Давид Маркович

               

В фильме «Ликвидация» 2007 года главного героя, Давида Марковича Гоцмана, поместили в особо сложные условия: послевоенная Одесса, часть населения после ухода немцев скрывается, потому что работала на них, часть блатных раскаялась в своем воровском прошлом и «искупила кровью» вину перед честными гражданами, часть стала бандитами просто из бедности. Но самое главное – сам город Одесса показан как некая общая семья, в которой все, условно говоря, родственники. И все соединены между собой сложными тонкими взаимосвязями. Главный герой, сотрудник уголовного розыска, Давид существует в этой системе, боясь неосторожным движением разрушить надежду  на то хрупкое равновесие, которое может еще восстановиться в этом городе, к которому он прикипел всей душой. И он отказывается «махать шашками», чтобы примитивно запугать часть населения, предпочитая свои способы наведения порядка.

Критики правы, поставив «Ликвидацию» в один ряд с такими фильмами, как «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновений весны». А сейчас сороковые-пятидесятые-шестидесятые годы особенно интересуют сценаристов и создателей фильмов, в котором действие происходит сразу после Второй мировой войны: «Мосгаз», «Шифр».

Роль Давида Гоцмана очень трудна. Нужно сыграть жесткость, дисциплинированность и доброту – особую доброту Давида, которую чувствуют люди. Сцена, когда он узнает об убийстве лучшего друга Фимы (Сергей Маковецкий) сыграна гениально – лицо актера как будто поплыло, как краска, если в нее добавить воду. Причем происходит это не сразу, а спустя какое-то время, с неким запаздыванием – потому, что поверить в такое известие сразу было невыносимо для героя.

Сергей Урсуляк, один из моих самых любимых режиссеров, работает с каждым актером, чтобы его органика была вставлена в общий актерский ансамбль, ровно настолько, насколько это надо для общей картины. Продумано все – каждое движение бровей, каждая полуулыбка или ухмылка. Сидишь и любуешься таким режиссерским мастерством. (Телесериал «Шифр» Веры Сторожевой тоже сделан великолепно.)

Давид увлекается женщиной, которая дружила с Фимой и помогала ему. Нора (настоящее ее имя – Елена) боится разоблачения, опасается, что Давид узнает, что она, как жена репрессированного, купила паспорт и скрывается под чужим именем. Она и тянется к Давиду, и отталкивает его. Актер сыграл и неловкие ухаживания, и грубоватость (рабочая привычка не церемониться со всеми подряд), и уязвимость (ранимость, застенчивость, при этом больное сердце). При этом зрителям будто физически передается его боль.

Когда Нора решается остаться с Давидом, у них будут светлые сцены, но их будут показывать как бы издалека, будто счастье это не совсем реально в то время, о котором идет речь.

Давид решается усыновить мальчишку – Мишку Карася, который уже приближается к подростковому возрасту, при этом промышляет воровством из карманов. Он видит в мальчике второго Фиму – талантливого и умного, но потерявшего все лучшее в себе из-за желания преуспеть среди блатных. Наверное, в сценах с этим мальчиком Давид раскрывается как никогда. Сразу же вспоминается герой Сергея Бондарчука из фильма «Судьба человека» с мальчиком, которого он случайно нашел после войны, и решил усыновить. Казалось, превзойти тот фильм невозможно. Но здесь и не ставится такая задача. Это просто самая уязвимая грань Давида. У него был отнят лучший друг, но зато ему дан этот ребенок. Такой же талантливый и смышленый, как и Фима.

Герой Михаила Пореченкова показался мне подозрительным с первого кадра, когда он появился перед зрителями. Он очень тонко сыграл – милая, чуть сладковатая, улыбка, при этом холодноватые насмешливые глаза. Я не испытала удивления, когда выяснилось, что он и есть тот самый предатель по кличке Академик. Уж больно добреньким он себя показывал – старался предупредить желания других людей, со всеми быть в хороших отношениях. Казалось – такой интеллигентный и милый! Не то, что «биндюжник» Давид…

Но в Давиде была подлинность, оголенный нерв, а Кречетов-Академик напоминал приторное пирожное, которое нравится поначалу, а потом чувствуешь, что пересластился. 

Финал Давида мне напомнил финал Гришки Мелехова из фильма того же Урсуляка «Тихий Дон». Он, смертельно усталый, закрыв глаза, слушает хор, в котором поет Мишка. Таким же смертельно усталым Гришка Мелехов вернулся со своих бесконечных фронтовых сражений к отчему дому.




P.S. Мои статьи о других фильмах Сергея Урсуляка:

http://proza.ru/2019/09/06/1522

http://proza.ru/2017/05/05/1957


Рецензии
Хорошо пишете, Наталья. Метко, верно, умно.

Сейчас прочла в ФБ статью о последнем фильме Сергея Урсуляка "Праведник". Фильм совсем скоро должен выйти на экраны. А, может быть, Вы его уже посмотрели, если следите за творчеством этого режиссера.

Мне запомнились слова из статьи об этом фильме:

"...Один старенький профессор, специалист по советскому кино, сказал такую фразу: "Если в фильме есть хотя бы одна сцена, которая вызывает сострадание, поражает, выворачивает душу, то этот фильм достоин того, чтобы быть созданным". В "Праведнике" таких сцен достаточно. После просмотра остаётся чувство огромного эмоционального потрясения. И поэтому этот фильм обязательно нужно смотреть..."

Ваша Лена   17.04.2023 14:45     Заявить о нарушении
Спасибо большое, я планирую в ближайшее время посмотреть "Праведник".

Наталия Май   17.04.2023 14:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.