Рождественская сказка

...Правда или вымысел, было или не было, но жил на свете Кот. Простой рыжий, полосатый кот, самый обычный, дворовый, один из тех, кого называют "подзаборными".

Он родился неизвестно от кого, случайно так родился, как рождаются миллиарды уличных кошек. Он не помнил своей матери, потому, что она бросила его и других котят еще маленькими. Мать жила при магазине, торгующем продуктами, в том числе и мясной гастрономией. Сердобольные продавцы подкармливали ее и жалели. Когда стало заметно, что Кошка собирается рожать, ей выделили большую коробку из-под апельсинов.

Кошка не была в восторге, коробка пахла цитрусами, а это не самый приятный запах для кошек. Но зато на дне коробки лежала тряпка, пахнущая колбасой. Продавщица в колбасном отделе раньше протирала ею витрины колбасного ряда, потом пришла пора ее сменить, в силу ветхости, и тряпку отдали беременной Кошке. Кошка оценила подарок и согласилась воспользоваться противно пахнущей коробкой.

Вот в таком месте и родился на свет наш Кот. Произошло это событие аккурат в Рождественский Сочельник, когда Ангелы людские, а может и не только людские, спускаются на Землю и поют. Кот не знал, что такое Рождество, но песни Ангелов слышал. Он только что родился и еще не знал звуков мира, в который пришел. Ему казалось, что это поет его мать. Он завороженно слушал песню и сосал молоко. Ничего прекраснее этого момента с ним не происходило. Конечно, он не запомнил этого, хотя, как не запомнил, подсознание впитало это чувство глубоко, как первое впечатление, но осознанного воспоминания не осталось.

Шли дни, котята росли. Продавцы кормили Кошку, чтобы она могла кормить котят. Прошла пара недель, котята открыли глаза. Коробка была для них целым миром, ведь это первое, что они увидели. Им и в голову не приходило, что за стенками коробки может быть другая жизнь.

Кошка недолго занималась уходом за своим потомством, легкомысленной особой оказалась эта Кошка. Как-то мимо нее прошел шикарный Кот из соседнего магазина, повел усами, как гусар, предложил прогуляться... Кошку только и видели... Больше она не пришла...

Котята остались одни. Сначала они громко плакали, ища мать. Им было голодно и страшно. Работники магазина как могли пытались кормить их, сначала из пипетки, потом из блюдца. Поняв, что Кошка больше не придет, котят потихоньку стали предлагать покупателям, так, чтобы хозяин магазина не слышал. Он был очень строгим и терпеть не мог кошек. По его мнению, все беды происходили от них. Кошки могли принести с собой болезни, испортить товар, нагадить в углу так, что потом хоть магазин закрывай. Они громко мяукали, прося поесть и терлись об ноги, оставляя на брюках шерсть, они лезли на руки, как только ты садился отдохнуть или перекусить, и требовали свою долю обеда.

В общем, не любил он кошек и все!

Коробку с котятами прятали в самой далекой кладовой, куда начальник никогда не заходил. Там хранился инвентарь для уборки. Что делать начальнику среди тряпок и веников? Конечно ничего!

Постепенно всех котят разобрали, тайно унося каждый пищащий комочек под одеждой или в сумке вместо колбасы. Остался один - самый маленький и слабый рыжий котенок. Почему его не взяли? Да Бог его знает! Может потому, что он был самым маленьким и производил впечатление доходяги, может потому, что у него совершенно не было голоса, он только раскрывал ротик в беззвучном крике и все. А может потому, что у него не до конца раскрылись глазки и он всегда выглядел ужасно несчастным и грустным. А кому нужны грустные, немые, тощие коты? Да никому, конечно! Вот и его никто не брал. Работники магазина смотрели, как он растет, вздыхали, кормили, но ни у кого не было желания взять Кота домой. Когда рыжий котик подрос, его научили ловить мышей, которых всегда полно возле мест, пахнущих едой. Кот оказался знатным крысоловом. Он был из простых, его предки в палатах царских на дармовщинке не сидели, а кормились своим трудом. Вот и он собирался так же честно жить и отрабатывать свой кошачий паек.

Кота не слишком любили. Его держали только, как мышелова. Никто особо не пытался заглаживать и заласкивать его. Кот никогда не мяукал, поэтому мало кто из посетителей догадывался о его существовании. Он не гадил в помещении, поэтому хозяин магазина тоже не знал, что у него есть еще один тайный сотрудник, работающий за колбасные и мясные обрезки. Кот был умным и заметил, что его все время пытаются спрятать от посетителей и хозяина магазина. Он и сам не стремился показываться им на глаза. Кот был вполне удовлетворён своей жизнью. Голодным он не был, по ночам не замерзал, работу имел - что еще нужно обычному, подзаборному, уличному коту? У многих и такого нет!

