Краткая история первой полицейской структуры

Краткая история первой полицейской  структуры  постсоветской России.

К  зиме  1991 года,  несмотря на проведённый всесоюзный референдум граждан  Союза Советских Социалистических Республик (СССР), в котором  большинство  высказалось  за сохранение Союза (76%  участников  голосования),  большая  страна  прекратила своё существование. Часть республик, входящих в  состав  СССР, ещё ранее  заявили о  своей  независимости: Литва – объявила о своем выходе из состава СССР 11 марта 1990г., Латвия – 5 мая, Эстония – 8 мая.
 В декабре  1991 года, Беловежскими  соглашениями  и Алма-Атинской декларацией большинство республик утвердило их конфедеративный союз – Содружество  Независимых Государств (СНГ).
25 декабря  первый  и  последний президент СССР Михаил Горбачёв сложил  свои  полномочия.
26  декабря 1991 года, Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о  прекращении существования СССР. Все пятнадцать республик, входящих в состав Союза, стали независимыми, объявили  о  своей  политической  и экономической  свободе.
И только Российская Федерация взвалила на себя тяжелую ношу - взяла обязательства по  выплате  государственного долга СССР.
К  этому времени на территории  СССР  уже несколько  лет активно действовала  перестройка по развалу плановой экономики  и отторжению  государственной собственности, развивалось  кооперативное движение, образовывались акционерные общества  и  товарищества  с  ограниченной  ответственностью.  Было  понятно,  что социалистическая  собственность,  создаваемая длительное  время всем  народом, на  законодательном  уровне  перераспределяется между  людьми, оказавшимися у власти и  в  управлении и,  в дальнейшем, будет  принадлежать определенной  группе  лиц.
Остро встал вопрос по сохранению российского государства, его экономики: продолжался парад  суверенитетов  республик и регионов, производители прекращали  выпуск товаров, налоги  не  поступали,  бюджета фактически  не было,  зарплата  не  платилась, а цены  только  за  1992  год  выросли  в  26  раз; инфляция за 1990-1995 г.г.  превышала  сотни и тысячи процентов  ежегодно.  Свидетели  того  времени  помнят толпы недовольных людей, бандитские  разборки, очереди  в  магазинах,  отсутствие  товаров и обесценивание денег, выплату зарплаты  в  натуральном  виде – халатами, посудой  и  другой продукцией заводов  и фабрик.
Развал советского строя и экономики страны коснулся военных и правоохранительных  структур с их специфичной коррупцией,  с   оттоком  профессиональных и честных  офицеров. Эти  структуры стали  беспомощными, любая попытка их вмешательства в  регулирование протекающих  процессов пресекалась, подразделения по борьбе  с хищениями социалистической  собственности (ОБХСС) вместе с утратой и перераспределением   государственной собственности, утрачивали  свои  функции: им  предписывалось бороться  с  водочными спекулянтами, «несунами» и другими мелкими  правонарушителями.
Реорганизация  правоохранительных  структур  проходила медленно и  болезненно.
Указами  Президента  от  21 ноября  и  31 декабря 1991 года была образована Государственная налоговая служба (ГНС РФ), в задачи которой входил контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью  исчисления налогов и  других  платежей, а также своевременностью внесения их в соответствующие бюджеты. 
Однако  сразу  стало понятно,  что налоговой  службе свои задачи  без  силовой поддержки  выполнить  не  удастся.
18  марта  1992  года на  основании  Указа Президента  РФ для предупреждения,  выявления  и  пресечения преступлений и правонарушений в  области налогового законодательства,   а  также  обеспечения безопасной деятельности налоговой службы   и   её сотрудников, в  составе ГНС РФ была  создана новая  силовая  структура – Главное управление налоговых расследований. Она создавалась при непосредственном участии Министерства  государственной безопасности РФ и  во  главе  с  его  представителями. Штатная  численностью ГУНР  при ГНС РФ  на  тот  момент составляла 12 тысяч человек, управление возглавил генерал КГБ СССР В. Б. Ямпольский.
Управление создавалось  путем  прикомандирования офицеров силовых министерств: госбезопасности, внутренних дел  и вооруженных  сил.
20 мая 1993 года был принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», а затем утверждено  Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции. Позднее,  Постановлением Совета министров Российской Федерации от 11 октября 1993 года утверждены Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваивались специальные звания сотрудникам налоговой полиции. Сотрудникам налоговой полиции разрешалось хранить, носить и применять табельное  огнестрельное оружие и спецсредства, в полном объёме осуществлять оперативно-розыскную деятельность, бороться с  коррупцией в налоговых  органах.
