Лешаки и подснежники

                В заповедных и дремучих
                страшных Муромских лесах
                Всяка нечисть бродит тучей
                и в проезжих сеет страх
                В. Высоцкий

    Есть на свете ещё уголки, куда от людского сглаза и недоброго слова попрятались существа чудные, существа странные и волшебные. Пусть про них и говорит кто-нибудь "нечисть" и другими обидными словами обзывает, только вот живут среди этих злых существ и характеры добрые, справедливостью наделённые и мудростью наполненные. Есть и такие, без которых наша Земля-Матушка существовать не может. Ведь они и за свежий воздух, и за чистую воду, и за лес, наполненный живой тварью и зеленью, в ответе.

    Например, за волоками, связывавшими Онежское озеро с озером Белым, попряталась и затаилась чудь белоглазая, а в заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах живет издревле племя лешаков. Племя достославное, но мало кому из людей известное. Занимается это племя в основном лесным хозяйством, разводят они в своих лесах не только мхи и лишайники, но и зелень разную, да и живность всякую. Заботятся они о каждой травиночке так же бережно, как и о вековом кедре, о каждой былиночке также значимо как и о корабельной сосне, о каждом комарике кровожадном, так же хозяйственно как и о лосе мохнатом, о каждом дударике музыкальном, так же мудро, как и о волке сером, на луну воющем. Про старшего их брата - Лешего во многих деревнях языки злые сказки рассказывали, что живёт он, мол, в одиночестве и от этого зол, как душа неприкаянная, что заманивает в глушь грибников и охотников, чтобы проучить их и напугать до смерти, чтобы никто не смел в лес ходить да пакостить. А вот про лешаков редко от кого можно вообще былину или слово услышать, потому что они маленькие и прятаться могут, за каждым кустиком, а если ни кустика, ни травиночки рядом нет, то они и другими способами от недоброго глаза скрыться могут. Вот хоть видение создадут необычное или звуками сладкими отвлекут охотника меткого или туриста неосторожного. Отвлекут только на мгновение, и этого им уже будет достаточно, чтобы след за ними простыл, яки не было.

    Живут лешаки стаями, родственными кланами и хозяйственными артелями. Живут дружно, работают много и как бы играючи. Ну например, летом часто летают они на семенах одуванчиков. Ведь ветер гонит эти семена куда попало. Лешаки же заботятся, чтобы семена по всему лесу равномерно распределились. А чтобы работа веселей продвигалась, придумывают они игры разные. Ну например, в воздушные догонялки играют или просто так, кто дальше на семечке пролетит, соревнуются. При этом бывает они так заиграются, что забудут, что хотели семена равномерно по всему лесу развеять. Если увидит кто-нибудь в лесу лужайку, на которой море одуванчиков разлилось, значит лешакам эта лужайка особенно приглянулась, и устраивали они здесь свои игры молодецкие. Значит на этом месте можно и городскому знахарю, и деревенской травнице лечебного одуванчика насобирать и ко времени настойку действенную, лечащую приготовить. На такой полянке наверняка и других чудодейственных травок и корешков много будет: сила в них особая —  всеисцеляющая.

    Забот и хлопот у лешаков в их артельном хозяйстве больше, чем в деревне у крестьян в их сельском хозяйстве. Ведь они не только за свой участок леса отвечают. Скажем так, на одной кулиге лешаков днём с огнём не найдёшь. Видать люди здесь чего натворили, произошло что-то для леса неблагоприятное. Может, отходами промышленного производства люд их потравил. Может, неосторожный путник костёр за собой не затушил да пожар на пол тайги устроил. Может, где-то труба лопнула, и чёрная нефть всё живое насмерть задушило. А может, просто и от лютой зимы клика лешаков не убереглась да прихворала, а то и повымерла. Тогда приходится соседним стаям лешаков на помощь спешить и спасать собратьев своих да каждую тварь и былиночку, в беде оказавшуюся. Потому что они за всё в лесу в ответе и спешат туда, где их помощь очень нужна.

