Швейная машинка

     Аверкий в Дегтярске считался лучшим портным. Он был заведующим пошивочного отделения. Аверкия я уже не застала, зато хорошо помню Илью Аверкиевича – моего деда и его ножную швейную машинку.  Илья тоже умел отлично шить, а откуда у него швейная машинка – я спрашивать не догадывалась. Хотя машинка всегда меня удивляла, и я понимала, что она очень-очень старая.
    Илья родился в 1914 году. Чтению он обучился в 5 лет, что по тем временам было в селе событием – грамотных было единицы. Читать его обучил отставной солдат. Посадит на колени маленького Илюшу и пока не выдаст урок – не отпускал.
    При образовании в 4 класса, благодаря природному уму, Илья потом 25 лет работал начальником планового отдела, экономистом, юристом. Из села он, когда женился, переехал в город Дегтярск.
    Машинка стояла себе в углу деревянного дома на улице Верхней, недалеко от окна, и иногда Илья Аверкиевич на ней шил. Это было целое волшебство.
    Большие старые ножницы, мыло или мел. Хрум, хрум – этот звук ножниц помню до сих пор. Красивая столешница машинки была от «Зингер». Такую модель с ножным приводом, освобождающим руки портных, создал Исаак Зингер ещё в середине ХIХ века. Филиалы «Зингера» были и в России, потому   многие части швейной машинки были своими, русскими.
    Дед Илья запросто передвигал ткань в любом направлении, делая разные красивые швы. Это меня завораживало. Я смотрела, как специальная маленькая лапка фиксировала ткань, а при помощи зубчатого колеса ткань перемещалась. Швы мне казались бесконечно длинными.
    Однажды дедушка сшил мне вельветовый коричневый сарафанчик. Очень симпатичный. Я была невероятно счастлива и с удовольствием модничала.
    Хорошо шил не только наш дед Илья, но и его родные сёстры – Клава и Валя, для которых швейное дело стало профессией.  Я бывала на швейной фабрике в Дегтярске в начале 80-х годов, когда приезжала с папой летом.
    Потом ножная швейная машинка Аверкия, которую я видела у деда Ильи, была у его сестры Валентины, а похожая машинка - у его сестры Клавдии. К сожалению, любовь к шитью передалась только, наверное, моей троюродной сестре Анне. Но история, всё-таки, повторяется, делая свои витки не только в памяти, но и в жизни.
     Хрум, хрум… шьются фартуки, платочки, косынки. Вот лист бумаги разложен на ткани, лекала. Что же получится? Может быть, это новый сарафанчик или халатик?
     Баба Клава однажды сшила для внучки Анны модные «бананы» - лилово-фиолетовые штанишки.  Сколько же радости было! И снова, как когда-то девочка Света, которой дед Илья сшил вельветовый сарафанчик, другая девочка – Анна – радуется модной обновке. Она пришла из школы, а её ждал долгожданный свёрток, упакованный в газетку и перевязанный верёвочкой.
     Какой же счастливой и модной она себя считала! Носила их и благодарила рукодельницу бабушку. Её также, как когда-то Светлану, завораживало волшебство чудесной швейной машинки. И Анна запомнила, как бабушка «стригла» ткань большими ножницами, наживляла, обмётывала, делала красивые швы. Аннушка научилась шить и теперь уже она шьёт своим детям обновки. Как хочется, чтобы швейное дело и умение шить передавалось дальше и чтобы внуки и правнуки помнили своих дедушек и бабушек!

               
                2022


Рецензии
Надо же вся семья или шила, или сама потом носила. Молодцы!

Борис Дьяков   25.06.2022 16:25     Заявить о нарушении
Борис, спасибо за прочтение и отзыв!

Светлана Евстигнеева   04.01.2023 19:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.