Отрицательное богословствование

Апофатическое (отрицательное) Богословие (от греч. ;;;;;;;; - отрицать).

Это богословски метод, заключающийся в последовательном отрицании несоответствующих определений и свойств.

Например, так можно с некоторой долей вероятности представить, что такое Ад и Рай.

Несомненно, что «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15).

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

Но что такое Ад?

Это место в Вечности без видимого Божьего присутствия.

В нем, соответственно, нет смерти и убийств.

Но нет и храмов, монастырей, святых и просто христианских праведников, нет даже Божьей твари, т. к. все они окажутся в Раю. А значит нет и мяса, птицы, рыбы и любой другой убоины для пищи.

А что известно нам про Рай?

Что это место возле Бога, - селения святых и праведных. Где пребывают все спасенные, совместно с преображенной Божьей тварью.

Где так же нет болезней, смерти и убийств не только среди людей, но и среди животных.

Где "волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. " (Ис. 11:6)

В связи с бессмертием и в Раю и в Аду не будет надобности в приумножени потомков: «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк. 20:35).

Но мужские и женские признаки сохранятся. Ведь сам Господь, воскреснув, сохранил мужеский образ, равно как и Богородица (после успения и вознесения) — женский. Но в обновленном мире уже не будет того физиологического влечения мужчин и женщин как в этом тленном мире.

При этом, воскресшие тела будут свободны от немощей, свойственных смертному человеку: «сеется в немощи, восстает в силе» (1Кор.15:35-40, 42-44); «болезни уже не будет» (Откр.21:4).

Но, соответственно, не будет не только наркотического или алкогольного опьянения, но и возможности физического сладострастия.

Когда раскроются «книги», всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник – когда умерло тело, кто-то подумает – умер и грех. Нет, в душе была склонность и душе грех был сладок.

И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный Суд придет с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние.

«Геена огненная» – это внутренний огонь, это пламень порока, пламень немощи и злобы, и «тут будет плачь и скрежет зубов» (Мф.;8:12) бессильной злобы".

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский.

Известно так же, что в Раю окажется показанный евангелисту Иоанну святой город – новый Иерусалим. Который сияет славой Бога. И у которого большая и высокая стена и двенадцать ворот, а у ворот – двенадцать ангелов. И на воротах написаны имена двенадцати родов Израиля.

Понятно, что в видении описан Святой Израиль для его двенадцати родов. И можно допустить, что у других народов обратившихся к Христу появятся свои Святая Русь, Святая Сербия, Святая Франция и прочие...

И что они узрят свои святые Иерусалим, Москву, Белград, Париж и Рим со всеми их Святынями...

Представить, что в Новом Божьем Мире уже не будет Владимирской иконы Божьей матери, Сикстинской мадонны и Троицы Рублева, или Храма Покрова на Нерли, Храма Василия Блаженного, или Соборной площади московского Кремля я просто не могу...

А что там будут делать праведники?

Возможно то же, что и до грехопадения:

"И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его." (Быт. 2:15)

"Хотя человек был поселен в райском саду, чтобы возделывать и хранить его, этот достохвальный труд не был утомительным. Ведь одно дело - возделывание райского сада, и другое - труд на земле, которым после грехопадения был наказан человек. Добавлением же слова хранить показано, какого рода был этот труд в раю. Ибо в безмятежности блаженной жизни, где нет смерти, всякий труд есть хранение того, что имеешь".

Блж. Августин, "О Книге Бытия против манихеев".

Помилуй нас Господь и Пресвятая Богородица.


Рецензии