Узнавание

(Из новой книги "РУСЬ. ИГРА ДЛИНОЮ В ВЕЧНОСТЬ. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА")


- Алло! Алло! Говорите! – откликнулась Евдокия на звонок.
И где-то далеко-далеко аукнулось и чужой голос повторил ее же «Алло!»
Потом раздалось какое-то шуршание и тот же голос произнёс:
- Это Евдокия Сухова?
Новость как гром с ясного неба сразила Евдокию, которой в последнее время и без того не здоровилось. Она присела на диванчик и будто остолбенела. Где-то в больших Европах произошла  очередная  катастрофа, которые там у них нынче одна за другой следовали, не дождь, так град, не засуха, так половодье, не то что здесь, в маленьком городке на границе России и Эстонии, где всё то же самое, что и много лет тому назад, без особых перемен и потрясений… Среди жертв катастрофы нашли молодую женщину с документами на имя Паши Суховой, дочери Евдокии,  студентки, которую мать отпустила в дальнюю даль учиться и путешествовать. Оказалось, что девушка, прийдя в себя, не помнила ни своего имени, ни фамилии, ни кто она,  ни откуда родом. Евдокию спросили, согласна ли она, чтобы Пашу Сухову доставили к ней в дом. Сердобольная мать, конечно, согласилась.
Через три дня напротив сада  с резным забором остановился автобус- иномарка с затемнёнными стёклами. Оттуда вышли двое, высокий мужчина в неброском  костюме и молодая женщина с коротко стриженными, под мальчика, волосами, в плотном трикотажном платье. Евдокия, вышедшая на шум автобуса на крыльцо, стояла, вглядываясь в приближавшихся к ней людей.
Подошедшие вежливо поздоровались. Первым заговорил мужчина. Он сказал, что это он звонил Евдокии и что рад выполнить своё  поручение до конца. Затем он повернулся к молодой женщине и пояснил  ей:
- Вы поживёте здесь. Здесь хорошо, спокойно. А потом я за Вами приеду.
Та, улыбаясь ему такой же нейтральной улыбкой, какой она до этого улыбалась Евдокии, молча кивнула.
Мужчина  сделал  шаг к Евдокии. Та вглядывалась  в дочь, узнавая и не узнавая её  в молодой женщине в чужой одежде и  без привычных Пашиных кос, явно не узнававшую мать и не спешившую сказать ей тёплые слова.
Подойдя, мужчина  вежливо взял Евдокию  за руку и отвёл её в сторонку.
- Уважаемая, доктор сказал, Пашу  надо домом лечить. Она привыкнет, всё вспомнит и узнает и Вас, и всё вокруг. Вы сами понимаете, как это важно, - дом…
……………………….
Так у Евдокии снова объявилась дочь, которую она не видела два года, и которая теперь не узнавала её, мать. Дочь жила в своей комнате, в которой всё-всё сохранилось в прежнем виде, как и было до её отъезда. И письменный стол у окна, и книжная полка, и маленький компьютер, и диван, и круглый аквариум с золотой рыбкой, за которой мать ухаживала всё это время, чтобы доставить дочери радость по её возвращении домой.
Новая Паша книг с полки не брала, в компьютере часами не сидела, как это бывало раньше, рыбкой вообще не интересовалась, от любимой когда- то пижамы вовсе отказалась и спала в шёлковом белье, которое привезла с собой. Кроме того, она сама не заговаривала с матерью, а при необходимости отвечала лишь «Да» или «Нет».
Зато она целые  дни проводила в саду и наблюдала за его тайной жизнью: как стрекозы и бабочки порхали с цветка на цветок, как крохотный  котёнок, мелькая белой спинкой в траве, гнался за навидимым мышонком, как аист в высоком гнезде, стоя на одной ноге, чистил клювом свои перья.
Евдокия, не докучая дочери праздными разговорами,  решила занять её делом. И та на удивление согласилась, хотя раньше терпеть не могла ничего подобного. Вместе они собирали урожай груш и слив, вместе бережно снимали с деревьев яблоки и укладывали их в ящики, вместе относили их в клеть за домом.
По  вечерам Евдокия варила варенье, а дочь сидела у окна и смотрела в сад. Когда мать предлагала ей, как в детстве, попробовать сладкие пенки, та  отказывалась.
- А ведь раньше любила, - думала про себя Евдокия.
Она вернула в их рацион всё, что дочь когда-то так любила, и была удивлена, что Паша почти ничего из того, что ей предлагалось, не ела. Она предпочитала картофель «фри» и какое- нибудь мясо. Ни каши, ни блины, ни пироги не проходили!
Иногда Евдокия включала музыку. Дочь слушала её, но не подпевала, как когда-то, и не прищёлкивала пальцами в такт, что обычно очень любила делать.
Зато  в саду, это Евдокия ненароком услыхала, дочь что-то пела по-английски, бродя по тропинкам, собирая фрукты или срывая цветы. Цветов в доме появилось благодаря её стараниям видимо- невидимо.
- Паша к цветам была почти равнодушна, - вновь мелькало в голове у Евдокии.
Соседи, подруги, бывшие одноклассницы носа в дом к Евдокии не совали. Все уже знали в маленьком городке, что случилось несчастье и не хотели мешать. Пусть уж сами как- нибудь разбираются!
А Евдокия всё вытаскивала из глубин своей памяти былые привязанности дочери и пыталась их воссоздать заново.
Как-то под вечер, пока дочь была в саду, Евдокия забралась по лесенке на антресоли и извлекла оттуда старый альбом с фотографиями, а вместе с ним и мешок с детскими  игрушками дочери – куклу Катю, мишку Потапыча и зайца Поскакайца. Их Паша когда-то, будучи маленькой,  очень любила. В какой-то момент, не удержавшись на лесенке, Евдокия вдруг рухнула вниз вместе с альбомом и мешком с игрушками, ударившись головой о косяк двери. Так и лежала она, почти в беспамятсве, а вокруг неё лежали вывалившиеся из альбома  снимки и игрушки, с любопытсвом взирающие на мир,  в котором они когда-то были востребованы.
…Паша возвращалась после прогулки в дом. Поднявшись на крыльцо, она увидела сквозь приоткрытую дверь на полу кухни  рыжеволосую куклу Катю с яркими голубыми глазами, добряка мишку Потапыча и  зайца с надорванным ухом. Рядом с ними на полу без движений лежала Евдокия.
- Мама! – закричала она, бросившись вперёд. – Мама!
……………..
Приехавшая скорая увезла Евдокию в больницу. Старая добрая врачиха, которая помнила Пашу маленьким ребёнком, сказала ей напоследок:
- Хорошо, девонька, что ты с мамой дома рядом оказалась! Спасла ты её!
…В скорой Евдокия, пришедшая в себя от пронзительного крика дочери «Мама», тихонько плакала. Кто кого лечил и кто кого спасал в их истории – это ещё вопрос. Обе спасали друг друга, и их дом и сад спасали  их, двух потерявших друг друга  во времени женщин маленького городка на большой планете Земля…
7 09 2021 Клайпеда


Рецензии