Но одно воспоминание преследовало его - ощущение безмерного счастья, которое он испытывал, когда новорожденным сосал молоко и слушал песню Ангелов.

- Что за существа произносили эти звуки? - думал Кот. - Это точно не мама, потому, что потом я слышал ее голос, ее хрипловатое мяукание. Это не мои братья и сестры, потому, что я потом слышал их голоса. Они тоже кричали "мяяяяу" и очень пронзительно к тому же. Это не люди, которые меня кормят. Их речь странная, не похожая на нашу и совершенно непонятная, но это не пение. Кто же это мог быть?

Ничего не приходило в голову Коту, не слышал он больше никогда таких чарующих звуков ни от кого, с кем встречался.

- Ну и ладно, - думал он, - не беда! Ну, подумаешь красиво! Ведь красота еще никого не накормила и не защитила от крыс. И никого не сделала счастливым. Меня не выбросили, а могли. И я счастлив этим. Мне много не нужно, кусок мяса, теплый угол, да чтобы не пинали. А уж я постараюсь отработать эту благотворительность...

...Прошел год...

Пришел очередной Рождественский Сочельник. Вокруг царила светлая радость. Недавно люди встретили новый год, а вот теперь близилось Рождество - большой и радостный праздник. Везде стояли пушистые елки, наряженные шарами, мишурой и мигающими гирляндами. Кот знал, что это есть нельзя. Но запах елок ему нравился, он напоминал запах апельсиновой кожуры. Этот запах его преследовал с самого рождения и записался в подкорку его мозга, как самый приятный и сладостный запах. Елки пахли похоже. То ли сами по себе, то ли потому, что в магазине на них вместо игрушек развесили мандарины...

Кот, когда никто не видел, подходил к елке и втягивал носом будоражащий воспоминания далекого детства дух.
Когда в магазин вместе с покупателями заходили маленькие дети, продавцы разрешали снять один мандаринчик с елки, в качестве маленького подарка в честь грядущего Рождества и загадать желание.

Кот наблюдал за этим и думал:

- А почему бы и мне не снять один мандаринчик? У меня тоже есть желания. Ведь всем дарят такую возможность, а чем я хуже? Я тоже работаю здесь, приношу пользу, меня ценят, как работника, даже иногда дают "премию" в виде лишнего кусочка сырого мяса. Может и я достоин небольшого подарочка? Я бы отнес его в свой уголок и вдыхал бы его запах, вспоминая о маме и о самом счастливом периоде своей никчемной жизни. Ведь давно понятно, что я не нужен никому.

Кот решил оплатить "подарок", чтобы все было справедливо. Ведь ему никто не предлагал снять мандарин. Значит это было бы воровством с его стороны! А он был честным Котом и никогда не воровал, как бы ни был голоден.

Поймав и придушив толстую крысу в подсобке, Кот тихонько подволок ее к елке, положил у ведра с землей, в которое был вкопан ствол и прикрыл крысу мишурой, чтобы она покоилась с миром и не злилась на него в следующей жизни.

- Ну вот, - решил Кот. - Я оплатил свой подарок и теперь точно могу взять его с чистой совестью.
Он выбрал мандарин, висящий на высоте его роста, если встать на задние лапы, схватил зубами веревочку, на которой он болтался, и потянул изо всех сил. Мандарин не поддавался. Веревочка была крепко привязана к ветке, чтобы случайные воришки не крали мандарины, пока продавец отвернется. Кот потянул еще сильнее, потом стал дергать и в итоге просто повис на веревочке всем своим весом.

Мандарин так и не оторвался, но зато ветка потянула за собой все деревце и елка рухнула на Кота, прикрыв его пушистыми лапами. Кот, наконец сорвал мандарин с ветки и за веревочку поволок его в свой угол.

На шум сбежались продавцы и покупатели. Никто не понимал, почему упала елка. Но тут из своего кабинета появился хозяин магазина.

- Что тут за безобразие творится? Что за разгром? Кто это натворил? - орал он, брызгая слюной и багровея на глазах. - Я вычту ущерб из ваших зарплат! Признавайтесь, кто это сделал?!

Кот тихонько волок мандарин. Хозяин вдруг заметил несчастного хвостатого. Покупатели и продавцы наблюдали, как глаза хозяина магазина постепенно выпучиваются и наливаются кровью от гнева. Наконец он не выдержал и заорал:

- Всех уволю! Всех абсолютно! Устроили здесь кошатню! Кто разрешил? Кто позволил? Убрать! Убрать немедленно! Выгнать взашей! Не пускать! Без выходного пособия всех! Подчистую!

Продавщица мясного отдела быстро кинулась к Коту, схватила его и потащила в подсобку.