    Когда по осени холода начинаются, и какой-нибудь жук спрятаться под корой или листьями не успел, тогда лешаки приходят на помощь. Иногда вдвоём, втроём этого жука приболевшего и ослабшего подымают и несут в укромное место, морошкой посыпанное или лишайником поросшее, а потом сухим листом или мхом сверху накрывают. Иногда впятером стрекозу, лето безоглядно пропевшую и протанцевавшую, прячут в дупле дерева старого. А если зверь оказался в беде, например, вода к грызунам в норку затекла, тогда уже они вдвоём или впятером не справятся, тогда на помощь уже дюжина лешаков спешит, а то и вся стая. Кто-то из них воду откачивает, кто-то новый домик для мыши ищет, а кто-то и маленьких мышат в это время нянчит.

    Зимой, вроде, жизнь в лесу притихает. Только и зимой лешакам покоя нет. Возьмём, например, такую заботу: медведь не уснул на зиму и ходит по лесу, да шатается. Тогда стае лешаков его в берлогу привести надо и колыбельную песню спеть. А иначе будет медведь лютовать, голодный в деревню пойдёт да и натворит беды неутешной. Если же медведя вовремя уложить да ещё и лапу мёдом намазать, то будет медведь всю зиму сладко спать, как помазанник божий, а по весне проснётся, тогда и свежей травкой уже полакомится можно и будет.

    Когда снежинки с неба посыпятся, так лешакам работы видимо-невидимо. Им ведь надо снежинки грамотно по разнарядке по лесу распределить. Там жука под тонким листом берёзовым снегом прикрыть, там муравейник от ветра защитить. Вон там лешаки по осени семена лютиков-цветочков рассыпали, значить и здесь снегом прикрыть надобно, чтобы семена не перемёрзли. А здесь водопой для зверя крупного по весне будет, значит талая водичка собраться должна, значит сюда большую гору снега лешаки понавеют. Как всегда, они эту работу по пятилетнему плану делают, но играючи. Если снег равномерно кружится и на землю ровно ложится, значит всё идёт как по маслу подсолнечному, а если вдруг заметелит, значит заигрались лешаки, запотешились. Если же вдруг забуранит, значит лешаки в снежки так заигрались, что забыли они про всё на свете. Тут уж ничего не поделаешь, надо просто ждать, пока их кровь молодецкая остынет и они снова по разумению и желанию своему за работу возьмутся.

   Вот на полянке сугроб намело. К чему это лешаки здесь так расстарались? Если подумать да репу почесать, то оказывается всё очень просто. У лешаков ведь слух необычайно хороший. Они не только, как трава растёт, слышат, но и как сердце у луковицы под землёй замирает. Как зёрнышко, то самое, которое они сами прикопали, прорастает и как новое зелёное сердце стучать начинает. Новое сердце! Особенно тогда лешаки становятся беспокойными и нервными. В напряжении ждут чуда, бегают по поляне, хитрые руны да иероглифы вытаптывая, и какие-то заклинания себе под нос бормоча. По весне, когда солнце набирает силу и начинает таять снег, возбуждение лешаков становится невыносимым. Вот он, первый росток, из-под снега, его надо беречь, как зеницу ока своего. Чтобы цепочка жизни не прервалась, а продолжилась. В этом ростке смысл их существования. На следующий день из ростка уже просыпается цветок, первый цветок из-под снега в этом году. Радость к лешакам в глушь пришла. Счастье у них, значит, не зря они берегли лес, значит снова будет нектар, значит снова будет пища у твари лесной. Значит ещё один год не понапрасну прожили они, лес Муромский и русскую землю охраняя.


Рецензии
Наверняка знакомы с "Розой Мира" Даниила Андреева. Тоже люблю.

Татьяна Шушкевич   07.04.2022 15:47     Заявить о нарушении
Таеьяна, спасибо за отзыв.
К сожалению, Даниила Андреева не читал, но сейчас сразу же постараюсь найти в интернете.
В 2009 году наткнулся на миниатюру: http://proza.ru/2009/08/13/313
По моим понятиям гениально написано! Кратко, сжато, лаконично.
А чувств и фантазии - море.
Наверное, 13 лет спустя "Ендарь" натолкнул меня на "лешаков".

Вий Яволь   08.04.2022 23:11   Заявить о нарушении
Вот я с утра сегодня, через список ваших избранных, и забралась на страницу
автора Аз Русь. И зачиталась.
А "Роза Мира" -- чтение на любителя.

С уважением

Татьяна Шушкевич   09.04.2022 06:37   Заявить о нарушении