Уборщик планет

                Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна               
             наша планета. Люди, будем хранить  и приумножать эту красоту,               
             а не разрушать её.               
                Юрий Алексеевич Гагарин

                Генка и Конституция               
     В 8 классе Генка Лапочкин  заявил родителям, что решил стать… уборщиком. Отец воспринял это известие спокойно, зато мамуля  тут же закудахтала: «Сыночек, как же так? Ты же  у нас на гитаре играешь, в соревнованиях по шахматам участвовал, в хоре поёшь … И вдруг – уборщиком! Это же какая ответственность! Нужно столько наук изучить! А у тебя тройки по химии, по физике! Да и  здоровье  твоё не для уборщика! Там же  физическая сила нужна! А если в дальний космос загонят? Ну уж нет!  Не пущу!»
- Кончились, Аля, твои непущу.  Сыну  уже 15, скоро паспорт получит. Сам   пусть  всё решает. И чем это плохая профессия – уборщик?  Знаешь, какой конкурс на  факультет  прикладной  экологии? В прошлом году  было  7 человек на место. Отстала ты от жизни,   дорогая. Надо поддержать парня – а он и мышцы накачает, и химию с физикой подтянет. Правда, Геннадий? – спросил  отец, проявляя  мужскую солидарность.
- Само собой. Подтяну, -  с готовностью  подтвердил  Геннадий. – Только я в Институт пока не собираюсь. Вчера  документы в ПТУ подал. Там новое отделение открыли. Через год буду Уборщиком планет 2-го разряда.
- Нет, только не уборщиком. Во-первых, это очень опасно – я слышала, что ядерные могильники ещё не все утилизировали, старые электростанции – атомные между прочим! – до сих пор взрывают,  со  дна океанов затонувшие корабли продолжают поднимать, а это глубина в несколько километров… сейчас ещё и за космос  взялись…  Опять мы весь мир  спасаем.  А у Геночки слабое здоровье!
- А во-вторых? – с иронией спросил Олег Павлович, глядя на сына, который  очень редко болел и  отличался богатырским сложением – высокий, широкоплечий, загорелый – гроза всех соседских девчонок.
- А во-вторых,  у него совсем другое предназначение! Он с детства мечтал стать музыкантом, столько лет посвятил гитаре, они с ансамблем  даже в Японской республике выступали! И ради чего такой талант в землю зарывать? Чтобы на этих ядерных могильниках  последнее  здоровье угробить? –  опять запричитала мамуля.
-  Алечка, это ты мечтала, что он станет музыкантом! Ты, а не он! И почему обязательно ядерные могильники? Сейчас главное –  экология души, чистота помыслов, любовь к ближнему – даже старшему поколению  бывает сложно перестроиться.  Посмотри на себя – всё время какие-то страхи, опасения – сплошной негатив. Сама дёргаешься, детей уже задёргала. Вот Генка выучится и уберёт из дома  эти пережитки нервов, - решительно произнёс своё веское слово Олег Павлович.
- Ах, так! Пережитки, значит? О, - и мамуля театрально закатила глаза к старинной хрустальной люстре чешского стекла, -  мужчины никогда не поймут женщин. Ну не дано им. Хоть какую телепатическую связь устанавливай – бесполезно.
- Да ладно вам спорить, - наконец вмешался в разговор Геннадий. – Я  уже всё решил. Не маленький.
- Вот паспорт получишь, тогда и будешь сам решать, - не сдавалась мамуля. Ей очень хотелось уберечь Геночку от ошибок, подстелить как можно больше соломки на его жизненном пути. Хотя советское государство подстилало столько соломки своим гражданам, а уж детям тем более, что  больно  удариться  при падении  было  не так-то просто.
- А как же Конституция?  Статью 12 могу напомнить: « Труд в СССР является обязанностью и делом  чести каждого  способного  к  труду  гражданина  по  принципу:  «кто не работает, тот не ест».  Так вот, для меня труд - это дело чести. И я хочу приносить пользу советскому народу, а не просто так… уроки отсиживать, - настаивал на своём Геннадий.
- Закончишь 10 класс, в институт поступишь, армию отслужишь, а  там уже будешь пользу приносить. Наприносишься ещё! – заявила Алевтина Велемировна. – Это вы с отцом план разработали – документы из школы забрать?
- Да, с отцом, - с гордостью сказал Олег Павлович. – Я ведь тоже  в ПТУ учился – и среднее образование получил, и профессию – можно сказать, путёвку в жизнь дали. Между прочим, дед тоже в курсе.
- Да тут целый заговор против меня созрел!  Если так, давайте  этот  вопрос спокойно обсудим на  семейном совете, - предложила Алевтина Велемировна. И всем пришлось с ней согласиться: ведь у неё  было главное право – право  материнской любви.

