Горные цветы

- Маленькая бабушка, иди, иди ко мне!
Внучка зовет. Она крепкая и прыгучая, всегда подскакивает, как на пружинке, и удержаться не может. Её брат – пухлощекий и спокойный. В породу отца пошли, крупненькие. А мы с дочерью для них  - Маленькая мама и Маленькая бабушка.
 - Маленькая бабушка, расскажи нам сказку!
 - Про что же рассказать вам сказку? – спрашиваю я. – Про лисичку? Про зайчика?
 - Маленькая бабушка, мы уже большие! Расскажи страшную сказку.
 - Страшную? А мама разрешит?
 - А мы не спросим! Расскажи про…
 - Про сказочное королевство, - говорит ее братишка.
 - Ну хорошо. Жили-были…
Внук смотрит на свои толстенькие пальчики. Внучка – вся внимание.
 - Жили-были на свете сказочные люди. Жили они в сказочных домиках и растили сказочные сады.
 - Не страшно! – кричит внучка.
 - Подожди, не сразу страшное. Так вот, сады были не простые. В них росли горные цветы. И были эти сады красивые-красивые и разные-разные. Потому что росли они не от воды и солнца, а от доброты, от нежности, от фантазии – от всего хорошего, что есть в человеке. Жители королевства были хорошими людьми, и цвели эти горные цветы…
 - А почему они назывались горными? – спрашивает малыш.
 - Всё узнаешь в свое время. Да, это были не простые цветы, не было у них стеблей или листьев. И цветом они различались. Желает человек другому добра – загорается в его саду синий цветок, посочувствует кому – прорастут по синему золотые нити. Самые дивные соцветия получались у домов, где жили дети.
 - Потому что мы выдумщики, да, Маленькая бабушка? – прыгает на кроватке внучка.
 - Конечно!
 - Маленькая бабушка, а когда будет страшно?
 - Ну хорошо. Сейчас будет. Пришел в королевство однажды путник. Прорубил гору и оттуда пришел. Дивился, цветы руками трогал. Удивлялся, что никто не рвет эти цветы, не хватает и не бежит продавать, поскольку у них там, в его царстве-государстве, такие цветы называются камнями…
 - Как это цветы могут зваться камнями? – удивился мальчик.
 - Не простыми камнями, а драгоценными. Драгоценные камни – вот как они звали такие цветы. Встречались они у них в горах, но редко, и нашедшие продавали богачам их за большие деньги. Путник попросил разрешения унести с собой несколько цветов. Люди аккуратно вынули несколько самых красивых из их соцветий и отдали ему: пусть любуется!
 - Дальше, дальше! – кричит девочка. А я и не заметила, что молчу.
 - Дальше? Через неделю пришел путник вновь, уже с друзьями. Те тоже спросили разрешения взять на память наших цветов. Жители  удивились, но позволили. А те достали мешки и набрали под завязку каждый. И унесли.
 - Надо было дырку в горе завалить камнями. Настоящими, - говорит внук недовольно.  – Чтоб не приходили.
 - Надо было, - киваю я.  – Но жители были добрые и мирные. Они не знали, что люди бывают нехорошими. Еще через неделю пришли новые чужестранцы. С подводами… Они ломали вековые стены, что сплелись из соцветий, вынули все цветы до единого. Когда жители воспротивились – в их в грудь направились копья. Но люди были смелыми, пришельцы это быстро поняли – и направили копья в грудь их детей.
 - Мне страшно, -шепнула внучка.
 - Ты сама просила, - нахмурился внук.
 - Самые дорогие «камни», как говорили пришельцы, были в саду одной девочки, которая с рождения не умела ходить и сидела в креслице. «Убирайтесь!» - крикнула им девочка. Один пришелец захохотал и поднес копье к самым ее глазам. Она не отшатнулась, не закричала. И он ушел. А потом, когда девочка отняла руки от поручней креслица, - на дереве остались мокрые следы ладошек..
 - Я когда боюсь – у меня тоже ладони потеют, - сообщил внук. – Но я тоже смелый, как эта девочка!
 - Мне страшно… но я сама просила, - кивнула внучка. – Маленькая бабушка, расскажи, что было дальше!
 - Пришельцев теперь в королевстве было хоть отбавляй. Прямо рядом с той горой, откуда они вышли, чужаки поставили столы и продавали наши цветы. Детвора всегда детвора, и ей смешно было слышать «почем?» про красоту, которая даром росла на их земле. Но смех прекращался в собственных дворах, где уже стояли вооруженные сторожа: следили, чтобы мы не прятали «драгоценные камни». Мы и не прятали: зачем? Но серо, сиротливо стало вокруг. И все меньше и меньше цвело наших цветов, ведь страх убивает мечты, фантазии, надежды. Чужаки срывали цветы, заворачивали в мешки, скручивали, перевязывали веревками…
 - Веревками сказку скрутить. Дураки, - пробасил мальчик.
