Встанем, друзья, против зла. 8. Про кап и сувель

    Когда мы обедали в столовой Государственной Думы, Валентина Ивановна с большим любопытством рассматривала узоры моей ажурной летней вязаной кофточки. Затем она перевела взгляд своих серо-голубых глаз на мои бусы, полюбовалась ими некоторое время и с улыбкой спросила:
  - Интересно узнать, в каком магазине Вам удалось купить такую красоту? Мне бы тоже хотелось приобрести что-то подобное на лето. Узор на кофте просто бесподобный. А из какого камня сделаны бусы? Походят на белый и розовый мрамор.

   - Эту блузку, Валентина Ивановна, я связала себе сама, когда работала в НХП. А бусы из свили для меня сделал в той же организации мой зять Виктор, муж моей младшей сестры Томы.

    Моя собеседница удивлённо переспросила у меня тут же:
   - Что такое НХП? И что за материал СВИЛЬ, из которого сделаны бусы? Впервые слышу такие названия.

    - У нас в городе Кызыле до 1990 года существовала организация « Народно-художественные промыслы». Все, кто умел вышивать, вязать, расшивать бисером вещи, писать картины, резать по дереву, по кости, изготовлять сувенира из капа, сувели, бересты, полудрагоценных металлов, делать коврики из войлока или кожи, устраивались туда на работу. Организация договаривалась с магазинами на реализацию сделанных поделок. За проданную вещь половину суммы служащие НХП оставляли себе, а половину получали работники. Я каждое лето обычно там подрабатывала.

    -  Я, конечно, слышала про поделки из капа и видела их, а про сувель слышу впервые. Какая между ними разница? Между прочим, у нас сейчас в Думе как раз проходит выставка работ из капа.

    - Поскольку мой зять Виктор делал уникальные сувениры из капа и сувели, то он с увлечением рассказывал нам дома о том, как их добывают в лесу, и чем они отличаются друг от друга.

    - Галина Ивановна, не томите, поясните мне скорее об этом.
    -  Кап или капокорень, в народе называют «Ведьмин веник». Это шарообразный или каплевидный нарост внутри ствола или корня. Он считается доброкачественным образованием дерева. На внешней его стороне много спящих почек, то есть шишочек, шипов и бугорков, из которых растут мелкие побеги и листья. Иногда такой нарост бывает просто гигантских размеров.

     - А сувель ?
     - Сувель  в народе называют еще «древесной костью» или свилем, так как этот скрученный и сплетённый комок-нарост чаще всего вырастает у больного раком дерева на стволе или ветках. Он образуется не из спящих почек, как кап, а  благодаря сложному переплетению годовых колец, изогнутых в разные стороны.

     -  А, на каких деревьях они растут и когда их добывают?:
     -  Виктор объяснял нам, что они появляются на деревьях лиственных пород: на дубе, липе, клёне, ольхе, тополе, орехе, берёзе. Больное дерево встречается не чаще, чем на 3-5 тысяч здоровых деревьев. Срезают наросты в сентябре- октябре, когда приостанавливается сокодвижение у деревьев. Лучше всего их срезать бензопилой, чтобы не навредить дереву. Чтобы дерево не погибло, срез необходимо замазать садовым варом, глиной или масляной краской. У тех, кто эти наросты добывает, даже сложились свои интересные пословицы: «Наросты не булавки, их можно найти в лесу», « Не далеко ушёл, да кап нашёл», « Голыми руками кап не добыть»

    -  А  другие различия есть еще у них?
    - Они отличаются по плотности древесины, по цвету, по фактуре, по рисунку.
У капа плотность выше, поэтому он более сложен для обработки мелких поделок. Но из-за красоты древесины, тёплого светло-коричневого или почти тёмного цвета и неповторимого, разнообразного рисунка, кап более востребован художниками, скульпторами и краснодеревщиками, а также в декоративно- прикладном искусстве.

   - Зато, поделки из свили своим белым, перламутровым, розоватым или зеленоватым переливающимся цветом напоминают поделки из мрамора. И обрабатывать их гораздо проще.- Я закончила объяснение и попросила Валентину Ивановну сводить меня на выставку поделок из капа.

     Мы перешли в следующий зал, где были размещены поделки из капа чеченского скульптора Илеса Рахидовича Татаева. Для меня, проживающей в далёкой Туве, культура Чечни была знакома в основном по танцу "Лезгинка», по отделке холодного оружия, по строительству многовековых башен, которые я видела в журналах и фильмах.
 
     Валентина Ивановна пояснила мне, что раньше: «Татаев был известен, как кинорежиссёр, постановщик десятков игровых и документальных кинофильмов. Этот уникальный человек своими поделками из капа создал целое направление в изобразительном искусстве, не имеющее аналогов в мире».

    Я была одновременно поражена и восхищена огромными размерами его скульптур, титаническим мастерством их отделки, полётом фантазийного замысла художника. В его работах слились воедино символы, аллегории, иносказания и мифы.Хотелось восторгаться и изумляться, не отрывая взгляда, от его « Планеты Земля»,
« Материнство», « Парад Планет», « Дама с собачкой» и другими.

     На стене перед его работами были написаны слова, поразившие меня прямо в сердце: «Самый гениальный художник - Её Величество Природа. Я благодарен ей за то, что она позволила мне заглянуть в свои сокровенные тайны».

     Как жаль, что глаза не всех людей видят это совершенство природы.  Для некоторых лес служит только объектом собственного обогащения.

    Напротив, на стенах помещения были развешаны полотна Панасенко Сергея Петровича, русского художника-славяниста,работающего в историческом плане. На его картинах передо мной предстали: дохристианская Русь, древние традиции, магия, сказочные персонажи.

    Особенно привлекли моё внимание, такие полотна, как: « Горе», « Русалка»,
« Преображение», « Красота Камня», «Святогор – богатырь».

   Как же мне повезло в тот день побывать на выставке скульптур и полотен таких двух замечательных мастеров искусства, прославлявших в своих произведениях красоту, щедрость и мудрость родной природы.

 Продолжение следует:http://proza.ru/2022/01/21/460




 


Рецензии
сколько я узнаю, читая у Вас, Галина!!! Спасибо!!!

с теплмо и восторгом,

добра, радости и счастья,

Ренсинк Татьяна   22.06.2022 10:56     Заявить о нарушении
Мне очень приятно осознавать, Татьяна, что эта глава явилась для Вас такой познавательно-интересной. Я сама, когда подрабатывала в НХП, узнала столько нового и полезного для себя тогда. Природа наша великолепна, восхитительна, необычайно притягательна для творческих людей. Сейчас я пишу акварелью небольшие картины цветов, пейзажных мест и учу этому моих внуков.
С благодарностью. Галина.

Галина Гостева   23.06.2022 18:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.