1973 На госэкзамене. Оригинальные шпоры

(1973) На госэкзамене по военной подготовке. Оригинальные шпоры

В свое время (по крайней мере в начале 70-х) существовала практика сдачи государственных экзаменов по военной подготовке студентов. Экзамен состоял из двух частей. Первая часть предполагала демонстрацию студентами навыков строевой подготовки и командирского голоса. Ну, с этим у меня проблем не было, поскольку я был сыном военного. Рядом со школой был плац, на котором сержанты и офицеры муштровали солдат. Это было знакомо. А голос был поставлен, поскольку к моменту сдачи госэкзамена я уже успел несколько лет пропеть первым басом в известном мужском хоре МИФИ. Поэтому эта часть экзамена была сдана на отлично.

Оставалось сдать вторую часть. Это было не так просто, потому что предполагалось наличие знаний по вооружению и личному и численному составу армий наших вероятных противников ; армий западных стран. Разных стран-противников и их армий было немало. Каждая со своей историей, со своими вооружениями и разными тактико-техническими характеристиками, структурой, воинскими званиями и т.п. В общем, было много дат и цифр, которые нужно было запомнить и по-военному четко отбарабанить на экзамене (чтобы потом, конечно, их забыть).

Запоминать даты и цифры было тяжело и муторно, хотя это и было хорошей тренировкой памяти студента. Но уж очень не хотелось это делать. Поэтому вопрос подготовки к экзамену шпор для меня, как и для многих других студентов мужского пола, был весьма актуален. Кто-то из моих однокашников пошел по стандартному пути – стали готовить к экзамену длинные бумажные (но малогабаритные!) ленты… Мне же пришла в голову другая идея. Возможно, оригинальная.

В те времена уже появились наборы разноцветных пластмассовых шариковых ручек. А я, как раз, имел такой набор в виде многогранных цилиндров (кстати, в свое время купленных за границей). Иголка, конечно, тоже нашлась. Филигранная работа по нацарапыванию на гранях нужной цифири тактико-технических характеристик) потребовала, наверное, не менее дня (с перерывами на замену иголок и подбор цвета очередной ручки.  Небольшой эксперимент с процарапанными ручками подтвердил тот факт, что в зависимости от положения ручки в руке цифирь на грани либо видна, либо совсем незаметна.

Значит, нужно:
; запомнить, какой армии цвет ручки соответствует. Например, синий – армии США и т.д.
; уметь аккуратно доставать нужную ручку из заводского футляра в собственном кармане рубашки, в котором был полный набор шпаргалок.
- делать это на виду у Государственной (!) экзаменационной комиссии во главе с зав. военной кафедрой, в те времена полковником. Хотя у нас в институте были и генералы зав.кафы;
; невозмутимо заполнить, правильно расположив шариковую ручку в правой руке, экзаменационный лист, которым было можно и нужно пользоваться при ответе на вопросы доставшегося экзаменационного билета.

В итоге вторая часть госэкзамена тоже была сдана на отлично! Наш преподаватель, майор, остался своим студентом доволен. Впрочем, как и вся Госкомиссия. Теперь оставалось лишь ждать окончания обучения в вузе и получения военного билета, в котором появилась запись о присвоении мне звания лейтенанта запаса.

Такие же звания получили и мои однокашники. Оценка за госэкзамен, естественно, особого значения не имела. А один из моих однокашников, в итоге, через несколько лет из лейтенанта превратился в настоящего полковника!


Рецензии
Как говаривал наш школьный учитель истории Семён Захарович Маркман, "Что, трудно запомнить, что ли?" ))
Никогда не пользовалась шпаргалками - легче запомнить!
Лучшая шпаргалка - это собственная голова.))

С самыми добрыми пожеланиями

Светлана Данилина   12.10.2022 12:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.