                Семейный совет               
    Семья Лапочкиных, как и большинство семей в СССР, была  большой – семь детей,  родители, бабушка  и  дедушка,  младший брат Олега Павловича, до сей поры не встретивший свою вторую половину, а кроме этого, в доме жили ещё  коты Кузя и Чернушка, лабрадор Кай, волнистые попугайчики и золотые рыбки.  В  сарае проживали на полном государственном обеспечении коза Апельсинка  и куры  со своим предводителем петухом Кубиком. В саду стояли 3 улика, в которых  под неусыпным надзором деда  Паши  обитали пчёлы. Всё это  разнообразие жизни соединялось в  некое подобие  «муравейного братства», о котором  писал один из самых почитаемых в Советском Союзе писателей  Лев Николаевич Толстой.
   Уже третье поколение Лапочкиных  пустило свои корни  и ветви  в родовой усадьбе  «Лесная поляна». В  Союзе давно использовались эфирные и природосообразные технологии,  и это  помогало   людям   жить долго и сохранять молодость до глубокой старости.
   Так, деду Павлу, основателю семейного гнезда, шёл уже 102 год, а он по-прежнему  был бодр, энергичен и  являлся бессменным председателем Семейного совета, внеочередное  заседание которого  было объявлено  в  воскресенье  в Большой гостиной.
   Несмотря на  то, что продолжалось время отпусков и каникул, прилетели, прибежали, пришли и явились  все вовремя. Младшие дети сидели отдельной шумной стайкой. Геннадий  с матерью, старшие  дети и взрослые расположились за большим круглым столом.
  Дед Павел открыл  заседание Семейного совета и предложил   обсудить  несколько хозяйственных вопросов, а также  вопрос о Генкином будущем.
   Когда слово предоставили кандидату в  уборщики, он  молча посмотрел на голографический экран ноовизора - и включилась  презентация проекта «Живая планета» -  над  ним он работал   в 7 классе. На поверхности экрана возникали голограммы – вот 2020 год – вырубленные леса, мусорные  полигоны, лесные пожары, разливы нефти … страшные картины  проходили одна за другой – дикие уточки плавают в протоке среди пластиковых бутылок и целлофановых пакетов,  лесные цветы растут среди гор из консервных банок и старых автомобильных шин – картина была настолько неприглядной, что хотелось зажмуриться… Дальше шли  голограммы 2090 года -  экопосёлки, чистые реки и озёра, молодые кедровые леса, новые заповедники, современные лесничества, научные биостанции… В презентации также была широко представлена работа  Станции юных натуралистов  и комсомольского  «Зелёного патруля» -  в коротких видеосюжетах было показано, как ребята  помогают лесникам высаживать деревья,  делают  скворечники и кормушки для птиц,  проводят рейды по  побережью, собирая вынесенный морем мусор.
- Я уже два года в «Зелёном патруле» работаю и много узнал, - уверенно, совсем по-взрослому произнёс Геннадий. – Вот и собрался  продолжить семейную традицию – ведь дед Павел  у нас Герой Коммунистического труда, много лет в  Обществе охраны природы работал. Хочу пойти по его стопам. Мама  только против.
- Так ведь то совсем другое время было, Геночка,  -  настаивала на своём мама. – После  восстановления  Советского Союза лет 30 пришлось просто разгребать всё, что  капиталисты после себя оставили, –  мы субботники чуть ли не каждую неделю проводили, макулатуру собирали, железо, стекло – всё перерабатывалось… А  ещё нужно было землю от асфальта очистить, чтобы земля  дышать могла. Она ведь живая, Земля наша Матушка.  Твой дед всем этим  занимался – но это было сравнительно безопасно – не то, что сейчас.
  И Алевтина Велемировна опять начала перечислять   невероятные трудности, подстерегающие  современного уборщика  планеты.
  - Дед, ну хоть ты скажи, - обратился Геннадий к дедушке как к арбитру во всех  семейных спорах.
- А я вот что думаю. Геннадий проявил себя как взрослый, вполне самостоятельный человек. В нашем посёлке патруль ихний  вон какой порядок навёл. Жители не нарадуются.  По всякому поводу бегут, как к депутатам. Алевтина, тебе гордиться надо таким орлом, а ты крылья ему подрезаешь,  -  сказал дед. – Я вот за Генку ручаюсь. Из  него выйдет отличный Уборщик планеты.
    И вся семья дружно захлопала.  Алевтина Велемировна тоже.

