Прелести Судьбы по страницам старого альбома

        Вглядываюсь в неподвижные, потемневшие фотографии, и оживают зыбкие силуэты, их тени начинают прерывисто двигаться, мигать как в довоенном кино. Слышатся обломки далеких фраз, шепот, вздохи. Потом все снова замирает, оставив мне вопросы. Они, как непотушенные свечи, освещают темные углы, затянутые плесенью забвения.
        И, кажется, ну, как все просто – сопровождай каждую фотографию кратким комментарием. Обозначь с обратной стороны место, время, обстоятельства. Добавь свои личные впечатления и потомки исполнятся благодарностью и почтением. И лучшим проявлением их памяти о предках будет привитая им культура семейных альбомов. Но, «...врачу – исцелись сам».

        Первые четыре снимка, те, что сверху, не требуют моих умственных усилий. Подписи под ними мне понятны и кажутся совершенно правильными. И, слава богу.
         Хоть здесь-то все в порядке. Впрочем, дойдет и до них черед.
        Но что делать с первой слева в третьем ряду?
Затюканный (то есть очень умный) вид человека, который то ли дремлет, то ли выискивает искры мудрости, а скорее - разгадывает кроссворд. Но только не позирует – терпеть не могу позеров! Иначе я бы открылся с другой стороны. Слева я всегда выглядел гораздо привлекательней и интереснее, я бы сказал одухотвореннее (там пробор открывает мой лоб). На самом деле, здесь явлен ясный знак моей Судьбы. И мое унылое выражение, и моя поза тоже – все говорит о моем отношении к ней…

        Тетрадный лист разглядываю, верно
        Ищу вопрос я или ответ там.
        По строкам пальчиком вожу изящно
        Пусть ракурс выбран неудачно.
        Мне нравится мой полуоборот.
        Не виден лишь «сократов» лоб…

        А Судьба пусть молчит и покорно плетется за мной. А что она еще может? Она что, не понимала, когда шла за мной и ради меня, что это я ее вел к цели. Все равно будет, по-моему, и я получу от капризницы все, чего я прошу и требую. Она знала, но вредничала. Не время коварно, а Судьба!
        Действительно, нормальный человек должен получить от своей судьбы какой-нибудь презент, например, хотя бы талант. И если он не зароет этот дар в землю, судьба оценит и будет к нему благосклонна. Но, спросим, всем ли суждено правильно распорядится полученным бесплатным подарком?
        А что вручили мне? С раннего детства меня неизменно радовал мой, скажем так, особый дар. «Очкарик», «четырехглазый», «косой». Сами по себе эти эпитеты не обидны, смешны, ибо сплевывают их совершенно ничтожные, какие-то жалкие придурни, лишенные такого же дара. С ними общаться – лучше горчицы нажраться!
        Тут важно, каким тоном это произносится. И я избегал их общества. Но прозвища ржавыми кнопками втыкаются в самые чувствительные места. Эти занозы и не воспаляются, но их невозможно вытащить.

        Я позабыл, давно, с которых пор,
        Ищу у встречных искреннего слова*.
        С судьбой же я готов поспорить снова -
        Так сладок беспредметный разговор…

И я обратился к своей несчастной Судьбе, взывая:
       
        -Ну, давай, попробуем переиграть мою жизнь по-новому. Я с детства плохо видел, носил очки, мне были недоступны (и потому так притягательны!) простые игры мальчишек – умоляю и требовательно гляжу на свою визитершу, - Ну, что тебе стоит. Или покинь меня.
        И чтобы убедить зануду, с готовностью описываю ей жизненную ситуацию, настаиваю:
        -Ну, давай, Судьба, попробуем...
И милость обретена. В другом городе, с новыми друзьями.

        Фотография вторая слева, в том же третьем ряду, гораздо интереснее. Вообще, любая жанровая картинка привлекает больше, чем самый нескромный портрет. Эта фотография сделана 7-го ноября.
        На праздничные дни (плюс отгулы) наша компания решила сходить по простенькому маршруту от станции Линда до какой-то деревеньки, и далее по азимуту сторону Горького. Дней на пять-шесть. Тут собственно и следовало бы завершить. На выцветшем снимке плохо прорисованы выражения лиц. Но я-то их помню!
 
