Сенька-гитарист

Начало рассказа

До Сеньки-гитариста довязалась тоска – спасу нету. Уж он и так, и этак от неё избавиться пытался, а она будто приклеилась моментальным клеем. Стал Сенька варианты искать, но и тут у него полный облом случился, ничего ни сам не может придумать, ни друзья не подсказывают; знай, твер-дят, мол, без бутылки не разобраться.

К месту сказать, была у парня одна странность, и объяснить никто её не мог. Как хлебнёт чересчур много спиртного, так просыпается в нём талант. Может хоть на ложках сыграть, хоть на пиле да рубеле, доставшемся ему от прабабки. Но особенно балалайка и гитара ему подыгрывали так, что не оставляли никого равнодушным.

Трезвый Сенька-гитарист, когда ему рассказывали об очередных его художествах, не верил, знай, твердил, будто разыгрывают его. Хотя, конечно, догадки у него были. За день до того, как ему приступить к выпивке, начинался внутри прямо-таки необъяснимый зуд, и чем ближе был Сенька к стакану, чем сильнее нарастала в нём волна. Эта волна, скорее всего, и захлёстывала так, что наутро ничего не мог вспомнить.

В самый критический момент, когда от тоски впору лезть на стенку, про-слышал Сенька-гитарист о том, что его бывшие коллеги планируют поездку на соревнования в соседний район.

- Если поедут, - рассуждал он вслух, лаская свою собаку, - значит, будет культурная программа у ночного костра. А если будет такая программа, потребуется им человек с музыкальными талантами. Схожу-ка я к бывшему своему начальнику Петру Петровичу, попрошусь в поездку. Заодно проверю, насколько люди правду молвят про мой талант.

Начальник, конечно, и про этот его талант был наслышан, и про другой – способность Сеньки-гитариста выпивать не в меру.
Сеньку он встретил без особой радости, а когда выслушал просьбу, категорично заявил:

- Нет, нет и нет! Если поедешь ты, дома останусь я! У нас с тобой полная несовместимость совместного нахождения в компании.
Оба знали, о чём речь.

Начальник терпеть не мог пьяных ночных вылазок на природе; они мешали выспаться, а утром он выглядел настолько помятым, что незнающие люди принимали Петра Петровича за любителя выпивать. Сенька-гитарист во время своей работы подобную «мялку» устраивал начальнику дважды, а третьего раза Пётр Петрович категорически не хотел.

- Мы хорошо знаем конкретных людей, - в ответ на новые уговоры заявил начальник, - которые могут внести в нашу компанию комфортную душев-ность. Своим отсутствием. Первый в списке ты, Семён, со своей гитарой! А хоть и с балалайкой!

- Жизнь заставит сопатого целовать! - воскликнул Сенька-гитарист, закрывая за собой дверь кабинета. - Утро вечера ядрёнее!

В запасе у него было два дня. Первый день он усиленно кумекал над тем, как вписаться в поездку, и на это время тоска, хоть и ненадолго, но отпустила его, а к вечеру вновь подступила к горлу. Кое-как дождавшись утра второго дня, Сенька-гитарист пошёл к проживавшему неподалёку Генке. Тот накануне поругался с женой и был злее голодной собаки. Сидел на крыльце в одних трусах, без майки. Как и ожидалось, Сеньку-гитариста он встретил без аплодисментов.

- Чё надо? - буркнул сердито.

- Ты прямо как мой трёхлетний племяш! - вместо ответа стал рассказывать незваный ранний гость. - Анадысь бегает по комнате в плавках, без майки, и, видимо, стал подмерзать. Подбегает к отцу и говорит: «Чё это я хожу в одном пузе? Давай майку наденем». Тебе дать майку?

- Нынче на свиданку не пришёл миленок! Я на полустанке обнимаюсь с клё-ном. Клён такой могучий! А еще скульптуру обниму до кучи... Высока культура, а скульптура – лучше! - проговорил хмуро Генка. - Слыхал про такое?

- Понятно! С Ленкой своей, стало быть, опять поцапался.
Сенька стал вкратце рассказывать, зачем пожаловал.
Генка не проронил ни слова. Он думал. Потом выдал:

- Никогда не говори, что ты живёшь плохо. Бог подумает: «Он не знает, что значит, жить плохо». И пошлёт тебе жизнь в сто раз худшую. Всегда говори, что ты живёшь хорошо. Бог подумает: «Он не знает, что значит жить хорошо». И пошлёт тебе жизнь в сто раз лучшую.

- У нас с тобой прямо какой-то «Литературный клуб». - Сенька-гитарист взял из рук Генки папироску и затушил её о подошву своего тапка. - Сколько раз тебе говорено: курить вредно! Соображай скорее, у меня время истекает.
- Мне самому надо слинять на пару дней из дома, чтобы не мельтешить перед Ленкой днём и ночью. Авось, оттает в одиночестве. Шёл бы ты, Семён, к Николашке. Слыхал, ему неохота ехать, а ты умеешь не меньше его.
Не прощаясь, Сенька-гитарист отправился на другой конец деревни к Николашке, повторил ему свою просьбу, и тот на замену легко согласился. Даже не намекнул на достойное вознаграждение.

Пётр Петрович на такую прыть Сеньки-гитариста не рассчитывал, но на соревнованиях за неполную команду мог получить выговор, лишиться премии, потому оказался припёртым к стенке.
- Всё идёт хорошо, только мимо! - только и ответил отрешённо.

- По статистике, у каждого рыжего Антона есть дома гнутая лопата! - торжествовал победу Сенька-гитарист в компании бывших коллег, рассказывая о встрече с Петром Петровичем.

Те ему обрадовались, будто родному: ночь не покажется скучной, если проснётся Сенькин талант.

На радостях Сенька-гитарист так торопился домой, что скука за ним не поспевала и в одном из переулков отстала-таки, запыхавшись.

Всю дорогу в чужой район Сенька-гитарист ехал молча, на уговоры спеть или рассказать анекдот, не поддавался. Понимая, что от водки отказаться не сможет, он молча переживал за своё поведение предстоящей ночью.
- Да не унывайте вы, - то и дело успокаивала его Ирина Ивановна, добродушная женщина, поехавшая с мужем за компанию и за тем, чтобы добровольно взвалить на себя поварские хлопоты. - Всё равно спать сегодня вряд ли кому придётся. Ну, споёте пару песен, не будет в том никакого греха.
- Ему начальник наш больше одной песни петь не разрешил. Иначе, сказал, домой пешком пойдёт, - грустно пошутил Генка. - Ничего, Сень, я с тобой! И споём, и домой пешком пойдём. Ты главное, на меня чаще поглядывай. Как только я начну дрова колоть, ты сразу закругляйся с пением.

- Поиграете в разведчиков-шпионов, - подвёл черту серьёзный Иван Коромыслов. - Я диктофон на всякий случай взял, запишу Сенькины песни. После по радио прокрутим. Пускай наши эстрадные звёзды подивятся народным талантам! Мы, Сень, так тебя раскрутим – Киркорову с Басковым и не снилось!

За разговорами вокруг Сеньки-гитариста не заметили, как добрались до места соревнований. Перекурили пять минут и приступили к обустройству нового места.
(Окончание следует).


Рецензии