Редкий снимок

       На конкурс Даилды Летодиани "Редкий снимок" http://proza.ru/2022/01/03/520


       Так сложилось, что первые фотографии в нашем семействе появились только в 1947 году, когда баба Таня подарила своему сыну (моему папе) немецкий трофейный фотоаппарат. До этого года мои пращуры по маминой линии фотосалоны обходили десятой дорогой, так как фотография на память – это деньги, в коих мамина ветвь постоянно испытывала недостаток и тратить на «баловство» не собиралась. В папиной линии достаток был выше, но тут уж сама баба Таня и папин отчим не придавали особого значения так называемой «памяти рода».
       Но с того момента, как папа стал счастливым обладателем фотоаппарата, коллекция снимков стала пополняться с невообразимой скоростью.
       К концу 80-х годов, папины «богачества» занимали 2 шкафа и сундук, и навряд ли бы среди тысяч фотографий я смогла бы выбрать особо редкую. В этом году можно было бы отметить 75-летие с момента создания семейного архива, но к столь знаменательной дате от былой фотороскоши уцелело весьма скромное количество снимков (бА-А-Альшое спасибо 90-м!) и ни одной фотопленки. Что усложняет выбор – какая же из сохранившихся фотографий самая-самая? Практически с каждой связана какая-либо история.

       А может быть, повести рассказ об утраченных?

       ***
       Как-то раз, помогая папе подбирать для фотомонтажа снимки конца 40-х – начала 50-х годов, в одной из папок я обнаружила фотографию, от которой долго не могла отвести взгляд. Потому что на снимке была запечатлена… я! Надпись на обороте лаконично сообщала: «Парк Победы. 1949 г.» и более ничего. Кого же папа запечатлел? Свою мечту?
       Невероятную ошибку - папа сфотографировал меня, а потом случайно сунул фотографию в старую папку - смело исключаю. Во-первых, папа был настолько организованным, что такой ляп допустить не мог. Во-вторых, даже если раздавались реплики типа: "Ну, а вдруг? И на Солнце пятна бывают" - у меня не было такого наряда.
       Я где-то уже упоминала, что меня не удивляют двойники, разнесенные в пространстве или времени, конечно же, я спросила у папы, кто эта девушка, один-в-один похожая на меня (или я на нее)? Оказалось, папа сам не знает, и смотрел на эту фотографию так, будто бы видел впервые. Мне бы вернуть эту девушку в ту папку, из которой ее извлекли или, на крайний случай, если так уж чесалось показывать ее каждому встречному-поперечному, проявить больше бдительности, но, увы… Через год или два фотография пропала. Скорей всего, я заложила ее в учебник или в тетрадь с лекциями, и, поскольку никогда не отказывала тем, кто просил попользоваться, то кто-то заныкал ее для себя. Зачем? С какой целью? Нет ответа.
       С годами я все чаще и чаще вспоминаю об утрате. Очень ругаю себя за разгильдяйство. Хотелось бы время от времени смотреть на близняшку... Потому, что та девушка излучала оптимизм, которого мне сейчас так не хватает...

       ***
       Школьные годы. В Столице республики в аэропорту случилась накладка, и в нашем городке приземлился борт с космонавтами Комаровым и Беляевым. В школьном музее космонавтики несколько лет висели фотографии, на которых школьники беседуют с почетными гостями. Среди толпы учеников почти все лица знакомы А меня на снимках нет. Я тогда училась во вторую смену, и когда пришла в школу, то космонавтов уже не застала, они уехали знакомиться с городком и в нашу школу больше не заезжали.

