Партизанские отряды северо-западного Подмосковья

Летом-осенью 1941 года, когда фронт неуклонно приближался к Москве, на территории Краснополянского района Московской области были созданы два партизанских отряда. Командиром партизанского отряда № 1 был Кондаков Александр Васильевич, комиссаром – Гаврилов Тимофей Иванович, командиром партизанского отряда № 2 - Косицин Алексей Фёдорович, комиссаром – Панин Иван Лаврентьевич. Подбирали людей в состав отрядов, создавали агентурную сеть из сотрудников Управления народного комиссариата внутренних дел Московской области, которые должны были оставаться в оккупированных районах на нелегальном положении и обеспечивать связь между партизанами и центром. В лесу партизанами были оборудованы базы боеприпасов, снаряжения и продовольствия.

Первый секретарь районного комитета партии Краснополянского района Московской области - общерайонный комиссар партизанских отрядов Пётр Александрович Латышев вспоминал: "В конце августа или начале сентября мы стали подбирать отряд,  заочно намечали людей из партийного и советского актива, с кем нужно было вести разговор. Наметили человек 80-85, стали их вызывать в райком партии. Осталось у нас 60 человек в двух отрядах. В основном в отряд входили работники райкома партии, исполкома райсовета, райзо, председатели сельсоветов, председатели колхозов.

Было заложено 4 продовольственных базы и 5 баз боеприпасов в разных местах района предполагаемых действий. Была землянка сделана на 40 человек, там было две маленькие печки…".

К осени 1941 года были созданы партизанские отряды на территории Солнечногорского и Химкинского районов. Командиром Химкинского партизанского отряда был назначен заведующий военным отделом горкома партии Ф.П. Сафонов, комиссаром – первый секретарь горкома партии А.А. Дымов, начальником штаба – народный судья посёлка Сходня А.С. Безуглый. Партизанский отряд состоял из 103 человек: три группы по 30-35 человек, среди которых были: Иван Семёнович Орлов, Василий Иванович Харламов из Мышецкого, уроженцы села Поярково братья Петровы: Михаил Дмитриевич, Андрей Дмитриевич и председатель исполкома Химкинского райсовета Василий Дмитриевич, входивший в подпольный комитет.

В поселке Крюково была устроена подпольная районная партийная организация, намечен её состав и определены явки. В лесах подготовили основные и запасные базы для партизанских групп: построили землянки, завезли боеприпасы, продовольствие, медикаменты, одежду, обувь и другое снаряжение. В случае оккупации территории Химкинского района партизанские группы должны были действовать в тылу врага: проводить диверсии на Октябрьской железной дороге и Ленинградском шоссе, собирать сведения о войсках противника.

Брат моей бабушки, Андрей Дмитриевич Петров (1908-1974), рассказывал: «Однажды начальник штаба партизанского отряда Антон Сергеевич Безуглый ехал на автомобиле по направлению от Чёрной Грязи в сторону Лесной Цесарки (бывшей усадьбы Мартыновых Иевлево-Знаменское) проверять партизанские базы, при нём был портфель с документами. Недалеко от Лесной Цесарки из леса автомобиль неожиданно был обстрелян немецкими автоматчиками. Шофёр смог сбежать, а когда потом обследовали место нападения, Безуглого не нашли, по-видимому, он был взят в плен. Пришлось менять все явки».

Из воспоминаний дочери Безуглова Туминой (Безуглой) Аллы Антоновны: «Безуглый Антон Сергеевич родился 17 января 1915 г. на Украине, жил в г. Днепродзержинске Днепропетровской области. Во второй половине 30-х годов работал в судейских органах (или органах прокурорского надзора) в Химкинском районе Московской обл. В 1941 г., имея, видимо, бронь и «белый билет» по причине декомпрессионной болезни, полученной при водолазных работах, он добровольно пошел в Московское ополчение от Химкинского района. Провоевал недолго. «Пропал без вести», буквально защищая порог своего дома в районе Сходни Химкинского района 27 ноября 1941 г. в самые трудные и трагические дни обороны Москвы, на самом опасном участке обороны в районе Крюково – Красная Поляна. До сих пор он не числится ни в Книге памяти, ни в других документах потерь ВОВ». Фотография А.С. Безуглова, помещённая в начале статьи, была взята с сайта «Память народа».

Именно 27 ноября немцы, прорвав оборону 16-й Армии, заняли деревню Стародальняя. В тот же день боевая группа «один» 2-й танковой дивизии вермахта, двигаясь  по так называемому Екатерининскому тракту, прошла более 20 км и оказалась на тот момент на самом близком расстоянии от Москвы. Прорвавшиеся немецкие танки были остановлены около деревни Пикино подразделениями 282 стрелкового полка 18 ополченческой дивизии г. Москвы (командир полка майор И.К. Щербина). Три  немецких танка были подбиты из артиллерийских орудий, а два других отступили к Лесной Цесарке.

4 декабря 1941 года партизанские группы получили указание прорваться в тыл врага на свои базы и начать военные действия, но в связи с тем, что 5-6 декабря началось контрнаступление наших войск по всей линии фронта, это указание было отменено. Многие из участников партизанских отрядов  вскоре ушли на фронт.


Рецензии