Уточки

                У Т О Ч К И

Всякая птица своим крылом сыта.

На то у селезня зеркальце, чтобы утки гляделись.

Википедия:
Птица из семейства утиных отряда гусеобразных. Наиболее известная и распространённая дикая утка. Длина тела самца около 62 см. Самки около 57 см. Масса достигает 1 – 1,5кг.

Интересный факт: Первое научное описание кряквы было сделано в 1758 году шведским врачом и натуралистом Карлом…

     Моя добрая знакомая не любит смотреться в зеркало, считая себя недостаточно красивой по той причине, что по её мнению – «У меня нос уточкой». Я её знаю много лет, и если бы не услышала такое её тайное признание, мне бы и в голову не пришло подумать подобное о её внешности. К тому же по характеру она очень хороший человек, а к внешности мы просто привыкаем.
     Мы по жизни на многое обращаем внимание: удивляемся, возмущаемся, но постепенно впечатления сглаживаются и мы - забываем. Вернее мы только думаем, что забываем. На самом деле это далеко не так. Взять, к примеру, повторяемые каждый день привычные словосочетания – «надо маленько в доме прибраться». По-украински это будет звучать: «попрятать, выпрятать…» - в смысле прибраться, чтоб ничего лишнего не было на виду. Если что-то нужно действительно спрятать, чтобы никто не смог найти, то в таком случае говорят слово – «сховаты». Вот и я много чего из увиденного прятала в свою копилку памяти. А теперь по «копеечке» достаю из этой копилки и благодарю Создателя, что при рождении во мне была заложена эта чудодейственная «копилка».
     Пытаюсь вспомнить, когда я впервые взглянула на уточек, как на некое чудо природы. Если считать тот день, когда курица-наседка вывела свой выводок за наши ворота свежей травки пощипать, а утята оказались большими неслухами и, учуяв воду в нашей копанке, гуськом, побежали к ставочку. Мама-курица чуть с ума не сошла от тревоги за своих детей, которым, будь они цыплята, и близко нельзя было подходить к воде. А эти плавают и не тонут.
     Второе яркое впечатление, подаренное мне Судьбой, это, когда я училась в третьем классе, и чтоб вымыть пол в классе, который находился в «поповом доме», который перешёл в собственность сельсовета ещё до моего рождения, я взяла старое ведро и, перейдя улицу, проложенную через центр села шоссейную дорогу, подошла к текущему ручью по придорожной канаве, от сельского водопровода в сторону речки Мурафа. По правую сторону ручья и улицы тоже жили люди. Перед каждой калиткой, хозяева, кто как мог, построили мостики. Вот перед таким мостиком я и склонилась к ручью, чтоб набрать в ведро воды. А в это время двое утят возвращались с прогулки в свой двор и шлёпали лапками, переходя мосток. Эти лапки были на уровне моих глаз. И я, как в том замедленном кино, проследила каждое их движение, каждый их шаг. Собственно, как эти утиные лапки касаются земли, поднимаются,  выдвигаются вперёд и опять, словно ладошкой опираются на землю. Мне потом даже снились эти красные утиные лапки. Как эти лаки, словно маленькие кленовые листочки, перед соприкосновением с землёй, расправляются, растягивая перепонки между пальчиками, потом эта лапка принимает груз всего утиного тела на себя, в это время другая лапка проделывает ту же процедуру шага и уже на неё опирается подрастающее тельце, а освободившаяся лапка медленно отрывается от земли, сворачивается увядшим листиком, поднимается чуть ли ни к животику, выбрасывается вперёд и опять мягко ложится на затвердевшую от жары землю.
     Я у многих птиц и у животных пыталась подсмотреть, как они вышагивают босиком по колючей ухабистой земле, по камушкам и всему тому, через что пролегал их путь, но такой красоты я больше не видела. И вообще, я в детстве очень удивлялась тому, что кошка ходит на четырёх лапках, а наш задира и драчун петух – на двух лапах быстрее ветра бегал и не падал…
     Потом я задалась вопросом: чем отличаются утки от гусей? Вес и величина тела птицы их яиц в расчёт не шли. И тут мне стали вспоминаться некоторые эпизоды из моей жизни. Ещё в моём детстве, когда сёла были большими, на селе людей было много, стояли крепкие колхозы, на лугах паслись тучные стада овец, коров, свиней без счёта, не говоря уже о том, что было на птицефермах много кур и уток. Но и базары были богатые, многолюдные. Хотя бы раз или два за лето мама возила нас с братом в какое-нибудь соседнее село на базар, чтоб купить нам к зиме самое необходимое. А в тот раз наши соседи надумали продать жирного хряка, живым.  Выписали в колхозе подводу и стали готовиться к этой поездке. Моя мама упросила соседа, чтобы на подводе, рядом со свиньёй, посадили нас – детей. И на обратном пути, уже на пустой подводе, довёз нас домой. От нашего села, до села Яруга, а это третье село, полем дороги не меряны, да ещё речку надо было вброд переходить. Но зато в этом селе на грузовиках привозили много всякого товару и купить можно было всё, что в хозяйстве нужно было, и, главное, дешевле.