        Накануне, я иезуитски хитро уговаривал бывшую однокурсницу отправиться со мной, так сказать, в легкое романтическое путешествие, в сказочный зимний лес, на озеро Светлояр, в котором, по легенде, под водой от безжалостных татарских орд скрылся град Китеж. И она, простодушно (смотри снимок второй в верхнем ряду), поверила мне! Надо сказать, что я преследовал две цели.
        Во-первых, провести праздники в кругу друзей и при этом представить свою знакомую, на которую имел некоторые виды еще со времен студенчества, и которую, как я наивно предполагал, никто из них не знал, поскольку она приехала в Горький три месяца назад из  комариной глуши, какой-то неведомой Костромы.
        А во-вторых, я точно знал, что мой лучший соперник  не собирался идти в лыжный поход, с него срочно требовали сдать отчет о летних приключениях в забытой богом глухомани. И, следовательно, я, наконец, получу очевидное и заслуженное преимущество! Чтобы подружка согласилась, а кроме меня она в той компании никого не знала, я без тени сомнений сказал, что с нами будут еще и другие девушки. И она – о, святая простота! – поверила мне!
        Лишь позднее стало известно, что дьявольски хитрый, прикрывающийся моим простодушием, соперник использовал совершенно бесчестный прием, убедив ее пойти в лыжный поход в компании с веселыми подружками его друзей. Что касается меня, то было сказано, что «он, де, не здоров, никуда не собирается». И вообще, он видит его бесстыдные домогательства и как настоящий друг хочет помочь преодолеть ему его непростительную слабость. Тем более, что этому несчастному недотепе, необходимо за праздники подготовить важный для всей спортивный команды отчет о прошедшем сезоне.

        Все его коварство открылось, когда мы встретились в исходной точке маршрута, куда каждый добирался по-своему.
        На снимке по левую руку от меня стоит мой соперник. Посмотрите на его довольную и наглую физиономию! Он сыто улыбается, и еще не догадывается, что за его спиной стою я. И потому на моем лице светлая и благородная улыбка, улыбка предвкушения победы и торжества над темными силами зла! Собственно последний снимок, тот, что внизу слева, потому и не требует пояснений.
        Что по этому поводу думала виновница событий? Полагаю, она оценила мою находчивость. Достаточно посмотреть на ее лицо, на ее скромно прикрытые, счастливые глаза, и на то, как доверчиво она склонилась в мою сторону.
       
        Справедливости ради следует обратить внимание на недостойную фигуру справа от моей протеже. На копии плохо пропечаталось выражение его лица. Но, вглядываясь в оригинал, я вижу сколь много коварства и в его тонкой ехидной усмешке. Вы, конечно, можете усомниться, посчитать это мнительностью, но тому есть доказательство. Есть более поздняя фотография, где запечатлен этот тип в попытке увести ее у меня. Он, лукавый, ухитрился даже меня спасти из ледяной купели водопада на февральских отборочных соревнованиях! Интриган!
        Тогда же я даже не догадывался, что это мой самый опасный соперник. Что я мог знать о его скверных поползновениях? И только чудо (ну, мы то знаем, как редко происходят чудеса!) спасло его от справедливой кары. Прямым доказательством моих слов служит то, что когда я сегодня спросил мою жену, кто этот на редкость противный человек, она с недоумением ответила, что понятия не имеет, «ведь это твой приятель, а не мой». Сколь же велико зло!

        Из остальных можно много рассказывать про изувера в центре, тот, что без лыж и без палок – это наш тренер. Этот получал особое наслаждение, гоняя нас помногу часов и километров. С особым изощренным садизмом он заставлял нас с тяжелым рюкзаком за плечами бегом (!) подниматься по крутому окскому откосу. При этом, явно насмехаясь над нами, и все больше наглея от собственной безнаказанности, сажал себе на плечи самого изможденного из нас, и обгонял всех на крутом склоне. Пример показывал!
        Но постное выражение у него не потому. Он старый, ему уже 34 года! И, следовательно, умный. И понимал, что у него шансов никаких.

        Еще двое даже по внешнему виду ясно – полные неудачники, и судьба предписала им роль массовки. Такие люди с детства знают, что им уготовано. Их судьба стать непризнанными гениями или законченными эгоистами, то есть безнадежными холостяками.
        А вот крайний справа, личность почти безвредная, поражал нас тем, что в мороз ниже 20 градусов укладываясь в спальник, раздевался, снимая штаны и свитер, утверждая, что так спать гораздо комфортнее. Его девиз: «лучше переесть, чем недоспать». Отсюда его показная бодрость и тонкая усмешка над хроническими неудачниками.
        Но и он был не без недостатков. Без каких-либо оснований, опасаясь за свои промокшие ботинки, на ночь всегда засовывал их к себе поближе, в спальный мешок, и сушил у себя на груди, под майкой. А утром, когда мы, чертыхаясь и проклиная судьбу, пытались промороженную обувь натянуть на ноги, он из-за пазухи, тайком, не смущаясь от наших нескромных взглядов, доставал свою теплую  и сухую.
        В последствии, он решил, что в горы лучше ходить «соло», то есть без мешающихся по жизни, хотя и более опытных, восходителей. Последние сведения о нем печальны. По слухам он ушел, как всегда один, на плато Путорана, и его душа до сих пор блуждает в том диком краю.

        Легко и просто в образы входя,
        забудем, кто мы есть на самом деле. *
        Мне горько, но вас это не заденет
        Как легкий шум  осеннего дождя.