                Супершанс
    С этого Совета как-то сразу всё закрутилось, и пошло и поехало.
    После  собрания все гурьбой вывалились  на  улицу и сгрудились возле новенького аэролёта, недавно выделенного многодетной семье Лапочкиных.
- А ты молоток,  - услышал Геннадий  голос старшего брата  Славы. - Сумел на своём настоять. Мать же у нас кремЕнь,  От своего не отступит. Я тут  хотел в экспедицию поехать – друзья позвали – не пустила. Ни в какую.
- А что за экспедиция? – больше из вежливости поинтересовался  Геннадий.
- Космический мусор собирать. На орбите. Наоставляли там  столько всего - до сих пор убрать не можем. Всего-то на недельку и летим. Может, ты поможешь мать уговорить?
   Генкины глаза  заблестели.
- На орбиту? Вот  здорово! Это же мечта! Супершанс! – Геннадий опять разволновался – бывают же такие дни. Его светлые волосы  теребил ветер – и он постоянно поправлял их , вскидывая голову.
- Ну, так что? Попробуем?
- Попробуем. Только если меня с собой возьмёшь. Я бы свой конвертор  захватил – недавно усовершенствовал конструкцию - дома у нас есть биоконвертор , но он только для органики, а я придумал конвертор для  неорганического мусора –  это же отличная идея. Представляешь, положил  разные  ненужные штуковины – винтики, шпунтики, стекляшки разные -  включил  приборчик -  а на выходе – энергокристаллы!   Правда, у меня пока только глина получилась. Но и это неплохо, считаю.
- Эх, ты! Энергокристаллы! Вечно тебя заносит! Куда мы твою глину на орбите девать будем?
- Придумаем что-нибудь. Например, можно погибшие планеты восстанавливать. Например, Фаэтон. Добавим к глине семена разума, подгоним  астероидов сколько нужно – и готово.
- Знаешь, семян разума  на Земле пока не хватает. Дефицит. Их же совсем недавно научились  выращивать.  Так что с глиной  пока подождём.
-  Ладно, давай подождём.

