Чёрная кошка Карельского фронта. 8

От полка до дивизии.

!942 год в небе Карелии был не простым. Если на земле война с частями финской армии перешла в позиционную стадию, то в воздухе накал её не снижался. Бомбардировочная авиация той и другой стороны активно совершала налёты на наземные объекты, а их сопровождение редко заканчивалось без воздушных боёв.
Командир 609-го ИАП Гальченко Л.А., не жалея себя, летал наравне с молодыми пилотами.  «Воздушному бою на земле не научишься» - неоднократно повторял он им. Основным его методом обучения были  не только разборы полётов после выполнения задания. Главный принцип -личный пример и указание молодёжи: «Делай, как я» приносили свои плоды. Результаты и авторитет комполка были на высоте.  Даже в мирное время у командира полка истребителей жизнь и служба весьма непростые. А когда идёт беспощадная война, кода вылетают на задание твои друзья и ты знаешь, что не каждый из них непременно вернётся домой, напряжение возрастает в разы.
А ещё это собственные частые боевые  вылеты во главе групп истребителей, воздушные бои, обстрелы зениток, перегрузки и за тех, кто вылетел вместе с тобой. Вернуться с задания и в мокром от пота обмундировании разглядывать пробоины в своём ЛА-5 и погладить чёрную кошку за то, что в очередной раз уберегла, было делом для  гвардии подполковника привычным.
Но это была не просто тяжёлая работа, а схватка за жизнь.
Однажды, после напряжённого боя в октябре 1942, он, с трудом посадив  на аэродром боевую машину, уже совершив посадку, потерял сознание и вылезти из кабины не смог. Боевые друзья, подбежавшие к его самолёту , подумали, что он ранен. Однако в госпитале определили – инсульт. Лечился Гальченко больше месяца.
1 декабря 1942 года на основании Приказа НКО №00231 от 10 ноября 1942 года Военно-Воздушные Силы Карельского Фронта были преобразованы в 7-ю Воздушную Армию Карельского Фронта.
 Врачебная комиссия хотела его комиссовать, но командование 7-й воздушной армии приняло решение: оставить Леонида Акимовича в строю. Лётчиками такого уровня и опыта разбрасываться негоже.  Подполковник Гальченко Л.А. был переведён на штабную работу.
609-й полк вскоре перебазировался на другой фронт, а Гальченко остался на Севере. С января 1943 г. до мая 1944 г. он поочерёдно являлся заместителем командира трёх авиационных дивизий 7-й воздушной армии — 259-й истребительной, 258-й и 261-й смешанных. С ноября 1942 года он последовательно служил заместителем командира 259-й, 248-й, 261-й, 201-й истребительных авиационных дивизий. 
Оставаться в одном строю с боевыми друзьями и не подниматься в воздух было выше его сил. Постепенно восстанавливаясь, иногда нарушая запреты, полковник Гальченко садился за ручку управления Ла-5фн, а позднее Ла-7.  Вновь иногда принимал участие в полётах с боевым заданием.
В начале лета 1944 г. Гальченко назначили заместителем командира 324-й истребительной авиадивизии, с ней он участвовал в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской наступательных операциях. Последний вражеский самолёт подполковник Гальченко сбил 22 октября 1944 г. в районе Сальмиярви.
Стоит, наверное, упомянуть интересную деталь в признании государством заслуг военных лётчиков Королевских Воздушных Сил (RAF) Англии, которые тогда были братьями по оружию и воевали иногда рядом с нашими лётчиками против единого врага.  Лётчик RAF, совершивший 30 боевых вылетов имел право на увольнение в запас, ему присваивалось звание Ветерана войны и пожизненная пенсия. 
В декабре 1944 года  дивизия для перевооружения была передислоцирована в Подмосковье, после этого Гальченко Л.И. в боевых действиях больше не участвовал. После окончания войны в Московском военном округе  в своей 324-й дивизии он прослужил около пяти лет.
В 1950-1952 годах полковник Гальченко командовал 16-й гвардейской истребительной авиационной дивизией ВВС Северного округа, осваивал реактивную технику.
 В 1952 году Гальченко Л.И. поступил в Высшую военную академию Генштаба имени К. Е. Ворошилова, однако по состоянию здоровья не смог её окончить, и в декабре 1953 года был уволен в запас в звании полковника.
Леонид Акимович уехал после увольнения на родину, в Махачкалу. Вёл там большую военно - патриотическую работу среди молодёжи. Он часто посещал школы и предприятия, рассказывал о боевых делах лётчиков Карельского фронта. Поддерживал он также тесную связь с Мурманском, где открыт музей боевой славы лётчиков Заполярья, бывал в Москве на встречах с фронтовыми друзьями.


Рецензии
Настоящий герой.
И Человек с большой буквы.

Реймен   27.05.2023 20:04     Заявить о нарушении
Да. Отличный был лётчик, командир и друг.

С уважением

Евгений Пекки   27.05.2023 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.