        Для полной ясности – немного истории. 70-е годы завершили романтические выкрутасы космических и атомных открытий шестидесятых. Споры «физиков» и «лириков» явили свету явную победу скептиков. По инерции еще уезжали последние стройотряды на БАМ, в Якутию, строились новые города в западной Сибири, тянули по ущельям линии ЛЭП 500, ЛЭП 750 и, говорят, даже ЛЭП 1000. С периферии же надвигалась тьма, наблюдаемая лишь с орбитальных заоблачных высот. Оттуда хорошо было видно, как гасли чуть теплящиеся огоньки благородных поступков и безумств приключений.
        Но не становилась мрачнее наши лица. Последним приютом для романтики стали альпинисты.
        Теперь ясно, почему первая слева, в нижнем ряду фотография не требует никаких комментариев или подписей. Но, глядя на мою растерянную физиономию победителя, не могу не дать пояснений.
        Все началось еще за год до защиты диплома. О том, как тогда выглядели жизнерадостные балбесы - старшекурсники, можно судить по верхней слева фотографии.
        Я был еще студентом, когда меня пригласили работать в НИИ. Оформили лаборантом на 70 рублей. Была еще повышенная стипендия в 45, да родители регулярно радовали переводами – они не знали о моих успехах.
        А успехи были таковы, что каждый день после работы я мог себе позволить купить в кулинарии полуфабрикаты и, принеся их в общагу, выставить на стол груду жареного мяса и сковородку картошки. Меня ждали. Ждали двое моих однокурсников, всегда отвернувшись лицом к стене. Они спали – это в шесть-то вечера! На мое приглашение спросонья отвечали, что сыты и хотят спать.
        Не в моих правилах мешать людям, я и сам мог в иные времена проспать до обеда или  до ужина. Сажусь, ем. С завистью смотрю на молодой и беззаботный сон друзей. Распахивается дверь, и розовощекий балбес беспардонно вопит: «Миш, дай сигаретку!».
        Надо сказать у Миши всегда была пачка сигарет «БТ» - бессовестно дорогих и потому лежавшая у него на тумбочке, на самом видном месте. Сам Миша курил исключительно «Охотничьи» по 7 копеек и так, чтобы никто не видел. Но если к нему заходили за сигаретами, он ленивым жестом, не оглядываясь на вошедшего, показывал в угол и произносил: «Да, там, на тумбочке. Возьми».
        А потом снова покупал новую пачку. Так он хотел сохранить стройность своей 120 килограммовой фигуры тяжелоатлета. Мы знали и давно отучили попрошаек. Но, видимо, это племя размножается проворнее мух. Их плюс в понятливости и балбес понял, что Миша спит, а от сытого бонвивана  за столом кроме битой морды он ничего не получит ни сегодня, ни в обозримом будущем.
        Когда через пару часов я возвращался, в опустевшей комнате неизменно обнаруживал две пустых и чисто вымытых сковороды. Я был горд.

        Через полгода, после защиты диплома, меня поздравили в институте с повышением. С новой зарплатой в 110 рублей (минус подоходный, за бездетность, комсомольские и профсоюзные). Без стипендии и помощи родителей. Из студенческой общаги поперли, а комната, снятая в полуподвале, обходилась в тридцать. Уныние и печаль? Да нет, еще большая гордость обуревала меня. Теперь я окончательно влился в коллектив, стал равноправным членом блистательного сонма ученых.
        Эта радость меня обуревала несколько счастливых лет. Наука успешно развивалась, не замечая моих заботливых ухаживаний за ней. И я понял, что быть ученым – это не самое главное в жизни. По настоящему я нормально жил (и ел!) только в походах. И потому, когда откуда не возьмись, из Костромы, приехала знакомая еще по универу девица, я как-то очень быстро пересмотрел свою жизненную концепцию.
        Как все-таки меняет твою жизнь какая-то запись в тихом и уютном учреждении!

        Сдается мне, что эта и была моя судьба. Сегодня она смотрит сочувственно в мою сторону. Время снисходительно пожалело ее, мягким карандашом прочертив морщины на милом лице. Но полвека назад, все было иначе. И, если волей случая, я оказывался впереди, она терпеливо наступала на пятки, пытаясь подтолкнуть в нужном направлении, отшвырнуть с дороги это нелепое препятствия. Я всегда принимал свою судьбу как предназначение, в основе которого долговременный сценарий, я же актер, но не на главной роли. На самом деле оказалось, что мой удел зависел не столько от логики внешних событий, сколь связан со счастливым случаем - истинным подарком Судьбы!

        И где, когда, кому благодаря
        Мы раздадим последние остатки*
        Влюбленности гусарской… только вряд ли
        Забудем бурной юности года.

        Воистину мать дает жизнь, университеты - знания, и только годы – мудрость.
        Вы спросите, а как же Романтика. Неужели в пылу борьбы за улучшение быта, то есть теперь быта вообще, она уступила, отстала, плюнула и чихала на меня? Что ж, прямой вопрос требует прямого ответа. Но это совсем другая история. И у нее своя Судьба.

        *Фразы из стихотворения Марины Цветаевой «Мне нравится ваш полуоборот»


Рецензии