Актриса Марианна Кушнерова

Я как-то уже писал, что в последние годы часто смотрю старые, добрые советские фильмы, которые в силу своей занятости не увидел в те годы.  Недавно впервые посмотрел фильм по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», после которого захотелось написать об исполнителе роли смотрителя, актере Николае Пастухове. Очень уж он мне понравился в этой роли.

А позже возникло желание узнать, что же стало с актрисой, которая сыграла роль дочери смотрителя,  которую обманул и увез еще один герой фильма, которого сыграл молодой Никита Михалков. И вот что мне ужалось узнать, благо интернет дает такую возможность, не выходя из-за стола.

Вот что я узнал.

Студентку киноведческого факультета ВГИКа Марианну Кушнерову сравнивали с героинями романтических портретов пушкинской эпохи. Соловьёв невероятно увлёкся ею во время съёмок своего фильма «Станционный смотритель», где она сыграла главную роль Дуни – девушки «поразительной красоты».

Марианне было всего 17 лет, в партнёры ей достался статный красавец Никита Михалков – эдакий экранный мачо и сердцеед.

В мемуарах «Территория моей любви» Михалков описывал Кушнерову как «очень милую, хорошо сложённую девушку, которая чудно выглядела в костюмах того времени». А также упоминал случай, едва не закончившийся их гибелью – когда в одной из сцен лошади вдруг «со страшной силой» понесли кибитку, в которой они вдвоём сидели.

«Они мчались прямо к лесу. Марианна потеряла сознание. Забеги эти лошади в лес, они просто расшибли бы нас там о деревья», - рассказывал Михалков. Он тогда показал себя реальным, а не экранным героем, сумев обуздать лошадей и привести девушку в чувство.

По совпадению, как раз в период съёмок Михалков был свободен – успел развестись с первой женой Анастасией Вертинской, но ещё не обручился с Татьяной Шигаевой, будущей Михалковой.

Однако у красавицы Марианны случился роман не с ним, а с Соловьёвым, который чисто внешне, безусловно, проигрывал актёру.

Кушнерова никогда не раскрывала секрета своей вюблённости в режиссёра, который был на 10 лет старше и довольно неказист. Но, возможно, в её случае было то же самое, что потом поразило и Друбич. «Вы Соловьёва видели? В него нельзя влюбиться с первого взгляда. Но он самый умный человек, которого я за свою жизнь встретила. А когда мужчина умный, он тебе и высокий, и сексуальный…» - говорила Татьяна в 2020 году в интервью Екатерине Гордеевой.

Сергей Соловьёв поспешил сделать Марианну своей законной женой. Ему самому было 27 лет, и он успел «счастливо избавиться» от первого брака с Екатериной Васильевой. Кушнерова же была далеко не такой неопытной и только осваивалась в Москве, куда приехала из Кишинёва.

Впрочем, её необычайную красоту киношники заметили давно. Ещё в 14 лет (хотя по образу на экране и не скажешь, что ей было так мало) она дебютировала в фильме Вадима Дербенёва «Рыцарь мечты».

Потом студентка снялась в коротком метре. И уже третьей актёрской работой для неё стала Дуня в «Станционном смотрителе».

По словам сценариста Александра Александрова, который работал Соловьёвым, пока они не разругались в пух и прах, Сергей «отбил» Марианну у начинающего оператора, ушедшего служить в армию.

А через пару лет, когда 19-летняя жена ждала ребёнка, Соловьёв начал снимать картину «Сто дней после детства», на главную роль в которой взял 13-летнюю ученицу московской языковой спецшколы Таню Друбич.

Ей было только 19 лет и она ждала ребёнка, когда в жизни её мужа появилась совсем ещё юная школьница Татьяна Друбич. Это не только разрушило молодую семью, но поставило крест на актёрской карьере Марианны, а в дальнейшем – и на её личной жизни.

Между ними завязалось тесное общение, которое постепенно переросло в романтические отношения. Соловьёв и Друбич не отрицали, что стали любовниками до совершеннолетия Татьяны.

Режиссёр даже откровенничал, что после свадьбы Друбич, бывало, осаждала его:  «Я же тебя могу в любой момент посадить, я такое могу рассказать на суде, в любой момент сядешь как миленький на 15 лет, понимаешь?»

