Две пустоты, две бездны

 
«Быть может, небо на самом деле – это поросший белыми цветами луг; и там гуляет бог и срывает звёзды...»
                Джон Голсуорси
 
Люблю подолгу смотреть в бездонное ночное небо. Главное, чтобы в этот момент я был абсолютно один и ничто не отвлекало от этого удивительного занятия.
Близкие считают меня «немного ненормальным» (мягко говоря). Особенно за увлечения ночной рыбалкой. Но именно она даёт возможность часами, сидя в полном одиночестве на берегу озера или реки, завороженно смотреть в гигантскую пустоту, скрывающую в себе целые миры, наполненные тайнами и абсолютно не понимаемые нами. Иногда, в зависимости от времени года, передо мною берег моря или океана, но звёздное небо – всё то же…
Точно такое же ощущение испытываю, когда вижу огромные толпы людей: понимаю, что океан людских лиц скрывает в себе миллиарды разных судеб и историй, страхов и отчаяний, радостей и надежд.
Космос и человечество – вот две неисчерпаемые субстанции, что неизменно меня притягивают. А ещё таинства рождения и смерти, постоянного видоизменения этих понятий внутри самих себя. Всё это завораживает и требует особого художественного изучения и анализа.
Может быть именно поэтому люблю перечитывать Николая Гоголя, в чьих произведениях линии космоса и народа сливаются в одной точке текста. Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь подобрал неповторимый витиеватый язык к описанию столь таинственных бездонностей: звёздного неба и народных мифических суеверий. Как знать: может поэтому он и сделал следующий шаг – предусмотрительно сжёг рукопись продолжения «Мёртвых душ»? А затем ещё и благоразумно сошёл с ума, понимая всю тщетность человеческого разума понять и объяснить изначально необъяснимое?
…Может «хаос» человеческого разума в состоянии болезни лучше способен объяснить то, что происходит в тёмной пустоте, висящей ночью над нашими головами? Или, в определённые исторические периоды, непосредственно в наших головах. Примерно в такие периоды, какой мы переживаем сейчас –когда опять зазвучали разговоры о «целесообразности войн и Сталинского ГУЛАГА». И когда чёрное пещерное мракобесие вылезает наружу среди гор Афганистан, а бородатые «дядьки с автоматами» прослушивание Моцарта и Бетховена объявляют тяжким преступлением.
В другой «чёрной дыре», Белоруссии, в школах запрещён для изучения Александр Солженицын. А в маленьком Уральском городке ставят памятник Сталину – как символ возрождения всего страшного и античеловеческого.
…Но бездна тем и прекрасна, что она включает в себя бесконечность. Значит таит возможность неизбежных перемен. Хотя те и не всегда, конечно, приводят к лучшему!
Но я, оптимист и созерцатель жизни, свято верю в то, что человечество (как и неисчерпаемый космос!) имеет свою жизненную программу. И это не банальная смерть, а что-то более возвышенное! То, чего мы пока ещё не понимаем – ни в себе, ни в бескрайнем небе над нашими головами…
Всё ещё впереди, а значит – будем жить с поднятой головой к небу! А в наших глазах станут отражаться звёзды…

P.S
Пока писал этот текст передали, что в соседнем Казахстане народ ( Неожиданно для  власти )вышел на улицы городов с требованием перемен и поджигает правительственные здания. Кто знал, что там скрывается в бездне народного сознания?
 
***
Мы не знали,
что такое голод,
растворяясь
в шуме городов,
и кому цыганка
нагадала
путь земной –
как белый снег
красив...
Пряча в рукава
свои глаголы
и ключи от мрачных
чердаков –
ввысь взлетал,
хоть всё мне
было мало
(для небес, чей свет
всегда лукав!..)
Мы – лишь гвозди!
Наше время – молот
мрачных глаз
и серых пиджаков,
что вонзают
в наши души жало
от ума сбежавших
стариков…
Но любовь тебя
у лба коснулась,
за плечо с улыбкой
придержав:
сердца медь
на пули отливалась,
в зеркала
свечение отдав…
Победит природная
весёлость:
страх сбегает,
хвост как пёс поджав.
А луна – на ниточке
болталась,
всю судьбу живущих
угадав!..
 


Рецензии