                Экспедиция 
   Совместными  усилиями братьям удалось убедить  любимую мамочку в том, что экспедиция по сбору космического мусора совершенно безопасное дело. Но когда Слава  заикнулся, что мог бы взять с собой младшего брата  – тут  на дыбы встали и мать, и отец, и  дед  туда же.
- Моему терпению пришёл конец! – трагическим голосом сказала мамуля  и подняла глаза к небу, будто прося защиты от  неблагодарных сыновей.
– Геннадия надо бы под домашний арест посадить, чтоб не сбежал, - строго заметил дед  Павел. – С него станется. Характер -то мой.
- Да не сбегу я. Что бы я сбегал? – недовольно пробурчал внук.
- Не   расстраивайся! Я на связи буду всё время. А тебя возьмём Наблюдателем. Подстрахуешь с Земли, если что. Ты же у нас телепат, - успокоил Генку старший брат.
  И  вся  семья  начала собирать Славика в экспедицию, потом провожать, потом переживать. Всё как обычно.
   О Генке все  словно забыли. А он, как говорится, не дремал, а  в семейной мастерской целыми днями пропадал. Мастерская находилась  в пристройке к  дому,  попасть в неё можно было и с улицы, и из  столовой, что было очень удобно. На столах, на стенах, на полках были развешаны, разложены и расставлены незаконченные авторские работы: картины, резные наличники, кружевные салфетки,  керамические фигурки, плетёные корзинки, вышивки, модели парусников и аэролётов   - чего тут только не было! -   впоследствии эти драгоценные изделия ручной  работы  украсят  дом, комнаты, сад, мебель, их подарят родственникам, друзьям, знакомым   как знак уважения, дружбы, благодарности, любви… 
    Окна мастерской были открыты. Недавно отмечали Яблочный спас – и  освежающий  запах  яблок  налетал из сада вместе с дуновением ветра и пением птиц.
    Почти целые дни Геннадий проводил возле Ноовизора,  наблюдая за тем, что  происходило на корабле и иногда  беседуя с братом. Во  время этой экспедиции   вместо  электромагнитных  впервые использовали   фотонные ловушки для космического мусора, а  также    фотонные  торпеды для крупных обломков. Это обстоятельство вызывало у Генки тревогу, с которой он никак не мог справиться.
- Геночка, можно я с тобой посижу? – голос младшей сестры  раздался из-за плеча так неожиданно, что Наблюдатель вздрогнул. Десятилетняя Танюшка  всегда была его «хвостиком»,  отцепить  который  было весьма и весьма затруднительно.
- Ну вот, явилась не запылилась, - сказал Генка,, - сиди тихо и следи за обстановкой. Если что заметишь, сигналь сразу.
  Природосообразным  воспитанием и образованием   детей  занимались не только в семье – это было главным направлением в советской системе просвещения. Поэтому никто не удивлялся, тому,  что Танечка уже в 7 лет  хорошо понимала язык природы и умела говорить  с ней. Трогательно было видеть, как она подходила к поникшему цветку,  к саженцу, у которого не хватало сил, чтобы прижиться, дотрагивалась  ручками  и шептала: «Живи, я тебя люблю!» 
   Таня первая увидела на экране какие-то вихри  – и тёмную точку внутри, которая быстро увеличивалась, приближаясь к  защитной оболочке корабля.
- Гена, смотри, космическая воронка  -  может затянуть, надо её перенаправить. Давай вместе.
- Такие воронки обычно состоят  из плазмы. Это  опасно. Бегом в сад! Минутку, биолокатор  чуть не забыл, - Геннадий торопился – каждая секунда была на счету.
- Самый точный биолокатор – это руки.  А они у нас всегда с собой, -  Танюшка помахала руками прямо перед носом  брата.
   Ребята  встали возле раскидистой яблони,   определили  нужную точку в безмятежной синеве неба и начали руками медленно разворачивать воображаемую воронку в  другую сторону.  Это было трудно, требовало огромного напряжения  сил.
- Вороночка, миленькая,  повернись  к  Солнцу передом, к кораблю задом, повернись  к  Солнцу передом, к кораблю задом,  - повторяла  девочка.
-  Откуда ты  такие слова знаешь? – удивился Геннадий.
- Да из  сказочек  же. Просто раньшие люди забыли, как это можно делать. А в сказках всё написано.
   Через какое-то время Танюшка  улыбнулась и сказала брату:
-  Кажется, получилось. Пойдём в сферике  посмотрим.
   Информация о чудесном спасении  экспедиции моментально  поступила  во все Информагентства мира – и на экране Ноовизора можно было увидеть, как  чудовищная космическая воронка, направляющаяся к  кораблю, вдруг, как по мановению волшебной палочки, меняет направление движения  в сторону Солнца.
-  Ну, ты молодец! Действительно, сработало. Даже не верится,  - радостно воскликнул Геннадий и от избытка чувств  захлопал в ладоши, аплодируя  сестрёнке.
   По щекам Тани вдруг потекли слёзы.
- Ты плачешь? Почему? – удивился Генка.
- За Славика испугалась, -  прошептала  девочка, смотря на  брата яркими бирюзовыми глазами. – Ген, только ты никому ничего… Хорошо?
- Хорошо. Молчу, - вздохнул  Геннадий – хотя ему  очень хотелось похвастаться. Особенно перед дедом.