     Свинью со связанными ногами поднимали на воз шесть здоровых мужиков, привязали к возу. Тут со стороны было нам страшно смотреть, а ехать с этим визжащим на всё село монстром, страшно было даже подумать. Но свинье на голову надели мешок, обложили её соломой и посадили нас со стороны спины свиньи, велели держаться за верёвки, чтоб не упасть с воза. Мама и ещё несколько женщин из нашего села, сзади шли пешком. Выехали ещё затемно, а приехали, солнце уже высоко поднялось. Еле нашли место, чтоб поставить воз там, где продают коз, свиней и коров.
     Мы с мамой, прямо таки бегом прошлись по рядам, купили всё, что планировали и вернулись уже к пустому возу. Оказалось, что большого хряка купили хозяева на свадьбу и даже особо прицениваться не стали. Домой мы ехали счастливые, с обновками, а как выехали за село, нас, детей, стало клонить ко сну. Мама теперь сидела с нами на подводе и всё вздыхала от того, что много денег потратила на базаре. Но тут кони сами остановились. Мы стали оглядываться и перешёптываться: что случилось? Оказалось, что с птицефермы на большой пруд шествовала прямо таки шевелящаяся туча уток. Утки шли посредине дороги, обтекали возы и, крякая, торопились к воде. По краю дороги шли гуси, по одному, по два в ряд. Гуси с утками не ссорились, но каждая стая вела себя по особому своему закону, чему люди очень удивлялись и смотрели с большим интересом. Утки прошли и кони сами  пошли. А гусиный ряд ещё долго тянулся по краю дороги. Только много лет спустя я узнала, что: идти «гуськом» - это надо идти друг за другом, как гуси ходят и дикие гуси летят.
     Гусей и уток, диких и домашних я за многие годы жизни много видела, но больше всего запомнилась дикая уточка с утятами, которая вела свой выводок через наши сады, в том числе и через мой сад, со стороны болота к Енисею. Люди шли по дороге и предупреждали хозяев, чтоб эти хозяева попридержали своих собак и кошек и дали пройти мамочке с детками. А потом на центральной асфальтовой дороге остановили движение машин на пару минут. Все улыбались, делая одно доброе дело. Этот день нам показался праздником.
     А ещё помнится, как я с мужем и детьми ездила к бабушкам: бабушке Василисе – маме Николая и моей маме Мане, на Украину. В Букатинке ещё жива была бабушка Марианна, это моя бабушка, детям моим эта бабушка приходилась прабабушкой. Вот, у неё в хозяйстве было несколько курочек, петух и три уточки. Гулёна-петух пытался ухаживать за уткой, но рассерженная утка сердито выговаривала ему: - Та-то-та! Мы хохотали над ними. А мои сыны, ещё дошкольного возраста, говорившие на русском языке, объясняли бабушке, что она неправильно называет утку – качкой. Я же детям пыталась объяснить: «Качкой назвали птицу только потому, что утица при ходьбе качается-качается…»
     И ещё был такой случай. Не помню уже, в каком это было году, пошла я с целью:  поздравить с Днём рождения нашу поэтессу, всеми уважаемую Дину Ивановну Медведеву. Мы не так часто с нею встречались. Я на Девятке уже жила, а она на Ленинградском… жила. По телефону часто и подолгу разговаривали. И вот, тогда Д.И. со своим мужем пригласили меня пообедать с ними. «А у нас сегодня на обед утка!» - сказала хозяйка. Я почему-то вздрогнула от этих слов и, сославшись на то, что я тороплюсь, отказалась от приглашения.
     Возвращаясь к вопросу о гусях и утках, я с уверенностью скажу. Что утки, а особенно селезни, мне почему-то больше нравятся, чем гуси. Может быть потому, что я в детстве боялась шипящих гусей, да я их и теперь боюсь. А уточек в разных краях великое множество водится и все они, в отличии от гусей, очень красивые. Даже игрушки для детского купания в корыте и то уточек в магазине продают. Видать не я одна уточек люблю…

                ***


Рецензии
Спасибо за интересную миниатюру! А я в своё время так и не подсмотрела за цыплятами и утятами.
Творческих удач!
С уважением,

Лариса Потапова   17.01.2022 17:22     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Лариса. Спасибо за прочтение и отклик. Я в детстве была не из бойких, а тихая, застенчивая девочка. Видимо моя усидчивость и терпение мне много открыли тайн природы. Говорят же: тише едешь, дальше будешь. Это неиссякаемая тема.
Доброго Вам здоровья и интересных начинаний.

Анна Боднарук   17.01.2022 19:37   Заявить о нарушении