16. Большое лицо

      В замке не было дверей. Они зашли в открытое окно и долго блуждали по коридорам  безлюдного замка. Внутри было довольно светло от множества свечей. Они горели повсюду, даже там, где их, казалось бы, не должно быть.
- Странно – ни одной двери, и нет никого…
- Что тут странного, раз нет дверей, значит, и не ждут никого, заходи кто хочешь. А может, нет людей, потому что тут никто не задерживается. Прошёлся, посмотрел и вон вышел, всё открыто, всё свободно. Вот и нет людей. А ты заметила, что тут и мебели-то нет никакой. Одни только свечи с канделябрами стоят.
- Да, заметила. Света много, а ни мебели, ни стульев, ни дверей. Пойдём на второй этаж, где тут лестница?

      Они долго искали, как подняться на второй этаж, но лестницу так и не нашли.
- Наверное, тут лифт где-то есть.
- Если нет дверей, то лифта тем более нет.
- А может, тут надо нажать какую-то плиточку в стене, и сверху опустится какая-нибудь люлька…
      И они стали искать небольшую комнатку, как им казалось, с поднимающимся полом. Спустя час они всё же нашли большую нишу в стене, которая была ярко освещена свечами внутри и снаружи. Она была расположена в конце коридора. Тане показалось, что именно здесь должен быть лифт, который бы опустился вниз и поднял их наверх. Тут чувствовался  сквозняк. 
- Надо искать какую-то кнопку в стене, Ирка, ищи!
- Ищу.

      Снаружи от этой ниши стены были выложены изразцами причудливой формы. И девочки стали дотрагиваться до каждого изразца, пытаясь разными способами их повернуть или нажать. Ира проверяли изразцы слева от ниши, а Таня – справа.
      Вдруг в Таниной руке один из изразцов, расположенный ниже её пояса, неожиданно повернулся. Подул сильный ветер. Свечи погасли. И в нише с огромным грохотом стал опускаться потолок. При этом стены замка задрожали, стало везде темно. Ирка испугалась и прижалась к Тане. С потолка на их головы посыпалась пыль.
      Медленно, с шумом перебирающихся цепей спускалось перекрытие в нише. Над ним был яркий свет, и чем ниже оно опускалось, тем в коридоре становилось светлее и ярче. Наконец, перекрытие опустилось полностью. Шум прекратился. Стало жутко тихо. Таня и Ирка зашли на опустившееся перекрытие, держащееся на толстых цепях. К их удивлению, ниша оказалась просторной, ярко освещенной комнатой. Везде на длинных канделябрах горели свечи. У стены, украшенной ярким розовым гобеленом с нарисованным на нём летающим драконом, стоял небольшой диванчик с золотыми ручками, обтянутый красной бахромой. Девочки с изумлением сели на диванчик, держась за руки.
 
      Через секунду опять раздался шум. Но пыль с потолка уже не сыпалась. Вся комната  стала медленно подниматься.
- Интересно, что там наверху?
- Я боюсь, Танька…
- Не бойся, будь только всегда рядом и никуда не отходи от меня, и всё будет хорошо …
- Ты меня успокоила. А сама-то не боишься?
- Нет, нисколько, за мной стоит огромная сила, величественнее всех остальных на Земле, и я ничего не боюсь, - Таня высоко подняла голову и встала.
 
      Когда, наконец, перекрытие сравнялось с уровнем пола второго этажа, они смогли выйти. На них сразу же повеяло необычайно приятным запахом восточных благовоний. Стены блистали золотом в ярком освещении. Это был огромный зал. Пол в нём был красиво сложен из очень мелких украшенных узором деревянных плиток, стены украшены гобеленами и картинами, потолок – живописными фресками.
- Красота-то какая, - Ирка задрала голову и долго смотрела на разукрашенный потолок и на покрытые резьбою стены. Ниже на стенах висели чьи-то  портреты. Таня стала их обходить. Она подошла к одному из них и внимательно на него посмотрела.
- Смотри, тебе этот портрет ничего не напоминает?
- Король Артур?
- Похоже, что он … - задумалась Таня.
- Пойдём, посмотрим, что там дальше.

