Иван Лапин - пимокАт!!!

           Валенки из овечьей шерсти,-
и тепло зимой, и легко носятся, и лЕчат ноги !!!!!

   Иван занялся бизнесом по мОлодости.- прогорел.
Искал что для душИ,- нашлось само-собой,- делать валенки !!
   
Начал с 2-х овец,- вскоре разраслось стАдушко до 300-т !!
Приобщил родню, селян, знакомых,- рабОтников увеличилось !!

Пимокат – валяльщик пимов.
Фабрики валяной обуви давно уже механизировали труд валяной обуви,
валенок то есть, и унт, но, как народный промысел
это сохраняется в Сибири и на Дальнем Востоке,
пимы - валенки, пимокат тот, кто катает эти валенки.
Пимокат - это валяльщик (изготовитель) пимов.

 \\\\ Кто такие пимокаты и откуда они взялись на Алтае ////

Во второй половине XIX века на Алтае появилось пимокАтное дело.
Проще говоря, на севере Руси-России стали делать валяную обувь — пимы,
после утверждения у русских северян и поморов шитейной обуви,- унт(ы)
от оленевОдов из шкур оленей, собак, волков, лис и песцОв.
Но вскоре утвердились унты из шкур оленей и северных собак.
Попробовали помОры шить из овечьей шерсти, нашли свой способ
в бАнях с катАнием на разных видах досок,- с дорОжками и борОздками,
так и пошлО дело у многих старых умЕльцах !!

 Об этом теплом и очень нужном в Сибири ремесле можно говорить
часами и днями по родАм, краям, сёлам и даже некоторым семьям !!

На Алтае пимами называли валенки, их валяли из шерсти,
      или «катали», отсюда и такое название.

Пимокатное дело пришло на Алтай в 60-е годы XIX века.
Главную роль в этом сыграли крестьяне-переселенцы.
Они принесли с собой необходимые умения и навыки,
и распространили свой промысел в разных регионах Алтая !
Пробы шиться с северными оленевОдами также обогатили
вАленковый прОмысл, катАтельные приёмы и валЯтельные умения !

Историки пишут о том, что пимокаты работали как в степных,
так и лесных районах Алтая. Один из главных центров
пимокатного промысла — Тогульский район.

                Как катали - ваяли пимы ?

           Сезон катания начинался осенью
       и продолжался до начала посевных работ,
 так как шерсть осенней стрижки хорошо скатывается,
но и от весЕнней стрижки не откАзываются из-за пЫшности
   и оздоровИтельной полезности для болящих ногами !

Шерсть, снятая с овцы, делилась по своему качеству и назначению.
         Овец стригли два раза в год — весной и осенью.
           Весенняя шерсть шла на варежки, носки.
     Осеннюю же использовали для изготовления пимов.

     На протяжении XX века процесс изготовления пимов
постепенно менялся,Но при этом всегда включал ручной труд.

Чтобы скатать пимы, шерсть тщательно подготавливали:
перед началом работы шерсть сортировали; освобождали
от сора, мыли, сушили, чесали; пушили на «теребахе»,-
         машине для чесания шерсти;
    затем выкладывали полотно для будущего валенка.

Шерсть делили на две равные части и закладывали в заготовку,
           придавая изделию форму огромного чулка,
               доводили до нужного размера,
   относили в баню и опускали в котел с горячей водой;
затем выкладывали шерстяную заготовку на рабочий стол
и насаживали на колодку, которая состояла из трех клиньев;
 первый вставляли к пятке, второй к носку,
а третий — в середину валенка, а затем сушили в русской печи.

Иван Лапин — известный далеко за пределами Новосибирска пимокат.
    Он родился и вырос в Академгородке и долгое время успешно
занимался торговлей, но 12 лет назад его бизнес зашел в тупик.

У мужчины скопились многомиллионные долги, поэтому ему пришлось
              торговать на рынке фабричными валенками.

   Музей истории сибирского валяния «Дом пимоката»
         открылся в ноябре на улице Иртышской.
Небольшое одноэтажное здание в районе Нижней Ельцовки
стоИт почти у края дороги, и его трудно не заметить.
           Пока внутри всё несколько сумбурно.
 Еще 40–50 лет назад в Сибири поголовно от инсультов не умирали.
Носили валенки, натуральные варежки, носки, платки пуховые.

     А сейчас в Сибири главное,-  нефть и газ !
ЗдОрово,- но без валенок на гос-Рос-Сибирь-Даль-Восток уровне,-
            пока не очень-то и здорОво..

За 13 лет Иван Лапин проделал путь от первых проб своих сил
          в катании валенок до создания дела,
        объединяющего около 600 ремесленников !!

В нулевые Иван Лапин занимался бизнесом, когда дело прогорело,
захотелось чего-то настоящего. Три года он скитался по деревням,
         жил и учился ремеслу у мастеров, помогал им.

    Но когда стало получаться, появились свои цели.
На всех дверях и брёвнах баниЮ забора, и житЕйского дОма
   иван вырезал девИзы к цЕли и тягу к силе вОли !!

 Хозяйство Ивана Лапина начиналось с двух овец.
        Когда поголовье выросло до трехсот,
то пришлось перевозить стадо в соседний регион.

 Первых доходов от ремесла не хватало даже на оплату жилья.
   Иван Лапин мечтает, чтобы это ремесло возродилось
во всех уголках Сибири и везде были свои пимокаты и валенки.

Поэтому самые теплые валенки — сибирские, утверждает Лапин.
На одну пару в среднем около трех килограммов шерсти уходит,
   но, бывает, и больше. Поэтому, чтобы шерсть проверить,
         пимокаты говорят — "надо покатать".

Здесь ведь надо учитывать, что шерсть неоднородная приходит,
  качество зависит от того, где овцы ходили, в каком районе,
         в какую погоду: сухо было или дождливо.

   Вот уже 8 лет Лапин не только валенки катает,
     но и войлочные тапочки, да и с рисУнками,
а их в Сибири один только старый пимокат умел делать —
       успел у него секреты мастерства перенять.

Иван три года учился, с котомочкой ездил, сухарики,
лапша в пакетиках — вся еда. В центре реабилитации
  незрячих в Бийске у мастеров секреты перенимал !!

Иван Лапин перенял секреты мастерства у незрячего пимоката
       и теперь изготавливает самую теплую зимнюю обувь.
 Понял, что надо бросать торговлю и ехать искать самокатные…
Ездил Иван по всей Сибири искать настоящую войлочную обувь,
но вскоре понял: не найти самокатные валенки для перепродажи.
 Да и как определить их стоимость? Занятие ведь трудоемкое,
      а потому и стоимость определяет сам мастер !!

      Источник: Валенки как основной вид зимней обуви
в сибирской деревне конца XIX-XX века // Народный костюм в Сибири.


Рецензии