Но до того, как расписаться с Друбич в 1983 году, Соловьёв несколько лет устраивал с ней свидания на стороне. А Марианна сидела дома с младенцем и пыталась понять, почему же муж к ней резко охладел.

Упомянутый сценарист Александров в 2008 году смаковал пикантные детали в интервью «Экспресс газете»: «Как раз в сентябре 1974 года Марианна родила сына – Митеньку. Выходит, Серёня спать с Таней начал при беременной жене. Вот такие “высокие отношения”! А сиделкой при младенце я был… А счастливый отец в это время под предлогом монтажа картины на каких-то диванах, извините, валялся с несовершеннолетней Друбич. Причем “монтировал” он картину чуть ли не по пять раз в день».

Та же «Экспресс газета» позже писала: «Марианна была хороша собой, талантлива и просто не могла поверить, что ее муж увлёкся школьницей. Рассказывают, что она даже попала в больницу, пыталась жаловаться на супруга в горком партии».

Слух о том, что Кушнерова якобы «надолго попала в Кащенко», транслировали разные таблоиды, ссылаясь при этом на очень сомнительный источник. В 2010 году об этом поведала участница одного из интернет-форумов, сообщив, что «знает эту историю много лет».

Вот этот пассаж дословно (цитата дана без изменений): «Марианна, услышав объявление о том, что с ней разводятся (а она была замечательной хозяйкой, очень любящей женой и преданной, работала в Музее Кино в Киноцентре – это всё по словам близких к этой семье людей)... ПОПАЛА В Кащенко... надолго... Не выдержала психика у неё такого удара. Врачи попросили Соловьева прийти и уговорить пациентку ХОТЕТЬ ЖИТЬ... Он пришел и долго уговаривал и говорил, что всё будет хорошо... Выйдя из палаты, пришел к лечащему врачу и сказал – "готовьте к разводу"...»

С другой стороны, есть не слухи, а факты. Марианна Кушнерова больше не снималась в кино, но стала работать по своей специальности – киноведом. Много лет она была старшим научным сотрудником и хранителем фонда фотоматериалов Музея кино.

Марианна Алексеевна была автором идей и концепций выставок музея и пользовалась безусловным авторитетом у коллег. Едва ли это сочетается с образом женщины, «ополоумевшей от измены мужа», который пытались навязать странные источники и таблоиды.

Режиссёр Сергей Соловьёв обычно лишь иронически посмеивался, когда в интервью ему напоминали о его известных браках с известными актрисами. «Это вообще очень смешно. Это как говорили при советской власти: хорошее дело браком не назовут», - шутил он в беседе с журналистом Дмитрием Гордоном.

Впрочем, мэтр тут же продолжил: «Все мои браки – их было, кстати, для моего темперамента, всего-то три – они все были очень хороши». Но могла бы сказать то же самое его вторая жена Марианна Кушнерова?

И ещё факт: в 2018 году Марианна Кушнерова и Сергей Соловьёв пережили тяжелейшую утрату – их сын, 43-летний Дмитрий Соловьёв, умер в больнице от осложнений панкреатита, на который наложилось воспаление лёгких.

Та же «Экспресс газета» опубликовала фото Марианны Алексеевны на церемонии прощания: мать, потерявшая сына, выглядела и держалась очень достойно.

Сейчас Марианне Кушнеровой 67 лет. Судя по имеющимся фото, в 2017-м, за год до смерти сына, она ещё работала в Музее кино. Коллега Алексей Тремасов поделился совместным снимком на своём сайте.

13 декабря этого года от сердечного приступа умер 77-летний Сергей Соловьёв. 16 декабря прошла церемония прощания. Некоторые сайты, например, Teleprogramma.pro, сообщали, что Кушнерова, единственная из трёх бывших жён режиссёра, не пришла с ним проститься.

Однако другие СМИ, в том числе «Коммерсант» и «Комсомольская правда», чьи корреспонденты работали на месте, передали, что в последний путь мэтра проводили все три женщины – Екатерина Васильева, Марианна Кушнерова и Татьяна Друбич.


Рецензии