Таланту И. А. Бунина. Последние дни

/Отрывки из дневника. Последние дни осени./

...Сегодня в первый раз один брожу в аллее...
Сегодня в первый раз подумать мне пришлось и оценить,
Что счастье наших дней и светлые мгновенья
Мы не умели, может быть, ценить...
    Всё медленно, безмолвно увядает...
Лес пожелтел, редеет с каждым днём,
Не так теперь таинственны тропинки,
Не так тенисты светлым днём поляны в нём…
   Высокий клён и лёгок, и прозрачен,
Широкий дуб, как бронзовый, стоит.
И ниже и светлее мелколесье... 
И ветер уж в листве не говорит…
     Открыты волчьи лазы в чащах и долинах,
В глухих лесных оврагах и в лощинах.
И по ночам мне кажется, что там уж вечно
При шуме ветра в чёрной мгле осенней уж под вечер -
Сверкают волчьи очи, словно свечи...
    Но нет! Теперь ещё не так печально -
Настанут дни суровей и темней,
Когда во мгле рассвет белеет еле-еле,
Стоит туман холодный по низам ещё сильней
И лес в молчанье мёртвом неподвижен,
И снова вся погода - не милей...
   Теперь ещё пролётных птиц кагалы
У нас садятся отдыхать зарёй,
Теперь ещё порою дни теплеют, -
Проглянет Солнце, чащи озарит порой -
Пригреет листья мягкие, сырые,
В них травка будто бы зазеленеет!
Глядишь - и лес опять повеселеет!
    Потом  затихнет весь - ни шороха, ни звука,
Сквозь сучья обнажённые дубов,
Сквозь клёна листья золотые
Белеет мирно ласковое небо! Всё - без облаков!
     Люблю тогда бродить я и вдыхать
Разлитый тонко аромат осенний.
Уйду за лес, на гору, за опушку,
Гляжу, как предо мной пестреет лес осенний,
А на полях и жнивьях золотых
Чуть-чуть туман синеет неподвижный в них...
    Минувшая весна, минувшая любовь,
Тогда вдвойне милей и поэтичней
Мне кажутся... Как будто даль зовёт
И тихую печаль мне навевает и влечёт...
   И долго я стою, безмолвием объятый,
И долго предо мной безмолвствуют поля,
И тёплый светлый день, и редкий лес пахучий,
Повсюду – всё родная мне земля…
<1891>
______
И.А. Бунин. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ.
Отрывки из дневника.
...Сегодня в первый раз один брожу в аллее...
Сегодня в первый раз подумать мне пришлось,
Что счастье наших дней и светлые мгновенья
Мы не умели, может быть, ценить...
Все медленно, безмолвно увядает...
Лес пожелтел, редеет с каждым днем;
Не так теперь таинственны тропинки,
Не так тенисты в светлый день поляны;
Высокий клен и легок и прозрачен,
Широкий дуб, как бронзовый, стоит,
И ниже и светлее мелколесье...
Открыты волчьи лазы по чащам
В глухих лесных оврагах и лощинах,
И по ночам мне кажется, что там
При шуме ветра, в черной мгле осенней,
Сверкают волчьи очи, словно свечи...
Но нет! Теперь еще не так печально, —
Настанут дни суровей и темней,
Когда во мгле рассвет белеет еле-еле,
Стоит туман холодный по низам
И лес в молчанье мертвом неподвижен...
Теперь еще пролетных птиц кагалы
У нас садятся отдыхать зарей,
Теперь еще порою дни теплеют, —
Проглянет солнце, озарит чащи,
Пригреет листья, мягкие, сырые,
Глядишь — и лес опять повеселеет!
Затихнет весь — ни шороха, ни звука;
Сквозь сучья обнаженные дубов,
Сквозь кленовые листья золотые
Белеет мирно ласковое небо...
Люблю тогда бродить я и вдыхать
Разлитый тонко аромат осенний.
Уйду за лес, на гору, за опушку,
Гляжу, как предо мной осенний лес пестреет,
А на полях и жнивьях золотых
Чуть-чуть туман синеет неподвижный...
Минувшая весна, минувшая любовь,
Тогда вдвойне милей и поэтичней
Мне кажутся... Как будто даль зовет
И тихую печаль мне навевает...
И долго я стою, безмолвием объятый,
И долго предо мной безмолвствуют поля,
И теплый, светлый день, и редкий лес пахучий,
<1891>


Рецензии