      Они подошли к большой, украшенной золотом двери и с трудом открыли её. Там тоже был огромный зал, ярко освещённый, и точно так же украшенный гобеленами, фресками, скульптурами. Кроме стульев, обтянутых красным бархатом и с позолоченными ручками, был ещё большой стол с шахматными фигурами, рядом с ним стояли два больших кресла, они были чуть отодвинуты. Казалось, что на них кто-то уже сидел. Таня потрогала сиденье одного из этих стульев. Оно было тёплое.
- Тут кто-то только что сидел, чувствуешь? – Ира тоже потрогала сиденье и согласилась. -  Пойдём дальше.

      Они пошли дальше к другой двери, точно такой же, украшенной золотом. Она была прямо напротив первой. Они не сразу открыли её. Она была очень массивная. Приложив приличные усилия, она всё же раскрылась. Оттуда дохнуло холодным воздухом и полным безмолвием. Таня хотела туда войти. И вдруг сразу откинулась на спину, раскинув руки. Ирка шла за нею и невольно поддержала падающую подругу. Впереди была пропасть.
      В ужасе Таня приползла к стене, Ирка села рядом и тихо произнесла:
- Как в одной книжке было написано: «Когда я открываю дверь, я уверен, что передо мною нет пропасти». Как мы с тобою сразу не догадались, что тут нельзя быть ни в чём уверенной, - сказала Ира.
- Это ужасно, - Таня прислонилась к Ире и заплакала: - Я чуть не разбилась.
- Ладно, не плачь, ты же мужественная девочка …
- Я чуть туда не провалилась … - всхлипнула Таня.
- Ну, не провалилась же.

      В это время холодный воздух из распахнутой двери всё больше наполнял помещение. Стало очень холодно. Оттуда дуло зимой.
- Может, дверь обратно закрыть? – Ирка подошла к дверям. Их огромные половинки свешивались над тёмной пропастью. Она взглянула вниз и испугалась. Закрывать двери она не стала.
- Похоже, это совершенно невозможно, Танька, нам надо уходить отсюда.
      Она подняла Таню, и они вместе пошли искать ту самую комнатку, где было спускающееся перекрытие с цепями.
- Где тут тот лифт?

     Пройдя через два зала, они вошли в комнату. Здесь всё было так же уютно и красиво. Таня выглядела уставшей. Она хотела сейчас только одного – прилечь куда-нибудь и уснуть.
- Нельзя нам тут оставаться.
- Смотри, Ирка, - очнулась Таня, - тут ещё одна дверь, она небольшая и не украшена золотом. Может, открыть её?
- А вдруг там опять пропасть?
- Давай попытаемся. Здесь должен быть кто-нибудь, ведь для кого-то строятся такие замки?
- Ладно, давай!

      Девочки подошли к небольшой двери с одной ручкой, сделанной в виде сердечка. На двери была надпись: «Посторонним вход воспрещён». Таню привлекали подобные надписи, ей всегда хотелось заглянуть за дверь и посмотреть, что же там такое спрятано, что другим людям туда никак нельзя. Раз дверь есть, то туда может войти каждый. А так кого-то пускают, а кого-то не пускают - это несправедливо!
- Да, надо обязательно зайти туда, - сказала Таня и решительно потянула за ручку.
      Дверь не открывалась. Она ещё раз потянула за ручку.
- Может, от себя надо её открывать? - Ирка надавила на петлю. И плечом толкнула дверь. Она открылась. И в тот же миг девочки упали на пол. Через несколько минут они очнулись от дующего на них тёплого ветерка.

