Жила-была Лена. ГлаваIХ

Глава IX. Сам погибай, а товарища выручай.

          Лешка из соседней деревни появился в их седьмом классе, оставшись на второй год. Ну понятное дело, не по своей воле. Даже как-то неудобно за него, в одну начальную школу ходили в соседнем селе. Правда, он был постарше, теперь вот одноклассники. Но долго Лену это не смущало. Друзей выбирала по тому, как ее душа чувствовала человека. По душе Лешка был совсем неплохим мальчишкой, просто немного затравленным  и затюканным. А каким ему было вырасти? Мать была инвалидом детства. Имела от перенесенного ДЦП искривленную фигуру и странную походку. Когда передвигалась, то страшно и глубоко припадала на одну ногу. Любви хочется всем, и кто-то захотел воспользоваться этой девичьей потребностью – любить и быть любимой вопреки страшному недугу. В результате любви появился Лешка.

           Для того чтобы помочь ему явиться на свет, мать отвезли в областную больницу для родовспоможения, вызвав санитарную авиацию. Такое событие в деревне не прошло бесследно, и Лешка на всю жизнь получил прозвище «Летчик». Обижался и даже злобился. Но от этого отношение к нему не менялось. Позже в семье появилась сестра. Вполне нормальная, адекватная девчонка. Вот отцов как-то было не видать. Деревенская молва приписывала отцовство то одному деревенскому мужику, то другому. Но факт оставался фактом. На что жили? Мизерная инвалидская пенсия матери и бабки. Мать, правда, подрабатывала шитьем нехитрых ситцевых и штапельных нарядов своим деревенским, беря за это ничтожную плату. 
    
            Вот так  незаметно Леша и Лена стали приятельствовать. Коротать неблизкую дорогу из школы охотнее вдвоем. В Мочалове их дорога расходилась в разные стороны. А если она подсыхала, и можно было проехать на велосипеде, Лешка, как джентльмен, делал крюк, и провожал Ленку  до ее деревни. 
 
          Проселочные дороги, разбитые гусеничными тракторами, укатывались машинами и становились вполне пригодными для поездки на велосипедах, которыми все местные мальчишки и девчонки владели виртуозно. Сами велики, как их называла детвора, были вполне выносливыми и совсем без затей. Главная их задача – увеличить скорость передвижения владельцев из пункта А в пункт Б. На летних каникулах пунктом «А» был дом, а пунктом «Б» - школа, с обязательной производственной практикой на пару недель.

            В один из дней Ленкин велосипед оказался с пробитой шиной, застучал ободом колеса по  дороге, грозя изжевать камеру. За это отец не похвалит, пришлось оставить велосипед у знакомых. И до дома теперь нескоро доберешься пехом. Но друзья на то и друзья, что не оставят друга в беде. Леша, смерив взглядом свою попутчицу, решился ехать на одном велосипеде, надеясь, что он выдержит двоих. Дорога идет вся по пересеченной местности. То довольно крутые холмы, то пара речушек с настилами.

           Ну в гору-то, конечно, пешком, а уж вот с горы – тут разгонишься и летишь во весь дух! Лена сидит на раме, Леша разогнал велосипед,  и произошло что-то непонятное.  Велосипед почему-то резко затормозил, от неожиданности оба свалились в пыль и, когда прошел ступор, с испугом увидели рваный окровавленный шлепанец, упавший  с Лениной ноги. Оказывается, он попал в спицы колеса, оторвались прочные ремни на обуви, и заодно спицами сорвало кожу с пятки. На багажнике Лешиного велосипеда проводом была зачем-то примотана газета: вот она и послужила средством перевязки. Ногу замотали в газету, обмотали алюминиевым проводом.