                Озеро с лотосами
   К концу недели  в семье Лапочкиных  произошло  важное  событие: прилетел Славик.  Вслед  за  ним  пришла слава –  всех участников экспедиции наградили  медалью «За мужество» , об их  чудесном спасении писали  в мировых СМИ, журналисты  звонили  и просили  Доброслава  Лапочкина дать интервью.
   А  дома было всё по-другому.  У Алевтины Велемировны от  нахлынувших волнений произошёл нервный срыв, и свекровь отпаивала её  отварами трав, готовила  успокоительные  ванны  и выслушивала  стоны материнского сердца:
- Больше  никто меня не уговорит. Не дам  своего благословения на такие авантюры. Надо же, ради какого-то мусора, пусть космического, рисковать жизнью людей  - это  какое-то средневековье!  Хорошо, хоть Геночка дома остался.  И то слава  Богу! -  мамуля   перекрестилась и выпила приготовленный для неё  отвар  душицы с перечной мятой. Она с минуту на минуту ждала семейного доктора и постоянно посматривала на часы.
- Мамочка, папа, там лотосы на озере распустились. Пойдёмте все смотреть. У нас же традиция! – вбежала в гостиную сияющая Танюшка.
- Доченька, я  доктора жду. Вот-вот придёт.
- А мы твоего доктора  с собой возьмём. Мамулечка, да ты как эту красоту увидишь, сразу вылечишься.
   Озеро с лотосами находилось недалеко от  усадьбы Лапочкиных -   под самой сопочкой. Лотосы посадил в нём их прадед ещё в начале века. А теперь они разрослись так, что  занимали  почти всю поверхность озера и казались одним огромным роскошным букетом.               
Август, 2091 г . Советский Союз

P.S. После Яблочного спаса лотосы уже отцветают. Но в экопосёлке, где живут Лапочкины, лотосы зацветают в конце августа. Это реликтовые растения, семена которых прадеду удалось найти в Антарктиде. Цветы и листья этих лотосов в три раза больше обычных.

Словарик
Биоконвертор – аппарат, преобразующий  пищевые отходы в органические удобрения
Сферонет ( Сферик – разг.) – Интернет, подключённый к Ноосфере.
Ноовизор – прибор с голографическим экраном, может работать  в режиме реального времени. Ноовизор подключён к Сферонету.
Семена разума – мыслеформа в биологической оболочке.
Энергокристалл  -  аккумулятор чистой энергии в форме кристалла


Рецензии
Тепло, светло, порадовало! Спасибо, хоть чуточку, хоть капельку зажгло, вспомнилось давно угасшее стремление действовать на общее благо...

Ррайд Акселькантэ   28.02.2023 03:57     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв! Будущее - именно такое, как Вы написали, - тёплое, светлое
и радостное. Желаю Вам счастья!

Лина Иль   28.02.2023 12:46   Заявить о нарушении