- Ну  вот и эти испугались, что вы боитесь меня, я же совсем не виноват, что у меня такое большое лицо…
      Девочки стали понемногу приходить в себя. Комната была совсем небольшой, и почти вся она была занята не просто большим, а очень большим лицом, разбухшим от жира. Оно продолжало что-то болтать.
- Ну  что вы смотрите на меня так удивленно? У людей бывают очень большие животы или очень длинные ноги, и никто не удивляется, а у меня очень большое лицо, и я его едва ношу на ногах. И ног своих уже не вижу из-за своих размеров. Как глаз не видит самого себя, так и я не вижу своего лица. Меня так и называют:  "Большое лицо". А у меня и в самом деле очень большое лицо? Это правда? Ну что вы молчите, говорите же?
- Трудно сказать, правда или нет. Особенно, если это относится к размерам. Может, живут ещё где-нибудь люди с такими же большими лицами, тогда ваше лицо среди них было бы не большим, а совершенно обычным.
- Вы так думаете? Ой, как я хочу найти таких людей, я устал выделяться своим лицом среди обитателей этого огромного замка…
- А что, тут ещё кто-то есть? Мы никого не нашли, - сказала Ира, оглядываясь.
- Они, наверное, на совещании. - Большое лицо замолчало, а потом, всхлипывая, сказало:
- Их много, они часто заходят ко мне и потешаются надо мною. - Тут Таня увидела, как Большое лицо сморщилось, и из его маленьких глаз капнула маленькая слезинка. Таня подумала: «Надо же, такое большое лицо, а глаза  маленькие-маленькие. Отчего же так? Всё-таки это человек, только с очень большим лицом и плачет он по-человечески. Интересно, как он тут оказался?»

- А как вы тут оказались? - спросила Таня Большое лицо.
- Ой, девочки, - тут Таня увидела у Большого лица очень маленькую руку с золотыми часами. Оно ею по-человечески махнуло, - и даже не спрашивайте, обычная история. Я бежал в детстве за воздушным змеем, споткнулся, упал на сучок. Повредил лицо, так, царапина в пол-лица. Отвезли в больницу. Там лечили-лечили, а потом увидели, что лицо стало расти,  и когда оно стало неестественно большим, отказались лечить и отправили меня  домой. Пока я до дома дошёл, лицо так распухло, что в дом войти уже не смог. Тогда  сел на поезд  в прицепной вагон, и приехал сюда, в замок. Тут меня и поселили, обещали помощь, но надо мною только потешаются. Помогите мне выбраться отсюда, девочки миленькие!

      Тане стало жалко Большое лицо. Она потрогала его рукой и погладила. На его маленьких глазах снова выступили маленькие слезинки.
- Чем тебе помочь, Большое лицо?
      Ирка тихо произнесла Тане на ухо:
- Как сильно всё это похоже на воздушный шарик. Мне кажется, оно просто надуто, надо  проколоть это  лицо булавкой, и оно сдуется, а, Танька?
- Интересная мысль, - и Таня стала смотреть, куда бы незаметно кольнуть это лицо так, чтобы  оно ни о чём не догадалось. Она незаметно взяла в руки булавку, которую всегда носила с собой, и попросила Ирку завести с Большим лицом беседу на любую тему. И пока Ирка распиналась перед Большим лицом, объясняя теорему Пифагора, Таня незаметно и быстро кольнула Большое лицо сбоку в щеку.

      В тот же миг её отбросило к стене быстрым порывом ветра. Ирка пригнулась. Большое лицо стало кричать:
- А-а-а, что ты сделала, проклятая девчонка! Ты раскрыла мою тайну, вон отсюда!
      Таня увидела, как Большое лицо стало быстро сдуваться, и чем больше оно сдувалось, тем всё более и более походило на резиновую игрушку, нарочно кем-то надутую, чтобы всё это было сильно похоже на человека, только с очень большим лицом.

      Таня выкарабкалась с Иркой в соседнюю комнату. И дверь за ними захлопнулась. Через минуту комната стала опускаться вниз.
- Поняла, Ирка? Это была просто резиновая игрушка, кем-то надутая, чтобы всё это было похоже на человека. Это лицо всё наврало!
- Вот интересно, да! Бывают же случаи…
- Ещё бы, таких случаев у нас в школе знаешь сколько, ходит важным и гордым, а на самом деле резиновая игрушка! Как Олег Скакунов из 8А, помнишь?
- А да, важный такой, прямо весь из себя… Тьфу! – Таня надула щёки и стала важно ходить по опускающемуся перекрытию.
      Когда перекрытие с грохотом опустилось, девочки выскочили в коридор. Раздался оглушительный гул и крик: «Я вас поймаю, негодные девчонки!» Весь замок задрожал. С потолков стала сыпаться пыль. Девочки испугались, перепрыгнули через раскрытое окно и пустились наутёк.


Рецензии