- Ну ты что, Кот, - шептала она, - что ты натворил! Теперь нас всех вместе с тобой выгонят! Тебя на мороз, нас на другое место работы! Ну что же ты натворил!

Кот сидел у нее на руках, не выпуская веревочку с мандарином из зубов. Он дорого заплатил за этот подарок и не собирался расставаться с ним.

Бросив его в подсобку, продавщица мясного отдела заперла за собой дверь и бегом вернулась в торговый зал. Там все еще бесновался хозяин магазина. Грузчики подняли елку и поставили ее на место. Хозяин подошел к ней и начал поправлять мишуру и висящие мандаринчики. Вдруг раздался его крик.

- Крыса под елкой! Как вы допустили? Кто положил крысу под елку? Всех уволю! Прямо сегодня! Без выходного пособия!

Покупатели столпились и с удивлением смотрели, как хозяин орет, словно ему прищемили дверью палец.

Вдруг один маленький мальчик подошел к нему и сказал:

- Дядя, дядя, ну чего ты так кричишь? Ты разве не знаешь, что крысов и мышов ловят хорошие котики? Какой ты глупый, дядя! У нас в подготовительной группе все об этом знают!

Налитые кровью глаза "дяди" остановились на малыше. "Дядя" в гневе хватал ртом воздух, забыв как произносятся слова.

- Воооооон! - наконец прорезался его голос. - Вооооон этого кота! На мороз! На улицу! На живодерню! Пусть из него чучело сделают!

- Сам ты чучело, дядя! - печально посмотрев на хозяина магазина, тихо произнес мальчик. - Ма, я просил у Деда Мороза котика в подарок! Ты говорила, что он все желания хороших деток исполняет. Я целый год был хорошим мальчиком, а Дед Мороз подарил мне машинку, которых у меня и так целый ящик! Кого мне попросить на Рождество, чтобы мне подарили котика? Вот этого котика, хорошего, который умеет ловить крысов и мышов.

- Да хоть всех ангелов проси, - отмахнулась мама. - Дед Мороз приходит только раз в году в волшебную ночь и в следующий раз придет только через год. Пиши ему письмо на следующий год, может он и принесет тебе котика под елочку. Только тогда уж перса проси или там сиамского! Не этого подзаборного рыжего! У нас нет ни крыс, ни мышей! Нам такой ни к чему!

- Я не хочу другого, ма! - голос мальчика почти сорвался на крик. - Ты не слышишь разве, что котика выбросят на мороз? Мы в Рождество будем сидеть в теплой квартире возле елочки, есть мясо, которое ты приготовила, радоваться и петь рождественские песенки! А этот котик, которого дядя продавец выбросит на улицу, будет замерзать и никто, слышишь, мама, никто не даст ему ни кусочка мяса или колбаски! И он замерзнет, простудится и умрет к утру под такой же елочкой, как и у нас! Только ненаряженной! Разве это справедливо?

- Кто продавец?! Я про...продавец?! - от злости хозяин магазина начал заикаться. - Выбросить кота! Немедленно! Меня еще так никто не оскорблял! Продавец! Да я.. Да он...

- Ты, "дядя"! - вперед вышел уборщик магазина, вытирая руки о халат. - Помолчать бы тебе, "дядя"! Был бы я маленьким, попросил бы Рождественских Ангелов, чтобы они лишили тебя голоса и отдали его нашему Коту, в котором гораздо больше ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, чем в тебе! Гораздо больше! Если его не заберет этот мальчик, то я заберу! Даже если ты меня уволишь, я все равно его возьму! И разделю с ним свой кусок хлеба! Пусть даже без колбасы! В Рождество не должно быть страдающих душ! А у этого кота душа точно есть! А не тот гнилой кочан капусты, который вложен вместо души в тебя!

- И я готова забрать Кота! - выступила вперед продавщица мясного отдела. - Я целый год выкармливала его. Он мне, как родной! А ты - "на улицу"! Сам на улицу иди, Кащей бессердечный! Чтобы пусто тебе было!

И один за другим продавцы и покупатели начали предлагать забрать к себе Кота.

Мальчик заплакал, подошел к елочке, достал свои варежки, надел их на елочные ветки и тихо, сквозь слезы, попросил:

- Сегодня Сочельник, завтра Рождество, дорогие дяди Ангелы, а может тети, я не знаю, но если вы и правда есть, то сделайте так, чтобы мама разрешила мне взять этого несчастного котика к нам домой! Вот вам за него мои варежки! Ведь у вас нету бабушек, которые вам свяжут варежки? Возьмите, мне не жалко! Деда Мороза я просил, но он наверное не получил моего письма! В этом году он больше не придет! Котик замерзнет на улице, если его выбросят и не сможет дождаться следующего года! Пожалуйста, Ангелы, выполните мое желание! Я больше ничего не попрошу до следующего нового года! Честно-честно! И вести себя буду хорошо и маму слушаться! Ну что вам сложно, что ли?

