Жила-была Лена. Глава XII

Глава ХII. Новая школа.

           В новой школе новенькими были все, так как она была экспериментальной и в нее набирались ученики старших классов. Было шесть десятых выпускных классов и пять девятых. В школе собрался  очень сильный педагогический коллектив. 
Многие ребята были знакомы между собой:  кто-то перешел из восьмилетней школы с подружкой, кто-то с товарищем. У троих одноклассников в этой школе уже учились старшие сестры. И они все были из одного города. Классическими новичками были Нина Батурина, Света Свечникова и она, Лена.

            Классная руководительница Мария Зиновьевна на первом классном часе, знакомясь со своими подопечными, просила учеников называть свои имена, уточнять из какой школы они перешли. Там были и подробности анкетного характера: когда и где родился? В этом смысле у Лены была уже богатейшая биография. Мама была медицинской сестрой, и они с тетушкой Надей в годы Великой Отечественной войны  служили в одном и том же военном госпитале.  После продвижения наших войск на Запад,  их госпиталь дислоцировали в прибалтийском Шяуляе. Туда же с тяжелым ранением поступил молодой сибиряк, Павел. Выходили, поставили на ноги, на которых он и появился перед Анечкой, предлагая ей руку, сердце и заботу о ней на всю долгую совместную жизнь.

          Говорят, от любви рождаются красивые дети. Была ли красивой Лена? Скорее обычной, но красавицей в школьные годы чувствовала себя всегда. Это чувство укрепляла в ней безоговорочная родительская любовь. Любовь как знамя, как штандарт, как хоругви нельзя ронять! Она выше земного, она ближе к небу! От нее сила!

          Стереотипы живучи в обществе. Так вот откуда у девочки такой необычный цвет волос, она из Прибалтики. Пришлось тетушке каждый месяц выдавать племяннице два рубля с полтиной на парикмахерскую. Немецкий препарат «Блондоран» купить в магазине было невозможно, перекись водорода вконец сожгла бы  голову. А ходить с прической, на которой половина волос блондинистая, а вторая русая -  не комильфо. Приходилось поддерживать репутацию природной блондинки.

          Учиться было интересно. Каждый учитель - личность! Русский язык и литературу преподавала аспирантка Киевского университета Марианна Васильевна. Тут собрано все: высокий интеллект, внешность, интеллигентность,  и подача материала - все в пример и подражание ученикам в их последующей взрослой жизни.  Марианна обязательно позовет душу «в даль светлую», рассказывая о творчестве Шекспира, читая его сонеты в переводе Самуила Маршака.               
Ленка декламирует на уроке стихи Александра Блока  «Сольвейг» с хорошим чувством стиха, ритма, от того, что ей знакомы эти чувства: -  Голос твой — он звончей песен старой сосны! Сольвейг! Песня зеленой весны!

           Марианна знакомила их с классическими шедеврами мировой и отечественной литературы, прививая хороший вкус к чтению. Раскрывала красоту и уникальность родного языка, приводя  в пример слова Михаила Ломоносова о русском языке, как о великом достоянии, чем побуждала относиться к нему с уважением и гордостью:
- «Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским (испанским) языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно». То есть на русском одинаково хорошо и Богу молиться, и с друзьями  пошутить, и врагу объяснить кто тут прав, и с любимой объясниться.

            Иностранный язык - немецкий, вела Зинаида Леонтьевна. Помимо знания языка, имела большую языковую практику, работая переводчиком среди специалистов из ГДР, которые строили в городе капроновый комбинат, как в просторечье называли его горожане. Тут у Лены не оказалось равных, все-таки Павел Никанорович, невзирая на своеобразные методы обучения, умудрялся давать прочные знания основ языка. Участвуя в городской олимпиаде по иностранному языку, Лена, с легкостью, заняла второе место. 

             Новая и новейшая история, которую изучали в старших классах, кроме трескучих слов ничего не давала ни Лениному уму, ни сердцу. Но личность Киры Михайловны, которая была учителем истории, покоряла юные сердца демократичностью. Ей самой, видимо, были малы рамки предмета. Хотелось учить юных доброму, вечному. Предмет, увы, был о другом. Тогда она увлекла ребят факультативом, который давал простор ее намерениям. КЮДИ ( клуб юных друзей искусства) - Кирино детище, а его участники - ее дети. Осенний вечер поэзии при свечах, походы выходного дня в березовую рощу за город быстро объединили и сдружили класс. В школе невозможно стареть! Учителя обречены на вечную юность, проходя с каждым своим классом детство, отрочество, юность.

       
продолжение:http://proza.ru/2022/01/06/86


Рецензии
Сколько благодарных слов в адрес школы и учителей!
Эти искренние слова вызывают у читателя самые добрые чувства.
Представляю, с какой бы радостью эти строчки прочитали бывшие учителя Лены.
И нет сомнений, что педагоги в этой школе были достойнейшими!

Лидия, очень содержательная глава. Я бы сказала, гражданственно-лиричная!

И ещё.
Очень трогательно и светло автор написал о родителях Лены. О Павле и Анне.
Только у любящих и мудрых родителей дочери в таком возрасте чувствует себя красавицами.
Светлая вечная память родителям!

С теплом души и пожеланием дорогому автору новых глав!


Лина Орлова   09.01.2022 23:19     Заявить о нарушении
Лина, Вы очень щедрый человек в проявлении чувств от прочитанного, в выставлении оценок! Это неоценимая поддержка для автора!
Я рада, что читатели со мной заодно!
Учитель- благороднейшая профессия!Лене повезло с учителями, ну с родителями тоже!

Спасибо Вам большое!
С взаимным теплом души!

Лидия Вакина   10.01.2022 18:38   Заявить о нарушении