       ***
       А может, стоило бы рассказать о фотосессии (хотя в те годы непрофессионалы это слово только в журнале «Советское фото» могли встретить)…
       В начале сентября я – спортсменка, комсомолка, уже не студентка, а молодой специалист – приступила к трудовой деятельности. А уже в октябре послали меня на 2-месячные курсы повышения квалификации. Подружилась я на этих курсах с красивым парнем (не вру, действительно Равкат был очень красивый). Не только на обед вместе ходили, но и после занятий подолгу в ближайшем парке гуляли.
       Сидим как-то раз мы на скамеечке, вокруг буйство желтых оттенков - увядающие листья и вверху над головами, и внизу под ногами. Брюнет Равкат в темном плаще, вместо головного убора – роскошные волосы, которые никакой ветер не может взлохматить, они у Равката всегда лежали так, будто над головой поколдовал победитель куаферских конкурсов. Я в красно-оранжевом пальто, а на плечах – драпировка из павлопосадского платка. Фотограф-профессионал остановил на нас свой взгляд, обратился с просьбой попозировать. Мы быстро согласились (не стану уточнять, кто был главным соглашателем).
       И пошло… На нескольких снимках мы влюбленно глядим друг на друга; еще на нескольких я, нахмурившись, отворачиваюсь от Равката, а он смотрит на мой затылок; еще на нескольких уже Равкат отвернулся, я взглядом призываю его к примирению; мы стоим на аллейке и Равкат протягивает мне букет кленовых листьев; Равкат сидит на скамейке, а я стою за скамейкой и ладонями закрываю ему глаза… Сюжетов на ходу придумали с избытком.
       Главное, фотограф не обманул, в назначенный день пришел на встречу и протянул нам по конверту с десятком фотографий в каждом. В тот момент, увлеченная разглядыванием снимков, я не догадалась поинтересоваться стоимостью этой красоты. Был ли это дар фотографа или Равкат втайне от меня оплатил оба комплекта фотографий – мне неведомо. Когда я спохватилась и завела речь о «презренном металле», то Равкат отделался фразой, чтобы я не парилась.
       В то время я жила в общежитии, поэтому для сохранности фотографии отвезла домой. Оказалось, зря. Мама сочла, что такой красотой надо делиться (ага, похвастаться перед многочисленными родичами, глядите, какой красавицей Аглая выросла, аж «восточный принц» перед ней голову склонил), и при переписке щедро вкладывала эти фото в отправляемые письма.
       Утрата оказалась невосполнимой, так как я не оставила себе контактов фотографа и уже успела потерять связь с Равкатом (симпатия была, да в нечто бОльшее не переросла)


       А еще… Нет уж, буду выбирать из уцелевших!

       Вот меня в возрасте одной недели мама выносит из роддома. Рядом на велосипеде крутится 3-летний брат. Это снимок можно считать редким? Особенно если присовокупить историю о том, как добрый братик готов был уступить мне свой велосипед?

       Или… День рождения, десяток радостных детишек с улыбками замерли в ожидании «птички» (хотя знают, что никаких «птичек» нет). Половина тогдашней детворы уже покинула наш мир. Это достойный повод, чтобы считать снимок редким?

       Детские фотографии… Не только мои, но и брата, сестрички, деток, племянников… Какие чудесные мордашки… Редкие фото? Особенно если учесть, что связь кое с кем утрачена и навряд ли восстановится.

       Папа в какой-то период увлекся комбинированной съемкой. В домашних условиях дело очень сложное, иной раз для получения всего одного качественного снимка уходила целая пленка, поэтому сделано было не так-то уж много фотографий. Однако, пара-тройка (пусть не самых удачных) все-таки сохранилась. То самое или же все-таки не совсем то?

       Пренебрегая техникой безопасности, я стою на металлоконструкции, подо мной – 50 метров пустоты. Да, снимок редкий, мой «подвиг» никто не повторил. Но этот кадр я уже использовала.

       Фотографии с мест, куда мне не суждено вернуться – Кавказ, Белогорье, Прибалтика, Алтай... Редкость? Для меня, но не для других, кому эти места доступны.

       Огромные букеты огромных горных тюльпанов… Мои дети и внуки таких вживую не видели. Это достаточное основание для причисления к редкостям?

       О, вот воистину редкое фото – мое лицо крупным планом в состоянии подпития! Но его я никому показывать не собираюсь. Непонятно даже зачем храню?

       Кажется, конец сомненьям и терзаньям! Всем известно, что алабаи – грозные и свирепые создания, готовы загрызть каждого, кто на них косо посмотрит. А мне довелось на несколько часов подружиться с самыми настоящими алабаями, с теми, кто несет вахту по охране овечьих стад и является грозой для волков.
       Эти барбосы сами ко мне подошли, демонстрируя мирные намерения. Кстати, своим доверием одарили только меня, на папу и брата начинали слегка порыкивать, чуть-чуть приподнимая губу, так, чтобы клыки не столько были видны, сколько угадывались, стоило тем перешагнуть некую невидимую границу. Которая, тем не менее, не помешала папе сделать несколько снимков. Барбосы развернулись и ушли к своим отарам лишь после того, когда я загрузилась в машину.


Рецензии
Замечательно, когда есть маленький архив, чтобы покараться в прошлом.

Дмитрий Медведев 5   18.01.2022 06:48     Заявить о нарушении
Кто бы знал, как хочется, чтобы он был немного пообъёмней, чтобы сохранились в нем самые лучшие фотографии. Почему-то в первую очередь исчезают наиболее удачные снимки. И ладно, если бы действовал принцип "с глаз долой - из сердца вое!" Нет же, с глаз долой, а в сердце сожаление.

Аглая Анхори   18.01.2022 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.