Мальчик сел возле елочки прямо на пол и стал размазывать слезы кулаком по лицу, подвывая от горя.

Вдруг зазвучала прекрасная, едва слышная музыка. Елочная гирлянда снова засветилась и начала переливаться разноцветными огнями, хотя ее не успели снова подключить к розетке. Музыка становилась все громче и стало слышно, что это чье-то пение. Мальчик поднял голову и прислушался. И вдруг широкая улыбка озарила его заплаканное личико!

- Я понял, я понял! Спасибо! - закричал он и помчался к подсобке, где был заперт Кот.

Распахнув дверь, мальчик увидел Кота, лежащего на тряпке, пахнущей колбасой. Возле кота находился мандарин - его Рождественский подарок.

- Мяу! - вопросительно сказал Кот. Вздрогнул, посмотрел вокруг и снова открыл рот. - Мяу, мяу, миау, мииииааааауууууу!

- Он заговорил! Кот заговорил! - закричал мальчик, подбежал к Коту и крепко прижал его к себе, вытирая его густой шерстью текущие слезы. - Ангелы услышали меня... - шептал он Коту прямо в ухо. - Представляешь, услышали! Они разрешили взять тебя! Кот, мой кот... Я назову тебя Мандарин! Хочешь? Тебе нравится? Пойдем со мной, Мандарин! У меня дома их много! Я их все отдам тебе!

В торговом зале было очень шумно, люди спорили между собой, кто-то поддерживал хозяина магазина, кто-то встал на защиту Кота и предлагал себя в качестве хозяина. Вдруг из коридора вышел Кот. Это вроде был и тот Кот, и не тот. Он изменился. Сильно изменился! Из свалявшегося и нечесанного немого блохоносца, затравленного, вечно прячущегося, всего пугающегося, передвигающегося на полусогнутых, чтобы не попасться на глаза хозяину магазина, Кот превратился в роскошного рыжего красавца с широкой мощной грудью, высокими лапами, гордой осанкой и высоко поднятой головой.

- Мааааауууууу! - громко заявил он о себе всем, находящимся в зале. - Мииииаааауууууу!

- Вот так-таааааак... - протянул уборщик магазина. - Немой заговорил!

Хозяин магазина открыл рот для следующей гневной тирады и... не произнес ни звука. Он снова и снова силился, что-то проорать. Краснел, бледнел...

- Вот-вот, - сказала продавщица мясного отдела, - бодливой корове Бог рогов не дает! - она погрозила директору пальцем и рассмеялась.

А вслед за ней засмеялись и все присутствующие в магазине. И всем вдруг стало так хорошо и радостно, как будто каждый из них только что сделал какое-то доброе дело.

- Мама, познакомься, это Мандарин, он умеет петь, как Ангел. Спасибо, ма! Я тебя так люблю!

Мальчик подошел к маме и обнял ее. Мама стояла, плакала и думала: "Какой же добрый растет у меня сынок!"

- Вот мне повезло! - думал Кот, кружа вокруг мамы и мальчика и громко мурча. - Вот это настоящий подарок! Это мне мандарин помог, не иначе! Теперь я стану настоящим домашним любимцем! Мама, если бы ты могла это видеть...

А мальчик ничего не думал. Он был так счастлив, как казалось не был никогда в жизни! Ангелы пели для него голосом "подзаборного" кота, который с этого момента перестал быть "подзаборным" и стал "его собственным и любимым".

Директор в ужасе от того, что сорвал голос от крика, а ему еще нужно сегодня звонить в налоговую инспекцию, сидел в углу на коробках с апельсинами и пил подогретый "Боржоми" в надежде, что голос потерян не навсегда. Покупатели и продавцы обнимались, поздравляя друг друга с Сочельником и наступающим Рождеством и, обрывая по мандаринчику с елки, загадывали желания Рождественским Ангелам. Добрые желания, потому что только добрые люди верят и слышат пение Ангелов Рождества.

Мальчик взял маму за руку и они втроем пошли домой. Мама, мальчик и кот Мандарин. Кот шел и громко и победно мяукал, отмяукиваясь за весь год молчания.

- Мама, ты слышишь? Мой кот поет, как Ангел, - повторял мальчик, теребя маму за руку.

Мама шла со счастливой улыбкой глядя на своего малыша и чудесным образом преобразившегося гордого кота и кивала головой. Она слышала. Она точно слышала. Ведь только чистые сердца могут услышать в мяукании котов пение Ангелов...

...Впереди Рождественская ночь. Прислушайтесь к мяуканию бездомных, замерзающих котов, накормите хоть одного, приютите...

Быть может их голосами с вами заговорят Ангелы...


Рецензии