 - Нельзя говорить «дурак», - толкнула его сестренка.
 - Про врагов можно. Маленькая бабушка, дальше!
 - И когда цветов стало совсем мало, чужаки собрали нас и пригрозили: если завтра же не будет новых «камней» в достаточном количестве – у сказочных жителей отберут их детей. На ночь заперли всех в самом большом доме и приставили стражу.
Я потерла глаза.
 - Маленькая бабушка, папа говорит – тебе нужны новые очки, чтобы глазки не болели, - сказала внучка.  – Он их тебе привезет и ты их наденешь, да?
 - Конечно, дорогая моя, конечно.
 - А дальше сказку?
 - В эту ночь взрослые жители поняли, что они могут сделать. Они обняли своих детей и рассказали им, как они их любят. И из того доброго, что услышали дети, от крыши дома вверх выстроился мост из цветов. Он шел вверх до самых небес, тянулся над землей, а заканчивался где-то там, за горами. Он был длинный – длинный, но тонкий, и по нему прошли бы только дети. Старшие взяли на руки младших и двинулись босиком, ничего не взяв, по синим, красным, прозрачным цветам…
 - Почему не взяв…а воды хотя бы? – ахнула внучка.
 - Тебе же сказали: мост тонкий, сломается, - фыркнул мальчик.
 - А когда они уходили – родители плакали, и цветы один за другим исчезали. Такого никогда не было в их истории – но и горя такого не было никогда. Все дети дошли до конца моста – и каждый больше не нужный «камень» пропал. Там, где с детей сказочного народа  начнется новое сказочное королевство, вновь зацветут горные цветы. Пришельцы никогда не поймут, что сказка  живет сама – там, где добрые люди.
 - Мама? – послышался настороженный голос от двери.
Дочка. Маленькая моя радость. Ну и что, что сама уже мама. Для меня она – маленькая.
 - Маленькая мама, а мы тут попросили страшную сказку! Рассказывай, рассказывай дальше. Ведь взрослые сказочные люди, конечно же, победили врагов и нашли своих детей, правда-правда? – спрашивает внучка.
Моя дочь смотрит на меня испуганно. И я говорю:
 - Конечно же, это правда.
 - Но тогда совсем и не страшно, - разочарованно тянет внучка.
 - У сказки должен быть счастливый конец, - произносит внук.  – А как же девочка, которая не могла ходить?
 - Девочка в эту ночь смогла впервые встать на свои слабые ножки. Ей велели идти впереди всех, чтобы уж точно не отстать.
 - Чудо! – хлопает в ладоши внучка.
 - Это ж сказка, в сказка всегда чудеса. А я спать хочу, - говорит внук.
 - Спите, маленькие, спите, - шепчет моя дочь. – Мама, идем со мной!
Я поднимаюсь с кресла. На деревянных ручках, за которые я держалась, остаются влажные следы моих ладоней.
Мы с дочерью спускаемся в подвал. На стене расцвели новые горные цветы – большие, маленькие, самой разной формы. Большинство дочкиных тут зовутся сапфирами, а выдумки малышей прорастают лазуритами, опалами, изумрудами.
 - Рубины и алмазы – твои, мама, - улыбается дочь.  – Больше всего ценятся людьми. Муж вчера продал два из них: дела идут неважно, но ты не волнуйся, это временно… Я знаю, как тебе больно думать, что он тоже может оказаться из тех, кто связывает сказку веревками.  Он не такой и таким не будет, мама. Он даже сам собирается рассказать нашим детям…
 - Чего ты мне не договариваешь, дочка? – я беру ее за руки и смотрю в глаза.
 - Мама… Деньги нужны на новую экспедицию. Он уверен, что на этот раз сможет найти твою родину и… и твоих родителей. Слишком уж неестественное расположение месторождений обнаружили его работники, и это может быть только…
 - Нет никаких месторождений, - улыбаюсь дочери я. – Добро людей этого мира тоже прорастает горными цветами. Просто далеко от их домов.
 - А почему? Хотя, похоже, я знаю ответ.
Она обнимает меня. Я вытираю глаза. Думаю о своих маме и папе, которые стояли у пустого детского креслица и смотрели вверх, на разноцветный мост.
Скоро, совсем скоро вернется из своих странствий неугомонный мечтатель – мой зять.
И привезет мне новые очки.


Рецензии