          Леша, пряча за ворчливостью свое сочувствие и возможную растерянность, говорит:
         - Ну, здоровая же  у тебя ножища! Придется теперь спицы новые вставлять, все погнула. Садись на раму, повезу тебя теперь домой.
Газета тут же набухла от крови. До дома еще ох как далеко! Две горы надо одолеть. На их счастье показался трактор «Беларусь»- везли удобрение в мешках в совхозную бригаду. Там же и несколько женщин ехало. Остановились, Лену на мешки  подсадили и довезли до дома.
           Мать домывала полы, когда перед ней показалась в таком неприглядном виде доченька со словами: - Мама, ты только не волнуйся…
Мамин опыт медсестры военных госпиталей не дал ей упасть в обморок от такого зрелища: пропитанная кровью газета на ноге дочери – ведь неизвестно, что там под газетой.
 Позже она выговаривала:- Нужно было перевязать ногу тканью, взяла бы у
Леши майку.
 -Мама, что ты! Какая майка, ты знаешь, как они бедно живут?!
-Неужели ты думаешь, что  я не купила бы ему взамен новую?

      Мать ушла на дежурство в больницу и передала с кем-то из односельчан большой пузырек с раствором фурацелина, для того, чтобы почаще делать перевязки с примочками. Пришедшая бабка Таисия хмыкнула и посоветовала не маяться дурью, как она выразилась, а пойти пописать и делать примочки из природного лекарства. И все заживет, как на собаке - пообещала она. Лена почему-то с доверием восприняла эту рекомендацию, и через недельку с небольшим уже смогла отрезать ножницами хлопающий по пятке большой кусок омертвевшей кожи, потому что на его месте выросла другая, молодая и  розовая.

       Целый последующий год они учились в одном классе. Лена, общественница, любительница всяких внеурочных занятий, председатель совета дружины школы как-то и не помнила о совместных с Лешей поездках домой, не до того было. В сутках было недостаточно часов, чтобы и уроки успеть выучить, и поучаствовать в работе кружков, из-за которых родители определили ее на квартиру к дальним родственникам. Но чувство дружеского локтя ощущалось постоянно. Может Леша был благодарен ей за то, что дружила Лена с ним не потому, что он незаменимый школьный активист, хорошист и ударник, а потому что он просто человек, товарищ. И вообще, мы из одной школьной семьи, из нашей начальной школы.
            Новая весна подсушила дороги, велосипеды снова стали средством передвижения и позволили жить дома. Восьмой класс стал первым выпускным, после его окончания  впервые надо было сдавать экзамены и дальше кто куда. Отличники и хорошисты, как правило, оставались учиться дальше, а троечники выбирали себе учебу в ПТУ, и рабочая профессия, думается, никого не подводила.
Экзамен по русскому языку Алексей и Лена сдавали в одной группе. Лешка отвечал как обычно, не хватая звезд с неба, но было видно, что билет он знает. Получил свою тройку (на большее он, похоже, и не претендовал) и вышел из класса. Лена начала отвечать и почему-то не могла связать и двух слов. Напало какое-то отупение и желание все это оставить, попросив переэкзаменовку на осень. Но не тут-то было! Спрашивали, задавали дополнительные вопросы, пока не поставили четверку, сказав:
- Переволновалась, бывает!

         Верный приятель Лешка ждал окончания экзаменов, был вполне доволен результатом, как всегда, сделав крюк, проводил до деревни. Ленка от стыда и неправды не могла найти себе места. Ушла к перелеску за пруд, там желтым ковром на лугу распустились жарки. Упала в траву и начала причитать в голос о том, как стыдно получать незаслуженную оценку. Четверка должна была быть у Лешки! А она трус - боягуз и еще хуже! Хотя и не понимала, что надо было делать?

       Слезы вдруг куда-то делись, от несчастных мыслей и чувств все время отвлекал жаворонок, которого и не видно было в высоком  небе, солнце своими лучами  гладило  волосы и плечи. Земля словно вобрала в себя  все слезы и стыд,
 и вокруг наступило лето! И начались каникулы!


Продолжение:http://proza.ru/2022/01/05/442


Рецензии
Славный друг - Лёшка!
Мы выбирали друзей не по материальному положению их родителей, всё шло от души и сердца...

Марина Белухина   23.01.2022 19:05     Заявить о нарушении
"Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями- много!"- правильно подмечено!
А друзья от сердца и души - это же главное человеческое сокровище!
Дай Бог нашим деткам и внукам уметь быть друзьями и самим иметь настоящих друзей!

Лидия Вакина   23.01.2022 19:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.