Была установлена штатная численность федеральных органов налоговой полиции: на 1 января 1994 года — 21,5 тысяч единиц; на 1 января 1995 года — 43,8 тысяч единиц.  Директором   департамента налоговой полиции  был  назначен заместитель ГУНР  при ГНС РФ, полковник государственной безопасности  С. Н. Алмазов, с  присвоение звания  генерал-лейтенанта налоговой  полиции.
После  принятия  Закона «О федеральных органах налоговой полиции» и утверждения  Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, началось  активное  формирование  подразделений  на  местах.
Впервые  в постсоветской  России,  взявшей  курс  на построение  нового, капиталистического государства,  в  названии правоохранительного  органа прозвучало  наименование   «полиция».
В  начальные девяностые  годы, многие наши отцы и деды, представители  старшего, военного  поколения были ещё живы.  Они  помнили  слово «полиция» и оно  трудно  приживалось в российском обществе, так  как память народа  со времён  Великой  Отечественной  войны хранила  к этому  слову  и людям,  причастным к  нему, негативное, презрительное  отношение, как к  изменникам  и  предателям  Родины.
Набор в органы  налоговой  полиции проходил трудно, кандидатов  проверяли долго и тщательно  на порядочность, профессионализм и причастность  к коррупции. Однако, были  и  случаи, когда  услышав  слово «полиция» кандидат  отказывался от поступления на  службу, его  приходилось убеждать,  что полиция  налоговая, действует  в  сфере  экономики  и  в  противостояние  с  народом  вступать не  будет.
Считается,  что в  России  полиция  была  создана   27 мая 1718 г., когда Петр I утвердил «Пункты, данные генерал – полицмейстеру» и был назначен первый генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга. Она  просуществовала почти двести  лет, до 10 ноября 1917 года, дня создания  рабочей  милиции.
В  настоящее  время  всему  постсоветскому российскому  обществу  стало понятно основное  отличие  российской полиции  от советской  милиции.
Полиция  (государство, город) – является  системой  государственных  органов по  охране  государственного порядка, призвана  защищать существующую  власть. На  полицию, в  том  числе,  возложены функции по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений  и  правонарушений в  государстве.
Милиция (служба, воинство, ополчение) – является  системой государственных  органов исполнительной  власти, а её  основной  функцией - поддержание  признаков  государства, защита прав граждан  и  общества.
17 декабря 1995 года   в закон «О федеральных органах налоговой полиции» были внесены поправки, которыми Департамент налоговой полиции переименован в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России).
18 марта  2000 года,  в знак признания успехов и  значения федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности России был установлен профессиональный праздник налоговых полицейских - День налоговой полиции.
11 марта 2003 года, без  объяснения  причин, указом Президента РФ налоговая  полиция была  упразднена, а  последний директор ФСНП России – Фрадков М.И. в  последующем  был назначен Председателем Правительства РФ (с 5 марта 2004 года).
Большинство функций  и часть штатных единиц ФСНП  России  были переданы Министерству внутренних  дел, материальная база  и 40 тысяч штатных единиц - во вновь созданную силовую  структуру по  борьбе  с  наркопреступностью, а часть опытных,  профессиональных сотрудников уволилась либо  вышла  в  отставку.
Налоговая полиция  являлась  одной  из  самых  эффективных  спецслужб, которая  приносила  государству не менее  25 рублей на  каждый  вложенный  в   неё 1 рубль.
Так,  только за  2001 год федеральными органами налоговой полиции возбуждено более 36 тысяч уголовных дел экономической  направленности, сумма возмещённого ущерба по оконченным уголовным делам составила около 27 миллиардов рублей, всего в результате оперативно-служебной деятельности в бюджет возвращено более 100 миллиардов рублей. Выявлено свыше 150 тысяч административных правонарушений, наложено административных штрафов на сумму в несколько сотен миллионов рублей (Интернет-конференция от 22 01. 2002 г. директора ФСНП РФ Фрадкова М.Е.). 
Директорами Федеральной службы налоговой полиции  России  являлись:
Алмазов, Сергей Николаевич  (2.02.1944 г. – 22.11.2019г.) — первый директор, до 18 февраля 1999 года, уволен без объяснения причин), генерал-полковник налоговой полиции.
Солтаганов, Вячеслав Фёдорович — 1999—2001г.г., генерал-полковник налоговой полиции.
Фрадков, Михаил Ефимович — с 28 марта 2001 года по 11 марта 2003 года (Указа о ликвидации).
Верёвкин-Раха;льский, Серге;й Влади;мирович – с 11 марта  2003 года  исполнял обязанности до завершения реорганизационных мероприятий, связанных с упразднением  ведомства.


Рецензии