Как мой муж играл в шахматы с Виктором Корчным

Эта история произошла в далеком 1999 году. Мы жили тогда в крошечном немецком Альтенкирхене с населением всего 6000 жителей, чем городок очень гордился: это был самый маленький районный центр Западной Германии. Мы прожили там семь лет, и это были не самые плохие годы в нашей жизни.

Оба мы были программистами, так что с работой особых проблем не было. Я работала удаленно, из дома, муж - в центре города, на работу ходил пешком — через парк. И однажды, вернувшись с работы, он сказал мне, что по дороге домой наткнулся на объявление такого содержания:

71. Deutsche Einzelmeisterschaft 1999 vom 11. bis 20. November 1999 in Altenkirchen (Westerwald).
Das Turnier ist erstklassig besetzt. Unter anderen haben die Grossmeister Artur Jussupow, Dr. Robert Huebner, Christopher Lutz, Joerg Hickl (Titelverteidiger), Karsten Mueller, Stefan Kindermann, Sergey Kalinitschew, Klaus Bischoff und Lev Gutman ihre Teilnahme zugesagt.

Simultanveranstaltung mit Viktor Korchnoi Samstag, 13. November 1999, in Altenkirchen (Westerwald).
Im Rahmenprogramm der 71. Deutschen Schach-Einzelmeisterschaft 1999 tritt Viktor Kortchnoi zu einem Simultankampf an dreissig Brettern an.
Spielort: Schalterhalle der Kreissparkasse Altenkirchen. Beginn: 15 Uhr, Startgeld: 50 DM

Не подумайте, будто у меня такая выдающаяся память, что я помню объявление двадцатитрехлетней давности в сотню слов на немецком. Нет, конечно, я просто  вспомнила об этом событии и порылась в сети — авось сохранились следы. И они, слава интернету, таки сохранились!

Я также понимаю, что не все читатели этой истории знают немецкий, поэтому переведу. В объявлении говорилось, что с 11 по 20 ноября 1999 года у нас в городе будет проходить 71-ый чемпионат Германии по шахматам, в котором примут участие гроссмейстеры Артур Юсупов, Роберт Хюбнер, Кристофер Лутц, Йорг Хикль, (чемпион Германии 1998 года), Карстен Мюллер, Стефан Киндерманн, Сeргей Калиничев, Клаус Бишофф и Лев Гутман. И что в рамках чемпионата Виктор Корчной  проведет сеанс одновременной игры на тридцати досках в операционном зале  Сбербанка в субботу, 13 ноября 1999 года, в 15 часов. Взнос (для желающих сыграть) - 50 марок.

В этом объявлении поразительно многое. Уже то, что чемпионат Германии по шахматам проводится в таком захудалом городишке, как наш Альтенкирхен с его шестью тысячами жителей, показалось нам тогда чистой воды фантастикой. А список тех, кто примет в нем участие, был просто-напросто невероятен: 9 гроссмейстеров, среди них Артур Юсупов, Лев Гутман и Сергей Калиничев — легендарные советские шхматисты, ставшие немецкими гражданами после развала Союза. Ну, а то, что сеанс одновременной игры на 30 досках проведет Виктор Корчной, вообще не укладывалось у нас в сознании.

Возможно, молодые и не интересующиеся шахматами люди и не в курсе, кто такой Виктор Корчной, но объяснять, наверное, излишне. Сейчас любой может заглянуть хотя бы в википедию и узнать все подробности о нем. А в те времена, наверное, не было человека, кому неизвестно было бы имя Виктора Корчного. Знаменитый советский шахматист, международный гроссмейстер, уехавший из Союза еще в семидесятые, получил со временем швейцарское гражданство и жил в Швейцарии. И такой человек - у нас в Альтенкирхене? И с ним можно будет сыграть в шахматы? Любому? Невероятно! Хотя, конечно, 30 человек по 50 марок с носа — полторы тысячи, наверное, не так уж мало за полтора-два часа игры даже для Виктора Корчного.

Мой муж, долго не раздумывая, внес себя в список, выложил 50 марок и гордо доложил мне об этом.

- Но ты же не играешь в шахматы! - воскликнула я.

- Ну, почему же. Я в детстве играл, во всяком случае, я знаю, как ходят шахматные фигуры, так что уж точно не сыграю хуже, чем Остап Бендер в Васюках. И бить меня никто не будет - это же не я собираюсь заработать на любви жителей Альтенкирхена к шахматам, а Корчной, его будут бить, если что. А выиграю я в любом случае: ты сделаешь фотографии на память!

Возразить мне было нечего.

13 ноября посмотреть на игру гроссмейстера собрался народ. Зал был маленький, но я смогла найти себе подходящее место напротив мужа. Все остальные 29 шахматистов, собиравшихся сразиться с Корчным, были свои — члены городской шахматной секции, посторонних — никого, только мой муж пришлый, никому не известный. На него взирали с любопытством и уважением: надо же, человек не пожалел своих кровных 50 марок. Немецкие бюргеры и не подумали выкладывать свои деньги (за членов секции деньги внесли из фонда на непредвиденные расходы, как потом оказалось). Корчной опоздал на полчаса, извиниться и не подумал. Но вообще-то он мне понравился — такой немногословный, уверенный в себе импозантный мужчина в клетчатом пиджаке.

Я не помню, сколько ходов успел сделать мой муж, врать не буду, но не прошло и получаса, как партия была проиграна. Корчной пожал ему руку - я запечатлела этот торжественный момент на фото. И мы ушли. Смотреть на дальнейшую игру смысла не было никакого, нам это было неинтересно. По дороге домой хохотали как ненормальные.

- Ты - авантюрист, - сказала я мужу.  - Ты не просто не умеешь играть в шахматы, они же тебя в принципе не интересуют. Хотя бы для приличия надо было дождаться следующего проигравшего. Интересно же - далеко ли от тебя этот следующий ушел?

- Да ладно, еще время на это тратить, - ответил муж. - Думаю, что недалеко, в любом случае, в  газете прочитаем.

Разумеется, местная газетка, выходившая по средам, опубликовала репортаж об этом сеансе одновременной игры. Правда, без особых подробностей. Корчной не проиграл ни одной партии, но зато и обидно никому не было. Газета поздравляла того, кто  проиграл последним, то есть продержавшегося дольше всех.

А у нас еще и фотографии остались: одна - где муж с напряженным видом всматривается в шахматную доску, а  над ним - Корчной, с рукой, протянутой к фигуре; ну и вторая, где Корчной жмет ему руку и улыбается. Память!


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.