколько я уже не понял, всё было как в тумане. Я поманил рукой круглого, он вышел, я сказал ему, что по непонятной причине сейчас могу отключится. А дальше я сидел у врача, и мне что-то вкололи в вену и меряли давление.
Потом меня проводили в здание, напоминающее гостиницу или общежитие. Почему я так подумал? Просто там были длинные коридоры и комнаты по обе стороны, в одной из которых мы расположились. Но, странное дело, я никого из людей там не встретил.
       В комнате был длинный стол и две железные кровати.
Стол был накрыт, там было так много всего, что нет смысла перечислять.  Там было всё, что в те годы считалось дефицитом, ну и водка конечно. Что я отметил, для себя, так это то, что за этим столом могли пировать и 6, и 8 человек. А нас было всего трое – круглый, и непонятно откуда появившееся экономистка.
       Я тогда подумал, как жаль, что мне стало плохо и видимо, я не смогу воспользоваться всей прелестью предложенных яств. Но странное дело, по мере трапезы я стал чувствовать себя нормально, а выпив водки даже хорошо. Круглый шутил не умолкая, мне становилось всё хорошее и хорошее.
       А дальше, круглый заснул сидя, а экономистка оказалась у меня на коленях. Потом она позвала меня в свою комнату, и я вернулся только под утро.
       Когда я проснулся в комнате круглого не было. Забегая вперёд, скажу, что больше я его никогда не видел, также как и экономистку.
Я оделся, а когда попытался выйти из комнаты, с трудом открыл дверь – что-то с наружи мешало мне это сделать. Приоткрыв дверь, я выглянул и увидел, что открыванию двери мешал большой бумажный мешок, килограмм на 20-25. Я вышел, заглянул в мешок. У меня был шок. _ Прям в рифму! В мешке были ЖИВЫЕ РАКИ!
Через несколько минут ко мне зашёл какой-то человек, дал мне 75 рублей и сказал, чтобы я спускался – машина уже ждёт.
Меня на той же «Волге» привезли на какой-то военный аэродром и посадили в маленький самолёт. Какой не помню, не разглядел, а внутри вдоль борта было 10-15 сидений.
      Странное дело, через пару часов я оказался в аэропорту в Саратове с бумажным мешком и кучей вопросов. Я так и не понял, где я был и что это было.
* * *
       Проходя через стойку здания аэропорта я увидел на табло надпись: МОСКВА – ДОМОДЕДОВО 14-30.
Я попытался собрать мозги в кучу. Пошел купил билет до Москвы, на такси доехал до «Саратовтрансгаза», быстро сочинил - необходимость матнутся в Москву, проштамповал командировочное, и к вечеру был уже дома, а утром уже был на заводе.
       Начальник отдела был сильно удивлён моим появление, но когда я высыпал ему на стол содержимое пакета, и это содержимое стало расползаться в разные стороны, начальник сменил гнев на милость.
       И вот уже часов в 5 мы всем отделом в пивной!
После Олимпиады в Москве остались понастроенные павильоны – большие крытые шатры. Часть из них превратились в пивные, где стояли автоматы у стены, а в середине много круглых столов. 
Народу обычно было много, люди толпились у автоматов, кто с банками, кто с пакетами из-под молока, набирали пиво. Кружки тоже были, но их надо было купить.
И вот мы стоим за круглым столом, заваленным красными тушками, человек 6-7. Стол завален был раками на столько, что кружки можно было только втиснуть с краю подвинув, ароматное и благоухающее лакомство. 
       В какой-то момент я обернулся и увидел картину, которая навсегда запечатлелась в моей памяти. На расстоянии метров трёх, по кругу, тесным кольцом вокруг нас молча стояли люди, и жадными глазами смотрели на происходящее за нашим столом.  Странное дело, они забыли про своё пиво, шахматы, разговоры и жадно смотрели на невиданное зрелище.
* * *
       Это было одно из необъяснимых приключении тех лет, которым мне захотелось поделиться с вами, дорогие читатели.  А толчком к этому послужил простой вопрос сына. Сын увидел у нас в серванте клешни омаров. Сын не мог поверить, что это из пивной, в которой можно было купить пиво за 20 коп. и пучок щупальцев и клешней омаров за 3 рубля. Этими щупальцами, но уже без мяса были завалены все урны в пивнушках, а я просто принёс парочку домой и сохранил до наших дней.   
 


Рецензии