Приговор СССР

Два факта из истории СССР как объяснение пути, по которому ныне вынуждены вести Россию бывшие кадровые офицеры КГБ.

1. Производство атомных подводных лодок.

Советский Союз отставал от США по уровню шума подлодок.

В конце 1970-х годов сотрудник Центра связи ВМС США Джон Уолкер, ключевой советский агент на Западе, передал тревожную информацию. В составе акустических сигнатур, по которым американцы опознают советские лодки, особо выделялся гул винтов. Из-за кавитации при рассечении воды грубо обработанными лопастями образуются пустоты-пузырьки, которые схлопываются и шумят.

Для снижения шума надо было точить сложные поверхности винтов очень гладко и точно, с минимальными допусками, а это требовало совершенно иного оборудования — многокоординатных металлообрабатывающих центров с автоматическим управлением. Таких СССР не делал, но их выпускали на Западе и в Японии. И, естественно, не продавали коммунистам: работал комитет КоКом (COCOM, Coordinating Committee for Multilateral Export Controls) — система экспортного контроля...

В октябре 1979 года в Москве одетые в штатское сотрудники советской фирмы «Техмашимпорт» подошли к японцу Хитори Кумага (он же Кадзуо Кумагаи), сотруднику московского филиала торговой компании «Вако Коеки». И ткнули в каталог компании «Тошиба Машин», прямиком в девятикоординатный металлообрабатывающий центр MBP-110 - 220-тонные махины высотой с трёхэтажный дом. На них можно было обрабатывать заготовки до 11 метров в диаметре...

Кроме того в сделку затащили норвежскую госкомпанию «Конгсберг Вапенфабрик» — те должны были поставлять сложные устройства NC2000 с числовым программным управлением (контроллеры для станков).

Тут можно заметить, что для «Конгсберга» это была не первая сделка, нарушающая правила КоКом: в общей сложности в 1974-86 годах прослеживается не менее девяти сделок с советскими адресатами при участии норвежской компании.

Контроллеры (CNC300 и NC2000) совместно со станками британского, западногерманского, французского, итальянского и японского производства поставлялись на предприятия минсредмаша и минсудпрома.

В пять контрактов включили: четыре центра MBP110 за 17,4 миллионов долларов (48 миллионов по нынешним ценам), ещё четыре пятикоординатных центра серии MF за 10,72 миллионов долларов, норвежские контроллеры и пять лет сервисного обслуживания, а кроме того — «ваковские» комиссионные...

Международные аферисты бодро подделали бумаги: написали, что продают на гражданское электротехническое производство в Ленинграде токарно-карусельные станки TDP 70/110 с двумя независимыми осями — а такие через сито КоКом пропускали. Норвежские контроллеры вообще обозвали «запчастями».

Технологический скачок 1980-х не остался бесследным, даже не смотря на распад СССР. Его промежуточным итогом стало создание в Россиии АПЛ проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень», не уступающих своим американским ровесникам по уровню шумов. А станки «Тошиба» и другие с контроллерами «Конгсберг» работают до сих пор.

Подробности:

2. Производство знаменитых танков Т-72.

«К началу 1977 г. 86 % оборудования не имело дублеров. К лету 1978 г., т. е. спустя пять лет после начала производства Т-72, было создано только 87 % постоянных техпроцессов, причем для них недоставало 10500 наименований оснастки.

Впрочем, бедность иногда приводила к весьма разумным решениям. Мощность цеха коробок передач была недостаточна, поставки коробок из Харькова также не решали проблемы. И тогда в 1977 г. начали ремонтировать отработавшие свой срок коробки для создания запасных комплектов...

На УВЗ постепенно прибывало новейшее высокопроизводительное оборудование. В 1978 г. завод получил японские обрабатывающие центры и германские одношпиндельные автоматы ТД-16 и ТД-20, был сдан малярный конвейер цеха обработки танковых башен. В начале 1980-х гг. Уралвагонзаводу было выделено оборудование фирм „Мах Muller“, „Mitsubishi“, „Berrardi“.

Особенно удачным оказался февраль 1982 г.: предприятие получило 16 токарных автоматов из Чехословакии, 3 токарных станка фирмы „Мах Мullег“(ФРГ), 5 обрабатывающих центров фирмы „Mitsubishi“ и 4 швейцарского производства, а также большое количество отечественной техники.

Всего в течение 1982 г. было получено 251 ед. нового оборудования, внедрено в производство 10 робототехнических комплексов, изготовлено 5636 наименований технологической оснастки и инструментов».

Книга «Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72».

Как-то плохо все это вяжется с усиленно культивирующемся в нашей стране тезисом о передовых рубежах отечественного танкостроения. Ничего себе «передовые» рубежи! Получается, что освоить полноценное производство современного основного танка в 1970-1980-х годах Уралвагонзавод смог благодаря получению оборудования из стран «проклятого капиталистического окружения», для борьбы с которым этот танк и создавался.

Михаил Барятинский, "Т-72. Уральская броня против НАТО."

https://www.litmir.me/br/?b=544730&p=10#section_6

По сути, это ПРИГОВОР советскому социализму, советской экономике и самому СССР.


Рецензии